Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

Наше кино в конкурсе Generation

В "подростковом" конкурсе Берлинале оказалось сразу 2 российских фильма: игровое кино о первой любви и абсурдная анимационная короткометражка о роке.

Берлинский кинофестиваль: 14+

Сегодня на Берлинском фестивале состоялась мировая премьера фильма «14+» Андрея Зайцева, вошедшего в параллельный конкурс берлинского кинофестиваля Generation 14plus.
Впрочем, берлинский Generation – это не просто параллельный конкурс, а целый фестиваль в фестивале, с множеством призов, несколькими жюри и четырьмя конкурсными блоками. И этот отдельный довольно масштабный смотр посвящен фильмам для детей, подростков и молодежи. Для первых – программа Generation Kplus. Здесь среди конкурсантов можно увидеть датского «Мальчика-муравья», рассказывающего про юного супергероя или австралийскую картину про состязания по бумажным самолетикам...
Мальчик-муравей
Но куда чаще в берлинский Generation Kplus отбирают фильмы не столько развлекательные, сколько изображающие довольно специфический (с точки зрения европейского ребенка) детский опыт. Как, например, у героев тайской картины «Так тому и быть», 7-летних детей, идущих по пути Будды. Или как у девочки Рокио из фильма «Самый большой в мире дом» (Гватемала/Мексика), которая живет в горах и занимается выпасом скота. Или как у двух малышей из китайской «Речной дороги», которые отправляются в многодневное одинокое путешествие верхом на верблюдах. Или как у ребят из турецких «Зимних пиратов», которые ходят по бескрайней зимней пустыне и ищут уголь для своих семей.
Ритм под моими ногами
Сердцем второй конкурсной программы - Generation 14plus - становятся фильмы о взрослении и тех сложных бытийных вопросах, с которыми сталкиваются люди в 14, 16, 18 лет. Например, герой британского фильма «Ритм под моими ногами» мечтает стать рок-звездой и берет измором настоящего рок-музыканта в отставке, которому случилось жить по соседству, чтобы тот показал ему путь. Девочка Мина из фильма «Мина идет» (Канада/Афганистан) пытается открыть для себя возможности в стране, где у женщин, в сущности, нет ни прав, ни выбора. А 15-летняя Минни из американского «Дневника девочки-подростка» начинает постигать радости секса, выбрав в качестве партнера маминого бойфренда.
14+, реж. Андрей Зайцев
Вот примерно в такой компании и оказался фильм Андрея Зайцева «14+», чье название забавным образом дублирует название самого конкурса, а суть – идеально вписывается в задачи этого сектора. «14+» - это история первой любви, при этом и история, и ее участники, и даже сама эта первая любовь, в сущности, такие обыкновенные, что невозможно даже понять, как из подобных предпосылок можно сделать интересное кино. Тем не менее, Зайцев смог. «14+» - фильм необыкновенно смешной и трогательный до слез, неожиданный, захватывающий, абсолютно нетривиальный, тонкий и невероятно искренний. Сложно сказать, как в берлинском конкурсе, но в постсоветском кинематографе он смело может претендовать на звание лучшего в своем роде.
14+, реж. Андрей Зайцев
История, как уже говорилось, совершенно тривиальна: парень по имени Лёша живет с матерью-одиночкой, учится в школе и дни напролет проводит в компании двух друзей, тусуясь по окрестным дворам и улицам, где заправляет группа отморозков из соседней школы. Там-то на улицах они встречают однажды компанию девчонок, столь же, в сущности, обыкновенных, манерных и на первый взгляд не слишком-то годящихся на роли джульетт. Однако любовь – штука странная, поэтому… один поворот головы, брошенный взгляд, солнечный удар, и вот уже Лёша буквально готов преследовать девочку Вику, пытаясь с ней познакомиться. Подойти к предмету обожания и без того страшно, а тут еще шпана, которая считает всех симпатичных девочек чуть ли не своей собственностью.
14+, реж. Андрей Зайцев
