25 июня - день темы борьбы за свои права и человеческого достоинства. По крайней мере, именно такое кино довелось мне посмотреть вчера на
34 ММКФ.

Так, например, в Основном конкурсе был представлен фильм, сорвавший бурю аплодисментов в зале и имеющий все шансы на победу. Итальянская картина с провокационным названием
«Все копы – ублюдки» является экранизацией одноименного романа
Карло Бонини, прогремевшего в Италии. Режиссер
Стефано Соллимо вместе с продюсером
Джованни Стабилини и актером
Филиппо Нигро посетили пресс-конференцию в кинотеатре «Художественный». Тема, затронутая в фильме, является актуальной сегодня не только для Европы, но и для России. Сюжет строится на взаимоотношениях между представителями итальянской полиции и участниками разных субкультур страны. На экране появляются не только футбольные болельщики, вечные и известные враги полицейских, но и нео-фашисты, и представители власти. У самих полицейских не только на работе, но и в семьях не все гладко. У одного сын состоит в группировке нео-фашистов, избивающих нелегальных эмигрантов, у второго не ладятся отношения с женой, он лишается возможности видеться с дочерью. Третий настолько увлечен идеей братства полицейских, что оказывается фигурантом в деле о злоумышленном причинении вреда малолетним хулиганам. Полицейские на фоне возрастающей миграции, с которой не справляется правительство, устраивают самосуд над ребятами, которые пырнули ножом одного из их коллег. Все друг друга покрывают, что не способствует разрешению проблем, кроме одного – новичка, пришедшего в полицию, чтобы работать честно. Но именно ему и приходится покинуть органы.

Фильм вызвал резко отрицательную реакцию в Италии как у полицейских, так и радикальных группировок. На вопрос, кто же поддержал режиссера, он ответил:
«Продюсеры. Да и публика, в широком смысле, приняла фильм. Но я ставил своей целью посмотреть на поставленную проблему со стороны полицейского». Режиссер рассказал, что во время съемок реальные полицейские консультировали съемочную группу, хотя делали это неофициально. Актер Филиппо Нигро рассказал, что помимо физических тренировок, которые предшествовали съемкам фильма, ему пришлось сродниться и с психологической составляющей работы полицейского:
«Самый сложный психологический момент заключался в том, что это люди, которые имеют власть в своих руках, но вместе с тем, они должны оставаться внутри границ законности. Мы пытались не судить персонажей, но в процессе работы наше отношение к ним претерпевало изменение. Когда мы снимали сцены столкновения полицейских с фанатами, я обращал внимание на то, что я испытывал настоящий прилив адреналина. Каска, дубинка, чувство будущего столкновения – все это давало ощущение силы». В Италии фильм вышел на экраны весной и продюсер Джованни Стабилини рассказал о прокатной судьбе картины:
«Этот фильм мог быть в гораздо большей степени коммерческим. Мы могли сделать его более комплиментарным по отношению к полицейским, для этого надо было добавить юмора в отношения полицейских, это сделало бы их более привлекательными. Но мы пытались создать очень уравновешенный фильм. Несмотря на то, что фильм итальянский, он привлек очень большое внимание за рубежом. Первые страны, купившие его: Франция, Швеция и Германия. К сожалению, сегодня немногие итальянские фильмы выходят в международный прокат».

Картина, действительно заслуживает не только профессионального, но и зрительского внимания. Как и
«Валланнцаска», показанный в прошлом году на
ММКФ, этот фильм повествует о брутальных героях, охваченных сиюминутными страстями и ценящих, прежде всего, дружбу. Актерская команда во главе с
Пьерфранческо Фавино настолько гармонично и естественно смотрится на экране, что порой забываешь, что перед тобой игровое кино. И я только «за», если им всем дадут статуэтку Святого Георгия, как единому ансамблю.

Еще одна картина, повествующая о человеческих правах и свободах, вышла из-под руки знаменитого француза
Люка Бессона. Его
«Леди», включенная в фестивальную программу
«Вокруг света», рассказывает еще одну
бессоновскую историю о сильной женщине. Радует, что
Бессон все так же верен себе, а
Мишель Йео продолжает создавать интересные образы. Но во время просмотра фильма ожидаешь подвоха. Так и ждешь, что
Мишель окажется на небоскребе или легко запрыгнет на коня, дабы устремиться к новым приключениям. Эти ожидания мешают оценить в целом серьезное и эпическое полотно. И нам остается лишь идти с застывшей улыбкой по течению музыки, которую по традиции написал
Эрик Серра, вслед за красотами, запечатленными
Тьерри Арбогастом.

Политическая тема затронута и в
«Борисе Годунове» Владимира Мирзоева - участнике
Российской программы ММКФ, чьи показы проходят в Доме кино. Действие гениального творения
Пушкина перенесено в наше время, и
Максим Суханов (как всегда, потрясающе) создал этакий собирательный образ Президента Российской Федерации. Несмотря на актуальность и ошеломляющий актерский состав (
Мерзликин,
Певцов,
Громов,
Сабитов,
Федоров,
Парфенов,
Лапшина), новая киноработа талантливого
театрального режиссера смотрится с невыносимой болью. Слишком много в фильме театра и его условностей, которые прекрасно впитываются со сцены, но фальшиво выглядят в кадре. И все же Мирзоев - это
Мирзоев, и любая его попытка донести до зрителя свое видение мира заслуживает хотя бы одобрения.
обсуждение >>