Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

История кино >>

На днях в московском клубе «Жесть» прошла столичная программа фестиваля под названием «WSB forever» (что означает «Уильям Сьюард Берроуз навсегда»), стартовавшего в Санкт-Петербурге. В задымленном подвальном зальчике были продемонстрированы интервью со знаменитым писателем и многие киноработы, к которым он приложил свою нетвердую руку.
Жизнь этого певца «джанки», геев и убийц похожа на психоделическую сцену из фильмов вроде «Беспечного ездока» или наркотический бред персонажей «Страха и ненависти в Лас-Вегас». Он перепробовал все, что можно: наркотики (список их наименований в одном из романов занял страницу), алкоголь, содомию и даже убийство (застрелил жену, играя в «Вильгельма Телля»), после чего к нему пришла Муза в виде Южной Америки и Танжера, где он скрывался, как и многие наркоманы, не ладившие с законом. Там, в Марокко, им будет написан роман «Голый завтрак» (он же – «Обед нагишом»), ставший предтечей его фирменного стиля «метод нарезок» (cut-up technique). А умер он, несмотря на свою бурную жизнь, в возрасте 83-х лет, что, впрочем, не должно никого удивлять, – достаточно побывать в любой русской деревне, чтобы увидеть воочию древних алкоголиков, которым за 90.
Берроуз воспел вслед за Генри Миллером низшие слои общества и открыл дорогу многим наркоманам от искусства, оставив неизгладимый след в истории не только традиционной, но и зародившейся в 60-е годы наркокультуры. Отголоски его влияния слышны и у Хантера С. Томпсона, и у Чака Паланика, и у Квентина Тарантино, и у Грегга Араки. Гас Ван Сент и Дейвид Кроненберг непосредственно с ним работали, создав «Аптечного ковбоя» и «Обед нагишом» (оба фильма вошли в программу фестиваля).
Наркотики в кино стали часто появляться в ту эпоху, когда все запреты перестали действовать, т.е. в середину 60-х. Уильям Берроуз стал героем своего времени, появились своеобразный гуру ЛСД Тимоти Лири, «семья» Чарлза Мэнсона, «Ангелы Ада», музыка насыщена наркотической ломкой и кайфом. Кино не могло остаться в стороне, и тогда появляются «The Trip» Роджера Кормена и «Чаппакуа» Конрада Рукса, в которых была использована попытка воспроизвести человеческое состояние, названное в один «прекрасный» день «кайфом». Но состояние эйфории длилось недолго. Деннис Хоппер, чутко уловив перемены в обществе, снял свой шедевр «Беспечный ездок», где байкеров после бурной ночи, проведенной под воздействием ЛСД, убивает парочка фермеров. Причинно-следственная связь не такая явная, но горькую правду о «цветах любви» Хоппер разглядел гораздо раньше, чем многие его коллеги. И вскоре наступил этот долгожданный «омерзительный год Господа нашего» - правдиво освещенная Томпсоном в «Страхе и отвращении» эпоха Никсона. Великие музыканты своего времени Моррисон, Джоплин и Хендрикс покинули бренный мир, Лири – за решеткой, а «Битлы» потихоньку разбрелись по разным хатам. В кинематографе царит горький привкус поражения, а наркотики перемещаются во владения сугубо отрицательных персонажей, с которыми ведут борьбу герои по имени Моро...
Вроде все правильно. Но как доказал нам Даррен Аронофски в фильме «Реквием по мечте» (явно навеянном творчеством Берроуза и Томпсона), дело обстоит еще хуже. Каждый из персонажей зависим от какого-то вида наркотиков: Хэролд и Мэрион – от героина, мать Хэролда – от «колес», и для них нет пути назад. Мечты их рассыпаются в прах на глазах, а в мозгу пульсирует одна и та же мысль: «Черт! Да мы все зависимы!» Только у каждого своя зависимость. Я подсел на кино, а кто-то – на шоппинг или Интернет. А есть и те, кто «торчит» одновременно от «коки» и порно-сайтов, глядя параллельно на голубой экран и думая, что прикупить…
Но мы отвлеклись.
Кинематограф по отношению к наркотическим веществам занял позицию врача, а не пациента. В таких картинах, как «Аптечный ковбой» Гаса Ван Сента, «Дневник баскетболиста» Скотта Кэлверта, «На игле» Дэнни Бойла герои делают попытку вырваться из наркотического дурмана, и им это даже удается (хотя в реальности люди часто возвращаются к своей вредной привычке).
Но есть и другая точка зрения в нашу эпоху политкорректности. Я имею ввиду эпизоды, пронизанные смехом. Ведь пока мы смеемся, то осознаем значимость этой страшной угрозы. Будет хуже, если вообще не будет никаких эмоций... Винсент Вега возвращает к жизни Мию под взрыв хохота. Бронсон Пинчот никак не вызовет у вас серьезную мину лица, обсыпанный кокаином с ног до головы в «Настоящей любви». Комичны Рауль Дьюк и адвокат в «Страхе и ненависти...» Терри Гиллиама...
Но, пожалуй, пора заканчивать этот небольшой экскурс в мир кино-наркобизнеса. Пойду затянусь… очередной порцией фильмов.

Афиша кино >>

боевик, научная фантастика, приключения
Россия, 2025
комедия, мелодрама, приключения, фэнтези
Япония, 1992
боевик, комедия, триллер
Великобритания, США, 2024
драма
Бельгия, Италия, Франция, 2024
драма, мистика
Бельгия, Нидерланды, Норвегия, 2024
боевик, приключения, фэнтези, экранизация
Китай, 2024
детектив, драма, криминальный фильм
Гонконг, Китай, 2024
комедия, мелодрама
США, 2023
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен