Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

Не алё!
25-ый «Кинотавр». День третий

В третий день «Кинотавра» - 3 июня - прошли показы еще одного блока короткометражек, мастер-класс Андрея Звягинцева, а также состоялись премьеры двух полнометражных фильмов основного конкурса - «Белая, белая ночь» Рамиля Салахутдинова и «Спроси меня» Веры Харыбиной. Тема дня - человек, его мечты и желания.


Короткий метр

«Абонент», реж. Марина и Оксана Артеменко
Киноанекдот про мужчину, который пытается дозвониться до интернет-провайдера и вынужден много раз выслушивать бесконечное и очень смешное голосовое меню. Поскольку дело происходит в Киеве, для начала абоненту предлагается выбрать язык общения (нажмите 1, если вы хотите говорить на русском языке, нажмите 2 - если вы хотите говорить по-украински, 3 - на английском, 4 - на иврите…), а потом определить цель звонка и снова нажать нужную цифру (вплоть до «9 - просто поговорить»). Психанув от невозможности получить консультацию специалиста, мужчина отправляется прямо в офис компании и, размахивая пистолетом, угрожает расправой. Одной из сотрудниц удается отползти и дозвониться до милиции - угадайте, что она слышит в телефонной трубке экстренной службы?
Нулевой бюджет нисколько не помешал киевлянкам снять актуальное и очень смешное кино. Зрители «Кинотавра» встретили фильм восторженно. Известно, что планируется продолжение историй про абонента, пассажира, пациента, жильца и так далее.



«Она ждет», реж. Марьяна Калмыкова
25-ый «Кинотавр». День третий
Еще одна студентка курса Сокурова в КБГУ поместила героиню, актрису, в настоящую женскую колонию. Фильм получился короткий, скорее это не полноценный фильм, а кинозарисовка, ведь съемки были разрешены и прошли в один день. История обозначена едва заметным пунктиром - к девушке приходит на свидание в тюрьму молодой человек, кажется, именно из-за него она здесь и оказалась. Как и все работы учеников Сокурова, эта тоже ориентирована прежде всего на настроение, создание атмосферы, которую здесь обуславливает прежде всего напряженная документальная среда. Собственно, она и является основным смыслообразующим зерном, центром притяжения фильма.


«Рок», реж. Иван Шахназаров
Трио рок-музыкантов едут на прослушивание к продюсеру в соседний городок на старом автомобиле. Неожиданно их машина глохнет, прямо на дороге, ночью, посреди холодного заснеженного леса. Странноватый мужчина на грузовике берется подвести парней до нужного места, еще не зная о том, что троица проклята: злой рок настигает всех, кто попадается им на пути. Рокеры оказываются в эпицентре стремительно разворачивающихся ужасных событий, вырваться из которых, кажется, невозможно. «Рок» - состоявшееся взрослое кино, в жанре черной комедии, навевающее мысли о русских народных сказках про Иванов-дураков и неведомые дорожки и нашей непреодолимой вере в неизбежность.


«Соседка», режиссер Лика Ятковская
Обрывочная история про двух антонимичных соседок, самая большая пропасть между которыми лежит в области половой жизни (у одной, соответственно, все очень хорошо, а у другой - из рук вон). Та соседка, которой не хватает внимания и тепла, грустно моется, смотрит с планшета тоскливые фильмы и любит уходить из квартиры, не выключив ни свет, ни проигрыватель. Однажды она заявляется к востребованной соседке, которая никак не может определиться с тем, какие сигареты курить, берет блендер, врет, что не в ладах с табачной продукцией и фальшиво сопереживает потере мужа. После такого полномасштабного акта мести несчастная девушка оказывается удовлетворена и идет курить к себе домой, а вторая остается плакать.

25-ый «Кинотавр». День третий

«Пересадка», режиссер Илья Учитель
Вольное переложение рассказа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Три часа между самолетами», анекдот о том, что в каждом тридцатилетнем мужчине живет обиженный двенадцатилетний мальчик, который помнит первую любовь и детские обиды. Иван (Алексей Морозов), возвращаясь из командировки, заезжает в родной город, в котором последний раз был 17 лет назад. Он хочет повидать школьную любовь - Аню (Екатерина Тарасова), которая пьет виски с мандаринами, тоже ждет мужа из командировки – и, в общем-то, не прочь предаться воспоминаниям. Илья Учитель усложнил структуру рассказа, добавив ближе к финалу сразу два сюжетных поворота, которые позволяют взглянуть на историю по новому, но всегда - с легкой улыбкой.

«Дело принципа», режиссер Игорь Короткий
Еще одна симпатичная комедия о тяжелых буднях старательного киллера (Александр Кухаренко), который специализируется на женах-блондинках (Наталья Клюкина) с маленькими собачками, туфлями на высоких каблуках и вредными привычками. Новое дело оказывается для наемного убийцы не из простых, поэтому с каждым днем ему все сложнее просыпаться в шесть утра, бриться опасной бритвой и готовить кашу. Герои не произносят ни слова, зато очень выразительно друг на друга смотрят, а поведением напоминают персонажей мультфильма (благодаря прекрасной операторской работе и динамичному монтажу даже обретают сходство с героями студии Pixar).