И сюжет, и обстановочка годятся скорее для какого-нибудь проходного эпизода третьесортного подросткового сериала, где все эти пубертатные страсти будут обыграны с соответствующей тщательностью, и ровно таким бы получился фильм Зайцева, если бы не одно действующее лицо, которое все меняет и преображает в мгновение ока. Ну-да, речь о настоящей любви, той самой, которая с замирающим сердцем и дрожащими коленками, с мурашками по коже и невозможностью поднять взгляд, с полной и безоговорочной готовностью на все и все остальное. И пусть подо всем в данном контексте подразумеваются разбитые носы и сердца, стоят эти подвиги ничуть не меньше, чем деяния мифологических героев.
14+, реж. Андрей Зайцев
Исполнитель главной роли Глеб Калюжный с таким недетским актерским мастерством выполняет каждую паузу, каждый взгляд, каждое движение, что как по волшебству буквально на физическом уровне начинаешь узнавать и чувствовать, и вспоминать, как это все бывает, и весь незамысловатый антураж действия видится уже в новом свете, так что пошловато обставленная девичья комната кажется таинственной кельей, а разборки со шпаной – настоящим рыцарским поединком, в котором побеждает не сила, а истинная доблесть, возвышенное благородство и неподдельное достоинство.
14+, реж. Андрей Зайцев
За фильм Зайцева по-настоящему хочется «держать кулачки» - даже не ради самого этого берлинского приза, а ради тех возможностей, которые он откроет. Ведь без значимых наград и предварительной шумихи у «14+» шансов в нашем прокате не много (страшно подумать, какие недовольные лица будут кривить российские кинотеатральные сети при словах «подростковое кино»). Между тем, фильм несомненно стоит показать вполне себе широко - и самим подросткам, и, к слову, их родителям, которые легко узнают себя в маме Алексея, напрочь лишившейся контакта с сыном и с нескрываемой тоской осознающей, что мальчик ее стал взрослым.
Почему банан огрызается, реж. Светлана Разгуляева
Удачи хочется пожелать и второму российскому фильму, точнее, мультфильму, который был отобран в короткометражный конкурс Generation 14plus. «Почему банан огрызается» - это действительно великолепная работа, созданная молодым режиссером Светланой Разгуляевой. Абсурдный, весьма нетривиальный по форме, очень забавный и в то же время глубиной своей заставляющий вспомнить «Превращение» Кафки, фильм изображает человека, который работает бананом. Ну вот такая бывает работа у людей: ходит целыми днями в костюме банана и что-то рекламирует.
Почему банан огрызается, реж. Светлана Разгуляева
И все было бы неплохо у героя, но однажды человек-банан обнаруживает, что у него начинает расти хвост. Весь фильм – это его записанная на камеру исповедь, в которой бедный анимационный банан рассказывает свою, полную боли, историю. Фильм у Светы получился очень даже выдающийся, искрометный и нетривиальный, однако традиционно такие мультфильмы проходят в нашей мультипликации не то чтобы совсем незамеченно, но без особенного триумфа. Потому что короткометражное авторское - это даже еще хуже, чем подростковое. Хоть какой-то пиар подобному фильму может сделать разве что хороший приз, как это было в прошлом году, когда на том же берлинском Generation свою награду получил Леонид Шмельков с мультфильмом "Мой личный лось". Не то чтобы кино после этого посмотрели миллионы, но все же и режисер, и картина хоть какой-то получили интерес от публики.
Светлана Разгуляева
Судьбу обоих фильмов будут решать целых два жюри: 7 берлинских подростков выдадут «хрустальных медведей» в категориях «полный метр» и «короткий метр». А трое профессионалов из Австралии, Новой Зеландии и США выдадут гран-при, специальный приз жюри и «почетные упоминания». По аналогичной системе будут награждены и фильмы из Generation Kplus, только там, в свою очередь, хрустальные статуэтки будет раздавать жюри из 11 берлинских детей 12-14 лет.

Берлинский кинофестиваль: 14+

Афиша кино >>

боевик, научная фантастика, приключения
Россия, 2025
комедия, мелодрама, приключения, фэнтези
Япония, 1992
боевик, комедия, триллер
Великобритания, США, 2024
драма
Бельгия, Италия, Франция, 2024
драма, мистика
Бельгия, Нидерланды, Норвегия, 2024
боевик, приключения, фэнтези, экранизация
Китай, 2024
детектив, драма, криминальный фильм
Гонконг, Китай, 2024
комедия, мелодрама
США, 2023
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен