Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

Конкурсная программа прошедшего недавно фестиваля «Дух Огня» в Ханты-Манскийске, на 100% состоящая из дебютов, была призвана открыть новые имена авторов. И если про российских дебютантов мы знаем уже довольно много, так как смотрели их картины в течение года, следили за успехами на международных фестивалях и так далее, то в международном конкурсе, собранном авторитетным критиком Андреем Плаховым, было действительно много любопытных новых имен и фильмов, о которых хотелось бы рассказать.

Картина из Румынии, получившая главный приз фестиваля - «Что и требовалось доказать», режиссера Андрея Грушницкого - черно-белое воспоминание о жизни в социалистической Румынии.

Лучшие дебюты фестиваля «Дух Огня»

Главные герои фильма – математик, статьи которого не публикуются на родине, но охотно напечатали бы на Западе и его подруга юности, муж которой остался во Франции и вызывает семью к себе. Герои живут словно на минном поле, и женщина с каждым днем все острее понимает: для того, чтобы воссоединиться с мужем, получить разрешение на выезд, ей нужно совершить предательство друга. Для режиссера это уже вторая картина (на фестивалях дебютными считаются первые две работы), его первый фильм «Другая Ирина» получил приз за лучший дебют на кинофоруме в Лос-Анджелесе. «Что и требовалось доказать» - прекрасная работа прежде всего по драматургии, обстановка вокруг героев постепенно накаляется, пока система сужает круг и все сильнее выкручивая героям руки, а финал драмы – совершенно непредсказуемый.

Второй приз фестиваля, статуэтка "Серебряная тайга", а также «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков достались картине «Параджанов».
Лучшие дебюты фестиваля «Дух Огня»
Этот фильм в России уже показали на Московском фестивале, он был также на кинофорумах в Одессе, Ереване и ряде других. Как и в предыдущем, румынском фильме действие в ней происходит во времена развитого социализма, но уже в Советском Союзе. Объектом преследования властей становится режиссер Сергей Параджанов, яркий, гениальный человек, конфликтующий с тоталитарным режимом. По сфабрикованному делу Параджанов попадает в тюрьму. Картина биографическая, главную роль в ней исполнил актер Серж Аведикян, армянин, проживающий во Франции. Он же стал и со-режиссером фильма. Другой режиссер Елена Фетисова – киевлянка, она же сценарист фильма, которой пришлось стать режиссером картины, поскольку все, кому предлагалась эта роль, от нее отказались.

Третью по значимости награду жюри под руководством Андрея Смирнова вручило китайской картине «Семейная история», реж. Цуй Цзянь.
Лучшие дебюты фестиваля «Дух Огня»
И вновь в центре внимания 1972 год, жизнь социалистического Китая, школа разведчиков, в которой случается любовь двух молодых коммунистов. Историю жизни рассказывает сыну отец, бывший шпион, которому когда-то его мать прострелила яичко из пистолета, и это только часть случившейся семейной драмы. Фильм вызвал противоречивые отклики, но с показа никто не ушел, смотреть его уж точно не скучно. А наиболее интересное в фильме – фигура режиссера: он является очень известным музыкантом в Китае, одной из первых рок-звезд страны, взрастившей уже три поколения фанатов и последователей. Все, что делает этот человек в Китае, вызывает ажиотаж и усиленное внимание. Естественно, фильм связан с музыкой, главный герой, тот самый сын шпиона – молодой музыкант и по-совместительству хакер. Оператором картины стал Кристофер Дойл – постоянный соавтор Джима Джармуша и Вонга Кар Вая, поэтому фильм насыщен не только музыкой но и изобразительно очень богатый и красочный. Любопытно, что ханты-мансийцы увидели фильм раньше, чем он вышел в прокат в Китае, где его страшно ждут.

Стоит обратить внимание на один из фильмов, который не получил на «Духе огня» никаких призов просто потому, что уже был награжден в России главным призом международного фестиваля во Владивостоке. Это сингапурская картина «Илоило», которую можно посмотреть самостоятельно известным способом, не дожидаясь выхода ее в прокат (которого скорее всего не будет).
Лучшие дебюты фестиваля «Дух Огня»
Действие этой картины происходит в 1997 году, во времена финансового кризиса в Азии. В сингапурскую семью приезжает на работу служанка из Филиппин, Тереза. Главная задача девушки – присматривать за 10-летним мальчиком, который сначала не воспринимает Терезу вовсе, но постепенно очень сильно к ней привязывается. Молодой режиссер Энтони Чень снял свой полнометражный дебют, трогательный и глубокий, о том, как в условиях экономической нестабильности рушится мир вокруг нас, и в том числе страдают человеческие отношения и семейные связи.

«11,6», реж. Филип Годо, Франция
Второй фильм Филипа Годо, который до того как стал режиссером, был продюсером и кинопрокатчиком, в том числе прокатывал во Франции фильм «Чувствительный милиционер» Киры Муратовой и «Замри, умри воскресни» Каневского.
Лучшие дебюты фестиваля «Дух Огня»
Первый его фильм назывался очень по-русски «Последняя рюмочка на посошок». Картина «11,6» основана на реальной истории самого крупного в истории Франции ограбления. На фоне невзрачных будней инкассаторов, разыгрывается драма главного героя, нелюдимого, замкнутого охранника Тони, цель которого - не деньги, а месть начальству за унижения на работе. Тони привык полагаться только на себя и выходить из любой ситуации победителем, поэтому ограбление века он совершил в одиночку, чем заслужил поистине народную любовь. Фильмов, посвященных искусству кражи существует великое множество, и эта история по своей сути жанровая, но сложный характер героя, его закрытость и вопросы, которые остаются после фильма, добавляют драматизма и превращают фильм в хорошую европейскую фестивальную работу.


