Фестиваль
«Золотой абрикос», отмечающий свою десятую годовщину, сегодня перевалит через экватор. За 4 дня прошло уже много значимых и интересных событий, на все попасть физически невозможно, тем более, что в промежутках между ними еще нужно умудряться смотреть кино.
фото Рубена Пашиняна
Открытие состоялось
7 июня и ознаменовалось прежде всего приездом в столицу одного из самых знаменитых армян мира
Шарля Азнавура. Великий шансонье открыл на площади, названной в его честь, памятную звезду, запустил в небо гроздь разноцветных шаров и прошел по красной дорожке вместе с другими гостями фестиваля.
На торжественной церемонии в Национальном Оперном театре почетный президент фестиваля Атом Эгоян вручил Азнавуру почетный приз «Золотого абрикоса» -
"Талер Параджанова" за вклад в мировой кинематограф, а затем зрителям показали два фильма с участием Шарля. Причем, если картина Трюффо
«Стреляйте в пианиста» была заявлена в программе как фильм открытия, то второй фильм стал настоящим сюрпризом для всех. Документальная хроника
«Шарль Азнавур в Ереване», снятая во время визита барда шестьдесят второго года зафиксировала молодого подвижного Азнавура, выступающего все в том же оперном театре. По обе стороны экрана зрители взрывались восторгом и сопровождали своего любимца аплодисментами. Все-таки удивительно, что пленка способна остановить время или пустить его вспять, играть с ним, делать его осязаемым и уязвимым.
Еще одно традиционное мероприятие первого дня ереванского фестиваля - освящение абрикосов и получение благословения для фестиваля. Абрикос для Армении все равно что береза для России - символ не только фестиваля, но и всей страны. Обряд ежегодно проходит в церкви VII века Зоравор, церемония небольшая и очень красивая, после нее корзины с абрикосами выносят на улицу и раздают освященные плоды людям, не обязательно гостям фестиваля.
9 июля состоялось открытие программы «Дни российского кино в Армении», инициированной Министерством культуры России и компанией "Kinofest". На «Золотом абрикосе» эта программа появилась впервые, в нее вошли фильмы
«Майор», «Небесные жены луговых мари», «Интимные места», «Пока ночь не разлучит нас», «Я буду рядом» и «Война принцессы».
Открывал программу советник российского посла
Владимир Кривопусков, после него несколько слов сказали авторы фильмов - Алексей Федорченко, Владимир Алеников и Наталья Меркулова.
В этот же день, в старинной столице Армении Гюмри открылась программа
«Кино стран СНГ». Переезд программы в этот город связан с тем, что Гюмри в 2013 году объявлен культурной столицей СНГ. Фестивальный автобус привез сюда делегацию из Еревана - советника посла, представителей прессы и нескольких режиссеров, представивших зрителям свои картины. Всего в программе около 20-ти фильмов из стран СНГ, на фестиваль смогли приехать авторы трех картин -
Елизавета Стишова («Чайка», Россия/Кыргыстан),
Сабина Сагадеева («Сундук», Узбекистан) и
Молдосейт Мамбетакунов («Кочевье», Кыргыстан).
В этом году в Ереване все отмечают большой прогресс с кинопоказом - в кинотеатре Москва появилось новое цифровое оборудование, соответственно, принципиально улучшилось качество проекции. Это очень здорово, смотреть кино стало действительно приятно. Людей в залах также стало заметно больше. Долгие годы в Армении было совсем не до кино, культура кинопросмотра была потеряна. Сейчас зрители возвращаются в кинотеатры, в первую очередь это заслуга «Золотого абрикоса». Пока во всей Армении только два кинотеатра на всю страну - «Москва» в Ереване и «Октябрь» в Гюмри. Должно быть больше, тем более, что наконец-то в стране появились фильмы собственного производства. И это самая большая радость Абрикоса, ведь до этого в Армении был международный фестиваль, но не было армянского кино. В этом году в конкурсе сразу два фильма, произведенных здесь, дома -
«Голос молчания» Видена Чалдраняна и «Я хочу сменить имя» Марии Саакян.
В целом программа, как мы уже отмечали, очень интересная. Большое впечатление произвел фильм
«Пятый сезон», производства Франция, Бельгия, Нидерланды. Режиссеры
Питер Бросенс и Джессика Вудворт - бывшие документалисты, это их третий совместный фильм. Речь в нем идет о продовольственном кризисе в отдельно взятой деревне. Но это не про неурожай, а про апокалипсис: огонь не горит, земля перестает плодоносить, коровы - давать молоко, пчелы умирают, рыба дохнет, огромные деревья валятся на землю. Связи между людьми также рассыпаются в труху, человеческое общество превращается в стаю птиц. Такое правильное североевропейское кино, страшное, сюрреалистическое, про смерть и коллективное бессознательное. Люди хотят найти и наказать виновного в происходящем, а виноват всегда чужой. Фильм участвовал в венецианском фестивале, получил там два не самых важных приза, один почему-то за экологическую тематику.
Еще одна конкурсная картина, польская
«Фотография» Мацея Адамека также затрагивает проблему смерти, но уже совсем под другим углом. Главный герой фильма, молодой парень Адам, находит фотографию своей молодой беременной матери, на которой она изображена рядом с незнакомым мужчиной. Он начинает подозревать, что его настоящий отец - другой человек, пытается найти мужчину с фотографии и узнать правду. Очевидно, что поиск правды, попытка понять поступки других людей делают человека взрослым. А тема расставания с детством всегда подспудно подразумевает смерть. Кино мудрое и понятное, оказывающее целительный и просветляющий эффект. Вот мальчик, он любит снимать на маленькую видерокамеру все вокруг - море, траву, камни, солнечный свет. Только людей не снимает - хорошая метафора подростковой инфантильности. А вот другой персонаж - старый фотограф, автор того самого снимка с матерью, он фотографирует людей, чтобы видеть людей - нужно обязательно быть взрослым.
Самое интересное - впереди!
Ссылки по теме:
"Золотой абрикос" Х. Программа.
обсуждение >>