Конкурсная картина
«Явление природы» режиссеров
Сергея Осипьяна и
Александра Лунгина - самый красивый фильм фестиваля, хотя он был снят на совсем простую технику, вы не поверите, на фотоаппарат Canon 5D. Съемки проходили под Кинешмой, оператор
Роман Васьянов, по словам режиссера, все время боролся с красотой природы.
Сценарий написан по мотивам рассказов
Юрия Коваля, человека, который сам по себе – явление природы.
«Щука – не рыба», «воду нужно пить с закрытыми глазами, так вкуснее» - узнаваемые цитаты из книг «Самая легкая лодка в мире» и «Большой Дор». Трудно экранизировать рассказы, объединять их сквозным сюжетом, но режиссеры обошлись с ними, как поступают с земляничными ягодами - нанизали на живой травяной стебель, на тонкий и ломкий человеческий характер.
Главного героя (
Глеб Подгородинский) зовут Юрий.
«Мир большой, а ум у тебя маленький», - говорит ему жена (
Ксения Кутепова). Молодого мужчину сводит с ума природа, он в отчаянии оттого, что рыбалка не задалась, лето кончилось, и нужно уезжать в Москву. Юрий переживает, даже находится на грани самоубийства, и изо всех сил пытается надышаться жизнью, сочувствуя и помогая всем встречным людям – мальчику, потерявшему овцу, человеку, в которого ударила молния, местному юродивому-романтику.
«Чего ты ищешь?» - вопрос, который задают себе герои всех конкурсных фильмов Кинотавра. Главный вопрос, объединяющий все картины.
Фильм посвящен
Михаилу Калатозишвили. Именно он благословил создателей на этот проект и умер на второй день после того, как было принято решение о съемках. Оммаж Михаилу - сцена с человеком, в которого ударила молния, цитирующий не только Коваля, но и последнюю картину Калатозишвили
«Дикое поле».
Екатерина Визгалова
***
«Слон» Владимира Карабанова в какой-то степени продолжает заявленную в картине
Осипьяна и
Лунгина тему природы и взаимодействия с ней человека. История со слоном, которого везут на усыпление работяга-дальнобойщик (
Сергей Шнуров) и девушка-циркачка (
Анастасия Багрова), носит в себе не только экологическое, но и, если угодно, гуманистическое послание.
Картина на фоне многих конкурсных работ выглядит как жар-птица в стае воробьев. В ней, несмотря на достаточно тяжелую подоплеку происходящего, много позитива, и она представляет собой, прежде всего, не авторское, а жанровое кино, как
«Кто я?» или
«Москва, я люблю тебя».
Самой большой удачей для
«Слона» я считаю дуэт
Шнурова и
Багровой. Они удачно дополняют друг друга: хмурый небритый дядька, умудренный опытом, и лучащаяся внутренним светом, во многом наивная девочка-клоун. Вообще, похоже у
Шнурова настоящий прорыв в кинематографе. Если в прошлом году его персонаж вызывал раздражение у
Дыховичного, то в
«Перемирии» и
«Слоне» он явно на своем месте, органично вписывается в предлагаемые обстоятельства и неуловимо похож на дальнобойщика
Криса Кристофферсона (
«Конвой»).
Критикам, разумеется, такое кино, как
«Слон», абсолютно не нужно, но зато ему стопроцентно обеспечен зритель. Здесь есть все: животные, дети, красивые лица, смешные эпизоды, красивая картинка и легкая музыка. Как впрочем, и на самом фестивале, в частности, в штабе Кинотавра, совмещенном с Кинорынком.
Помимо
«Слона» я также успел побывать на презентации компании «Art Pictures Agency», где с приветственным словом к гостям обратился
Федор Бондарчук. А в скором будущем вас ожидают мини-интервью с гостями фестиваля, с которыми мы успели побеседовать в течение Кинотавра. Посему следите за нашей рубрикой
«Интервью».
Макс Милиан
***
Девятый фильм конкурсной программы,
«Обратное движение» режиссера
Андрея Стемпковского отличается подчеркнутым минимализмом в изобразительных средствах и намеренной стертостью эмоциональных реакций героев. Минимум слов, минимум проявлений чувств, минимум действия. Второй режиссер за время Кинотавра (первый –
Мамулия) говорит о том, что слова все только портят и ничего не передают, а лишь служат подпорками для сюжета.
«Неправильно использовать речь в кино, когда она не несет смысла. Часто она просто необязательна. Это хорошо, что в нашем кино речь уплывающая, нечеткая, это было сделано специально, такова моя авторская позиция», – сказал режиссер на встрече с прессой.
В фильме рассказывается, как Мать ждет возвращения своего сына из горячей точки, никак не может дождаться, сын числится пропавшим без вести. Однажды она подбирает маленького бездомного кавказского мальчика. Аскетизм - это тот прием, которым пользовались авторы, показывая не только реакцию человека на события, но и для обозначения отношений между героями. О Чувствах матери к сыну, мальчика к женщине, сына к мальчику рассказывается без слов, глазами, руками, дыханием.
Мостик к предыдущему фильму конкурсной программы –
Михаил Калатозишвили, на студии которого снята картина. В
«Обратном движении» заняты театральные актеры, практически все дебютанты в кино: сына играет
Владислав Абашин, актер у кудряшей,
Ольга Демидова (роль Матери) – актриса
московского ТЮЗа,
Дарья Грачева служит в
театре на Малой Бронной.
Ольга Демидова объяснила молчаливость своей героини тем, что это кино о
«людях, обожженных горем».
«Они очень тихие, потому что, если ты позволишь себе какой-то всплеск, тебя просто разорвет. Если бы много говорили, рвали на себе одежду, это было бы не так сильно. Наши герои выше боли. Фильм про человеческие отношения «на пуантах»», - сказала актриса.
Владислав Абашин рассказал, что ему очень близка тема фильма:
«Многие из моего класса и моей группы из ПТУ воевали, может быть, два-три человека не воевали, и они все вернулись, никто не погиб. Все эти люди были преданы государству, и брошены им, практически все спились. Поэтому я ухватился за эту работу. Для меня это фильм о моих соседях, о том, что порваны связи. Война – это химический процесс, который произошел в голове. Нельзя человека послать в санаторий, чтобы он там отдохнул и восстановился. Герой вынужден убить кого-то».
Екатерина Визгалова
обсуждение >>