«Пристегните ремни безопасности», реж. Ха Чон-У, Южная Корея
Лучшие дебюты фестиваля «Дух Огня»

Режиссер-дебютант - не последний человек в кинематографе, это актер, известный не только в своей стране, но и в мире, снимался в фильмах Ким Ки Дука, например, во "Времени", или в блокбастере "Желтое море".
Картина - скетчевая комедия о путешествии в самолете скандальной кинозвезды, исполнителя главной роли в фильме «Господин Сквернослов». Попутчики счастливы, что оказались с суперзвездой в одном самолете и спешат выразить ему свою любовь? взять автограф, сфотографироваться... Среди героев - молодожены, молодой журналист, мама фанатки, мужчина-веган, а также многонациональный экипаж самолета. Полет оборачивается суровым испытанием для всех. Поскольку действие фильма практически полностью происходит внутри самолета, в салоне бизнес-класса, где в силу ограниченного пространства, мало возможности для движения, задача удержать внимание зрителей ложится целиком на плечи актеров, что в принципе им удается. Фильм получился "с огоньком", насыщенным эмоциями и недурным юмором.

«Зимняя сказка пролетариата», реж. Юлиан Радльмайер, Германия-Россия-Грузия
Лучшие дебюты фестиваля «Дух Огня»
Следующий дебютант - симпатичный немец Юлиан Радльмайер, ученик берлинской киношколы, и это его учебная дипломная работа. У фильма русский продюсер, Кирилл Красовский (он работал на игровых картинах Сергея Лозницы). Он тоже ученик киношколы, как, собственно, и все остальные члены группы. Их фильм - эксцентричная сатирическая притча о социальном неравенстве. Герои картины, трое молодых людей из Грузии (два парня и одна девушка), подрабатывают уборкой немецкого замка, в котором должен состояться светский прием. Делать им ничего не хочется, а главное их желание - пробраться на фуршет и вынести оттуда торт и шампанское. К месту и не к месту они развлекают друг друга историями из жизни своих родителей или Франциска Ассизского, выражая свое отношение к классовому неравенству, но не умея бороться с ним из-за патологической лени и безынициативности. Фильм снят практически без бюджета, однако, в нем находится место двум спецэффектам: в холле замка висит концептуальная блуждающая черная дыра, и, уже ближе к развязке в дом влетает «мельесовское» облако, которое мешает представительнице рабочего класса осуществить похищение торта, словно и сама природа поддерживает исключительно буржуазию.

«Едкий», реж. Киараш Асадизаде, Иран
Лучшие дебюты фестиваля «Дух Огня»
Фильм о разрушении традиционных семейных ценностей в современном Иране. Картина выстроена циклически, герои передают эстафетную палочку сюжета друг другу, пока круг не замкнется. В каждой истории - разлад между супругами или влюбленными, взаимное недоверие и непонимание. Фильм снят с положенной для Ирана целомудренностью - в кадре ни разу не появляются женщины с непокрытой головой, поцелуи не показываются, хотя подразумеваются. При этом, формальное следование законам не отменяет разговор на болезненную для иранского общества тему. Режиссер фильма - автор нескольких короткометражных работ, это его первый полный метр. В Ханты-Мансийске фильм получил специальный приз жюри.


«Йозгат-блюз», реж. Махмут Фазыль
, Турция
Лучшие дебюты фестиваля «Дух Огня»
Один из лучших фильмов «Духа огня», оставшийся, увы, без призов, снят с заметным влиянием турецкого мастера Нури Бильге Джейлана. Главный герой – стареющий певец Якуз, исполняющий в ресторанах маленького турецкого города Йозгат песни Джо Дасена, и его 30-летняя помощница Неше – словно герои рассказов О’Генри – неудачники, плохие артисты, которые стремятся найти свою нишу и воплотить в жизнь свои мечты о признании. Добиться маленькой, но все-таки славы, им помогают такие же как они, в общем-то неплохие люди, но с точки зрения искусства – посредственности. Картина участвовала во многих международных фестивалях - в Лондоне, Братиславе, Гамбурге, Сан-Себастьяне, получила приз ФИПРЕССИ в Варшаве, признана лучшим фильмом года у себя на родине. Главную роль в фильме сыграл непрофессиональный актер, получивший за нее также несколько наград. Продюсер, представляющий фильм, сказал о нем: «По профессии он доктор, но обычно пишет сценарии». В остальных ролях задействованы профессионалы. Режиссер же картины пришел в игровое кино, как это часто бывает, из документалистики. Это его вторая игровая работа.

Афиша кино >>

фильм ужасов
Италия, 1977
мелодрама
Россия, 2024
триллер
США, 2025
боевик, комедия
Великобритания, США, 2024
комедия, приключения
Великобритания, Канада, США, Украина, Япония, 2024
драма, экранизация
Ирландия, Бельгия, США, 2024
мистика, фильм ужасов
Италия, 2023
триллер
Испания, США, Чили, 2024
драма, музыкальный фильм
Канада, 2023
драма, триллер, фильм ужасов
США, 2025
драма, мелодрама, научная фантастика
Япония, 2025
драма, триллер
Россия, 2024
все фильмы в прокате >>
«Тематика 8 марта позволила нам уйти в более мягкую форму»: Максим Ткаченко и Андрей Шелков о возвращении на экраны героев «Нашей Russia»
Интервью
«Тематика 8 марта позволила нам уйти в более мягкую форму»: Максим Ткаченко и Андрей Шелков о возвращении на экраны героев «Нашей Russia»
Продюсеры и авторы сценария праздничного фильма – о музыкальных номерах, ностальгии и аудитории, которую может привлечь проект
3 комментария
Кино-театр.ру в Telegram