25-ый «Кинотавр». День третий
«Некролог», режиссер Марина Потапова
Режиссерский дебют сценариста Марины Потаповой, постоянного соавтора Сергея Лобана («Пыль», «Шапито-шоу»). Закольцованная история о журналисте «Новой газеты», чьего друга убивают неизвестные. Подкошенный этим событием, он сначала уходит в отрыв, затем общается с духом погибшего друга, а затем и вовсе становится одержим паранойей, что теперь придут за ним. Коллеги и друзья предлагают устроить какую-нибудь акцию памяти, чтобы «все увидели и об этом написали». «Некролог» не только показывает условную «внутреннюю кухню», но и будто бы несколько иронизирует над тем, какими дежурными или эксцентричными мероприятиями люди готовы «отметить» смерть близкого человека.


*

Обе картины основного конкурса утверждают приоритет одной взятой личности перед лицом эпох и истории. Хотя фильмы сделаны в абсолютно разной визуальной стилистике, и в том, и другом фильме герои говорят о своих повседневных проблемах, открывают душу. Увы, степень достоверности их откровений в обеих картинах оставляет желать лучшего.
25-ый «Кинотавр». День третий
«Белая белая ночь», режиссер Рамиль Салахутдинов
Второй полнометражный фильм Рамиля Салахутдинова начинается как детектив, эдакий светлый нео-нуар в условиях белых ночей. Частный детектив (Артем Цыпин) жил в Санкт-Петербурге, по велению души уехал в Москву, а теперь, спустя много лет, вернулся в город на Неве, чтобы разыскать пропавшего мальчика. Тот приехал на концерт и не вернулся. То ли из-за того, что у него украли сумку с паспортом и деньгами. То ли потому, что весь мир хаос, а люди делятся на неравнодушных и тех, кому наплевать (и последних, судя по всем, больше). Частный детектив будто бы в полудреме бредет по питерским улицам, выслушивает споры местных жителей, которые категорически не хотят смиряться с чужим представлением о мире.
25-ый «Кинотавр». День третий

В действительности, мальчишка оказывается прав: каждый придумывает приметы, чтобы побороть страх перед хаосом. Поколения отказываются прислушиваться друг к другу, якобы все про старших или младших товарищей понимая, а главный предмет каждого разговора - это время, которое течет. Все меняется, красивые старинные здания уступают место новостройкам, стекла истончаются и трескаются от людских взглядов, а торт и сыр 20 лет назад были вкуснее, чем сейчас, что бы ни обещала продавшица. Фильм Салахутдинова медленный и морочный, фиксирующий взгляд на каждом человеке, который заходит в кадр. По словам режиссера, для него Петербург символизирует застывшее время, но в этом времени - и это один из главных парадоксов фильм о человеческом (не)равнодушии - персонажи вызывают отчуждение, точнее, непредумышленное ровное дыхание, как герои сна.

25-ый «Кинотавр». День третий


«Спроси меня», режиссер Вера Харыбина
Снятая в жанре вербатим картина «Спроси меня» Веры Харыбиной состоит из восьми монологов людей, приехавших в Москву ради заработка из стран ближнего зарубежья или просто из провинциальных городов (стоматолог из Армении, таксист из Средней Азии и другие). Монологи, обработанные и переиначенные из рассказов реальных людей, исполняют студенты-второкурсники мастерской самой Харыбиной, для каждого это первая роль в кино.
25-ый «Кинотавр». День третий
Харыбина не сажает героев перед стеной, как сделала это режиссер Таисия Решетникова в фильме "Ноу проблем" того же жанра, а помещает их в документальную среду. Некоторые тексты сами по себе вполне симпатичны, однако исполнение, акценты и интонации очень сильно резонируют с окружающей действительностью и тем, как на самом деле говорят люди. Общий смысл и посыл фильма не так плох - авторы пытаются поговорить не только о толерантности и проблемах мигрантов, но заявляют о том, как важно желание понять и выслушать отдельного человека. Главный вопрос-претензия к картине, почему режиссер не пошла по пути более естественному и не сделала хорошее неигровое кино? Только ли для того, чтобы дать своим студентам поупражняться в актерском мастерстве?
25-ый «Кинотавр». День третий
Поиск по меткам

Афиша кино >>

Россия, 2024
триллер
Великобритания, США, 2024
триллер, фильм ужасов
Австралия, Великобритания, США, 2024
фильм ужасов
Индонезия, 2024
триллер, фильм ужасов
Индонезия, 2024
комедия, нуар (черный фильм), фэнтези
Франция, 2024
боевик, молодежный фильм
Россия, 2025
биография, драма, мелодрама
Бельгия, Франция, 2024
драма, музыкальный фильм, фэнтези
Италия, Франция, 2024
боевик, детектив, триллер, экранизация
Великобритания, США, 2025
романтическая комедия
Россия, 2025
мелодрама
Япония, 2013
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram