Возвращение / Visszatérés
Режиссер: Юдит Элек
После исполнения последней воли приемного отца еврейка венгерского происхождения Катрина (
Кэтлин Гати) решает съездить на родину, которая оказывается уже и не Венгрией, а Румынией времен Чаушеску, где диссидентствующий лесник Сандар (
Андраш Деметр) отказывается от продолжения рода, потому что все вокруг свиньи и убийцы, чтобы вернуть себе свое прошлое и узнать о судьбе сгинувшей в Холокост семьи. Ее постоянно мучают кошмары и специфическое чувство вины того, кто остался в живых, потому что из всей семьи удалось спастись лишь ей одной, благодаря тому, что когда их увозили в концлагеря она смогла пролезть в дыру в днище вагона. Она убивается и корит себя, потому что у нее нет ни одного воспоминания, которое было бы раньше того проклятого поезда, и даже лицо матери она помнит фрагментарно. Фильм очень важного и статусного венгерского режиссера, представительницы "первой волны венгерского кино" Юдит Элек смешивает воедино стыд, поиски, память, прошлое и будущее, которые непременно должны встретится, причем только самым трагическим образом, и иллюстрирует очень точное наблюдение, что если собираешься заняться поисками своего прошлого, это стоит делать непременно в одиночку, так как другим, даже самым близким людям на это обычно просто наплевать. Главные достоинства фильма: сильная актерская работа Гати, логичное и умелое пересечение двух, казалось бы, параллельно развивающихся историй, плавные переходы от монохромного изображения к цветному и интересное, именно с точки зрения киноязыка решение с флешбэками: действительно, вновь приобретенные воспоминания всегда черно-белые и без звука. Кадр с лодкой, как и положено, присутствует.
Мне без тебя не жить / Ushenod mgoni movkvdeb
Режиссер: Леван Тутберидзе
Грузинский фильм "
Мне без тебя не жить"- пожалуй, один из самых не стыдных и по-хорошему человечных фильмов конкурсной программы. Две истории двух совершенно разных людей, которых связывает разве что общая география весеннего Тбилиси. Начинающий писатель Заза говорит всем, что сегодня важный день, когда все решится, и хвастается полученным благодаря сэру Алексу Фергюсону выигрышем. Нескладный бандит Мамука плотно завтракает и любя корит своего более умного друга за потерянную в борделе цепочку. Ближе к ночи их жизни трагическим образом пересекутся из-за нелепой случайности. В течение дня один откажется от любви ради друга, другой друга потеряет и будет за него мстить, глупо, суетливо, но зато остервенело и честно. Фильм
Левана Тутберидзе кроме неоспоримых художественных достоинств показывает в укор почти всему российскому кинематографу, как правильно расходовать деньги из государственных кинофондов, чтобы потом не было неловко. Картина получилась очень камерной, с таким европейским привкусом и очень зрительской. Единственное, что можно вменить в вину фильму - это очень своеобразное отношение к России. В ленте по-русски говорит только один персонаж- ремонтирующий старинный автомобиль и мечтающий о каком-то мифическом автопробеге механик, к которому Заза заходит отвести душу. И вот этот символизм, представление России как чего-то далекого, несбыточного и непонятного немного обескураживает, хотя с другой стороны понятно: мы - Азия, Грузия- Европа, и ничего тут не поделаешь.
У нас есть Папа / Habemus Papam
Режиссер: Нанни Моретти
Свежеизбранный понтифик (
Мишель Пикколи) не решается выйти на балкон и показаться на глаза собравшейся на площади Св. Петра многотысячной толпе. В самый ответственный момент он говорит, что еще не готов, и бог дал ему ношу не по плечу, чем вызывает шок и нервный тик у сотни блуждающих на заднем плане кардиналов, швейцарских гвардейцев и деятельного ватиканского чиновника (Иволгин из "
Даунхауса"
Ежи Штур). Остальная многомиллионная армия католиков остается в неведении и в экстатическом ожидании нового духовного лидера, который пока, как маленький ребенок, пытается спрятаться от проблем под столом. Участник прошедшего Каннского кинофестиваля и, кажется, лучшее на сегодняшний день творение итальянского режиссера
Нанни Моретти постоянно балансирует на грани драмы и абсурдистской комедии. Личностный кризис развивается на фоне гипертрофированно комичных католических традиций и ритуалов, которые Моретти сначала выворачивает наизнанку, потом немного рассматривает, улыбается в бороду и складывает обратно, вроде, ну пусть себе будут. Пикколи как всегда крайне убедителен в роли человека, который понимает, что иметь внутренние проблемы в середине восьмого десятка - это немного не комильфо, но не может с этим ничего поделать и принять больше, чем осилит. Сам Моретти по традиции играет одну из главных ролей- папского психоаналитика, который походя экзаменует весь католицизм. Он иронизирует и легонько издевается, задавая неудобные вопросы целой религии, а поняв, что ответа от нее ждать бесполезно, учит священников мухлевать в карты и подавать с подкруткой в волейболе. Кроме разбора по косточкам самих понятий веры и церкви, Моретти выводит еще два конфликта: традиции и современности (конклав подается как реалити-шоу, а проход кардиналов на совещание - как трансляция с "Формулы 1") и этой самой традиции с личностью. И если с современностью традиции католицизма в силу самой своей сути, в общем-то, разберутся, то с личностью все по-другому - в финале, как и положено в итальянском гуманистическом кино, она победит.
обсуждение >>