На 8-м фестивале современного европейского кино «2morrow/Завтра» есть программа «Horror/Humor», посвященная, казалось бы, антонимичным областям - комедии и ужасам. Но этой подборкой соперничество и взаимное сосуществование двух, как иногда считается, низких жанров не заканчивается - в рамках смотра показано немало других картин, которые отвечают за смех и трепет.
«Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни» Роя Андерссона - триумфатор последнего Венецианского кинофестиваля, заключительная часть трилогии шведского режиссера, полнящейся ироничными и немного печальными размышлениями о жизни. Бытовые наблюдения и фантазии постановщика нередко обретают характер скетчей черного юмора: например, два немолодых сына изо всех сил вырывают у находящейся при смерти матери сумку с драгоценностями, которую она думает забрать с собой на небо; или в корабельной столовой работнице буфета приходится раздавать заказ скончавшегося пассажира, и после вопроса
"Кто хочет его пиво?" одутловатый мужчина робко поднимает руку. Хватает в пространстве андерссоновского постапокалипсиса, прошедшего давно, буднично и незаметно, и пугающих сцен: например, с обезьянкой, подключенной к электродам, или с огромной медной камерой, в которую заводят группу чернокожих людей, и начинают медленно вращать над огнем.
Не менее камерным, но уже более близким к жанру хоррора оказывается
«Полигон 27» Артема Мирошина - попытка создать постапокалиптический триллер за копейки да еще и на территории Хабаровского края. Но выглядит картина, мягко говоря, смешно и шаблонно. Хотя обаяния ей все равно не занимать. По сюжету на девушку-курьера (!) и ее отца нападают люди из
Нью-Вегаса убежища «Новый Хабаровск» из-за
фишки диска с ценной информацией. По ходу фильма постоянно ловишь себя на мыслях о Веронике, Кэсс и других персонажах игры «Fallout: New Vegas», а также о таких легендарных картинах, как
«Безумный Макс» и
«Побег из Нью-Йорка». Но перед нами - со скидкой на дебют - всего лишь свалки, непутевая компьютерная графика, напыщенные монологи и автоматы Калашникова в руках детей. Правда, из
Виктории Зогий и
Никиты Мокиева получилась неплохая парочка главных героев, и их стоило бы позвать в столицу на съемки к
Тимуру Бекмамбетову.
Еще один дебют, теперь в области эстетского переосмысления самой набившей оскомину темы последних лет -
«Девушка ночью гуляет одна» режиссёра иранского происхождения
Аны Лили Амирпур, романтизирующая насилие сексуальной вампирши над своими жертвами. Вампирскую тему «Девушка...» обновляет её за счёт искренности и приятной наивности, стойко ассоциирующейся у критиков с иранским кино. Эстетская чёрно-белая картина о любви бессмертной хищницы к простому и честному юноше в костюме графа Дракулы использует лучшие достижения авторского кинематографа: кадры с чётко выверенной композицией, образ благородной мстительницы (героиня убивает исключительно подлецов), лёгкий романтический сценарий. Полнометражный дебют Амирпур очаровывает сочетанием приёмов, к результату которого сложно остаться равнодушным.
Страх и любовь оказываются и в фундаменте
«Аллилуйи» Фабриса дю Вельца, выполненной в жанре гротескной хоррор-мелодрамы, где любовь героини к обманщику-альфонсу (и по совместительству — шаману) оборачивается чередой жестоких убийств. Создатели фильма не ограничились одной жанровой формулой и добавили даже элемент мюзикла, когда обезумевшая от ревности Глория начинает петь о любви, при этом расчленяя тело первой жертвы. Сочетание экспрессивных эмоций и необузданной жестокости придало фильму дю Вельца особую пикантность, при которой грань между предельным накалом чувств и сумасшествием стремительно исчезает.
Не менее экзотический хоррор, также повествующий о женщине, которую допекли,
«Бабадук» - это невероятно красивый и атмосферный хоррор австралийки
Дженнифер Кент, в котором
Эсси Дэвис исполняет роль женщины на грани нервного срыва, уставшей от одиночества, серых дней и, особенно, от своего взбалмошного сына (
Ной Вайсман), вечно воюющего с неведомым монстром. Картина доверху наполнена цитатами, ассоциациями и реминисценциями, из-за чего порой превращается в энциклопедию с картинками. Ужас здесь соседствует с тяжелой драмой, любовь - с ненавистью, комичное - с трагичным, а сама история больше всего напоминает ранние работы
Романа Поланского или насыщенные насилием шедевры
Михаэля Ханеке. Но самое очаровательное в данной работе - это финальный твист, превращающий банальный фильм ужасов в сказочную притчу о прощении и любви.
обсуждение >>