"
Артдокфест-2009" закончился, а мы успели его полюбить, как, я думаю, каждый из 20 тыс. зрителей, пришедших за эти 10 дней в "Художественный" и "Пионер". Такой теплой и душевной атмосферы, такого бережного отношения к людям я не припомню ни на одном киносмотре. Продуманное расписание, льготные билеты, повторные показы, приветливый персонал, исправно работающая техника (или это нам так везло?). В последнюю ночь перед закрытием состоялся совершенно необыкновенный показ конкурсных фильмов, в режиме нон-стоп. Тем, кто нашел в себе силы поздно вечером покинуть теплые квартиры ради фильмов, художественная ценность которых никем еще не подтверждена, не прогадали –
«Реальная ночь» стала настоящим событием, запоминающимся и значимым.
Ночные просмотры хороши тем, что на них не обязательно сидеть, как пришитый. Можно входить, выходить, разговаривать в меру, пить чай и кофе в фойе. Президент фестиваля
Виталий Манский ровно в полночь вошел в зал, сообщил, что чай готов и попрощался с собравшимися как с родными, пожелав приятной ночи. Своей же дежурившей до утра коллеге завещал следить, чтобы не кончились стаканы, заварка и сахар. Я вспомнила, как на ММКФ охрана кричала
«Аккредитованные – на два метра назад, к стене», и прослезилась от контраста.
Поскольку, фестиваль национальный, для конкурса (согласно условиям) были отобраны фильмы только на русском языке и с российской или околороссийской тематикой. Поэтому даже те картины, которые были заявлены как иностранные, имели в соавторах русских сценариста («
Убийство девочек») или оператора («
Перестройка») и все равно демонстрировали взгляд на страну изнутри. К сожалению, как это всегда бывает, не удалось посмотреть всю программу целиком, все-таки с 21 до 10 утра, 13 часов без перерыва – не каждому по зубам. Но те работы, что удалось увидеть и осмыслить, заслуживают хороших слов, благодарности авторам, и обязательно - зрительского внимания.
Как правило, церемонии награждений всегда проходят натужно, вымученно. Но не в этот раз. Теперь мы знаем, что премия «
Лавр» и награждение победителей «
Артдокфеста» отличаются от прочих теплотой и непринужденностью. Атмосфера была прянично-праздничная, почти семейная: лауреатам аплодировали, шуткам смеялись. Пока на сцену поднимались
Юлий Гусман,
Владимир Познер,
Даниил Дондурей и другие известные люди, которых было приятно слушать, президент
Артдокфеста Виталий Манский бегал рысцой по зданию, решая технические проблемы. Когда он наконец-то добрался до сцены, пожаловался: «
Мне жена каждый год говорит, чтобы я надел костюм на фестиваль. Зачем мне костюм? Мне скорее нужна спецовка». Спасибо вам,
Виталий Всеволодович. Ваши труды окупятся сторицей.
Лауреатами юбилейной 10-й национальной премии «Лавровая ветвь»-2009 стали:
«
Слово», реж.
Сергей Мирошниченко - лучший телевизионный фильм
«
Глубинка 35х45», реж.
Евгений Соломин – лучший кинофильм
«
Метро», реж.
Сергей Комаров - лучший научно-популярный просветительский фильм
«
Второй», реж.
Ирина Васильева - лучший короткометражный фильм
«
Подстрочник», реж.
Олег Дорман – лучший цикл документальных фильмов
Лучшими сценаристами признаны
Марина Дайновец и
Дмитрий Минченок. Кстати, по сценарию которых снят фильм «
Моцарт». Кстати, за время работы над фильмом, по этому же сценарию поставлен спектакль на сцене театра Табакова.
Продюсер
Эдуард Сагалаев вручил свой собственный приз и 5 тыс. долларов за лучший арт.фильм – приз разделили картины «
Глубинка 35х45» и «
Революция, которой не было»
Алены Полуниной
Приз за лучший дебют получил
Андрей Грязев, режиссер фильма «
Саня и воробей». Лавровая ветвь
«За вклад в кинолетопись» была вручена президенту ТРК «Цивилизация» академику
Льву Николаеву.
Премия
«Лавровая ветвь» была учреждена в 1999 году союзом кинематографистов и Гильдией неигрового кино и телевидения. В этом году на конкурс было подано 500 заявок, а в выборе лучших принимало участие 37 человек.
Жюри «
Артдокфеста», состоящее из трех человек, вручило свои призы в четырех номинациях.
Лучший полнометражный фильм «
Части тела», реж.
Мария Кравченко посвящен молодым кавказцам, судьбы, жизни и видение мира которых разрушила война.
Лучий короткометражный фильм «
Долгая дорога домой», реж.
Александр Горелик рассказывает о буднях провинциальных жителей.
Специальное упоминание жюри – фильм «
Преодоление», реж.
Мансур Юмагулов рисует портрет пятикратного чемпиона по самбо Евгения Глориозова, который много лет тренирует воспитанников детских домов.
Гран-при фестиваля достался фильму о буднях гастарбайтеров «
Саня и воробей», реж.
Андрей Грязев.
Будем надеяться, что в скором времени можно будет посмотреть «Саню» и другие фильмы-победители в кинотеатрах или найти их в новом Интернет-магазине документального кино
www.magazindoc.ru. (он только-только начал работать, смотрите не сломайте). Еще раз – большое спасибо фестивалю за потрясающе интересную неделю. Мы будем скучать без вас!
обсуждение >>