Открылся и вовсю работает Московский фестиваль. В этом году программа осталась по-прежнему сильной, особенно в своей внеконкурсной части, нервотрепки в "Октябре" заметно меньше.
Открытие мы благополучно пропустили, а на второй день фестиваля окунулись в него с головой.
С утра прошли пресс-конференции, представляющие
жюри Основного конкурса и жюри конкурса «Перспективы». Председателем Основного конкурса стал бразильский режиссер
Эктор Бабенко.

Также в жюри вошли российский режиссер
Сергей Лобан, французский актер и режиссер
Жан-Марк Барр, член правления Европейской киноакадемии
Адриана Кьеза Ди Пальма и болгарский режиссер
Явор Гырдев, известный нам по хорошему фильму «Дзифт». Жюри было в хорошем настроении. Эктор Бабенко, сказал:
«Сейчас я нахожусь в таком настроении, что мне хочется заниматься только тем, что приносит мне удовольствие. Поездка в другую страну на фестиваль, множество фильмов со всего света, которые мне предстоит посмотреть – это как раз такое занятие».
Жюри конкурса «Перспективы» в этом году представляют казахский режиссер
Дарежан Омирбаев и
Сильвия Перель – основатель Международного фестиваля латиноамериканского кино в Сан-Франциско и куратор программ латиноамериканских фильмов в Италии и Испании. Председатель жюри – российский режиссер,
Марина Разбежкина. Она рассказала, как жюри будет оценивать фильмы:
«Кино бывает плохое и хорошее. С этой точки зрения мы его и будем рассматривать. Мне кажется, что любой режиссер любого кино должен попасть во время. Но это ощущение времени у всех разное. И, конечно, мы будем смотреть фильмы с точки зрения нашего ощущения времени».
В Москву приехал известный венгерский режиссер
Иштван Сабо, он представил свой фильм
«Дверь». В одной из главных ролей снялась актриса
Хелен Миррен. Фильм снят по одноименному роману Ма
гды Сабо, главная героиня в нем - женщина.

"Дверь" -
"портрет безбожницы, ставшей богиней", по выражению одного из российских кинокритиков Алексея Васильева. Присутствие в фильме актрисы Хелен Миррен Иштван Сабо объяснил:
«Я решил, что взять на эту роль именно Миррен надо, потому что у нее очень твердый характер, она такой человек, излучающий внутреннюю силу, человек, который, как магнит, привлекает к себе людей. Она играет, разыгрывает эту силу, присутствующую в ее душе. Мне показалось, что ее персонаж – домработница – напоминает чем-то греческую богиню, и я искал соответствия у актрисы с этим образом. В мире существует две женщины, которые могли бы подойти на эту роль. Первая – это Елизавета II, королева, а вторая – это актриса Хелен Миррен». Актрисе сразу понравился сценарий и роман, и она с удовольствием приняла предложение режиссера сняться в фильме «Дверь».
Еще один
конкурсный фильм был показан сегодня. Хорватский
«Людоед-вегетаринец» представили режиссер
Бранко Шмидт и исполнитель главной роли –
Рене Битораяц. Для Бранко Шмидта это не первый приезд на Московский Кинофестиваль, в 2009 году его фильм «
Метастазы» участвовал в конкурсе «Перспективы». Его новый фильм был заказан хорватским телевидением и является остросоциальным. Врач, считающийся лучшим в клинике, оказывается дилетантом, скрывающим отсутствие профессионализма за подлогами, враньем и обманом своих коллег. Прикрываемый своим другом из полиции, он за деньги делает аборты любовницам полицейского, которые зачастую оказываются нелегальными эмигрантками-проститутками. Фильм является экранизацией романа Ива Боленовича. В главной роли снялся уже знакомый по «Метостазам» актер Рене Битораяц.
Программа "
Перспективы" открылась международным проектом
«Четвертое измерение». Фильм представили режиссер Алексей Федорченко и члены его съемочной группы. В проекте также участвовали американский режиссер
Хармони Корин и польский режиссер
Ян Квесиньский. Новелла Алексея Федорченко называется «
Хроноглаз». Режиссер рассказал о процессе создания фильма:
«Нам были даны отдельные, на первый взгляд никак не связанные друг с другом фразы. Например: у героя не должно быть одного зуба или что в кадре должны быть бездомные собаки. Но оказалось, что эти требования только помогали, а совсем не мешали».

На самом деле, условий в брифе было больше трех десятков (полный список выдавался зрителям на входе). Главное ограничение - в картине должен быть бесстрашный герой, который все побеждает. Три режиссера справились с этим, конечно, по-разному. Неинтересно рассматривать три новеллы в отдельности, потому что хороши они именно в сравнении, как исследование образа национального героя в родном для него пространстве. Все три эпизода получились яркие, позитивные и очень отвязные.
Еще один итальянский фильм,
«Горечь любви», был представлен в программе "Перспективы". Режиссер Франческо Хендерсон Пепе и исполнитель одной из главных ролей Франческо Казиза озарили своими улыбками московскую публику. Это дебютный фильм молодого режиссера. Персонаж актера Казиза наивен и по-детски категоричен, но все меняется, когда он знакомится с туристом из Франции и они становятся любовниками. Актер признался, что это были одни из самых сложных съемок для него, так как ему пришлось примерить на себя роль гомосексуалиста:
«Я решил, что актер должен уметь все делать, поэтому я ввязался в эту авантюру».
В пятом зале открылась наша любимая
"Свободная мысль", программа лучшего мирового документального кино. И единственная, на которую можно попасть без билетов и аккредитации. Кураторы программы проводят на нее бесплатно. Первым фильмом программы стала картина
"Дети Гитлера" о потомках известных нацистов. Фильм снят репортажно, без особых изысков, даже сухо: намеренно скучные исповеди героев перемежаются фотографиями семейных архивов, скудными съемками на натуре в Освенциме, в домах героев и т.д..

Художественная скупость компенсируется серьезностью темы. Люди, чье детство прошло в семье нацистов испытывают сложные чувства: вину, ненависть к родителям, стыд от осознания причастности себя к немецкой нации. Потомки Геринга сделали себе стерилизацию, внук Хесса, начальника Освенцима, едет туда, чтобы снять с себя невольное чувство вины, девушка из семьи Гиммлера вышла замуж за еврея, потомка выжившего в концлагере. Еще один именитый внук ездит по школам и читает детям выдержки из своих книг, в которых учит их, что не все, что говорят родители, нужно воспринимать как абсолютную истину. Эти люди будут нести свой крест до конца жизни, возводя барьер между своими детьми и своими отцами. Но возможно ли построить такую стену? Возможно ли освободиться от чувства вины, которое уже въелось в гены немцев? В противоположном лагере один из потомков узника Освенцима говорит, что не верит в раскаяние детей, считает его поверхностным. Тупик.
обсуждение >>