Жизненные орбиты студента вокального отделения консерватории Эрика (
Алексей Франдетти, несколько похожий на покойного оперного тенора
Эрика Курмангалиева) и бомжующего гопника Лехи (
Евгений Ткачук) пересекутся в заснеженной Москве. Казалось, между ними нет ничего общего. Эрик – гей, получивший хорошее воспитание и топящий тоску на дне бутылки, а Леха – четкий пацан, бросил работу на вредном производстве в далеком городе и приехал покорять столицу. Непонятно, что в итоге меняет лехино агрессивное поведение - то ли проявленные Эриком участие и доброта, то ли вокальный цикл Шуберта «Зимний путь», однако встреча двух молодых людей становится началом «прекрасной дружбы». Но не любви, как можно было бы подумать.
Режиссерский дебют
Сергея Тарамаева, прекрасно сыгравшего Передонова в
«Мелком бесе», и
Любови Львовой получил, помимо прочих наград, приз на фестивале «Спутник над Польшей» «за попытку преодолеть табу, рассказывая о России», и по иронии судьбы был сначала лишен прокатного удостоверения на родине.
Впрочем, наши функционеры от культуры передумали, и за то, что фильм все же выйдет в прокат, можно их в кои-то веки поблагодарить. Пронзительная, но лишенная пафоса и эксплутационности история несбыточной любви одного мужчины к другому изящно и лаконично снята и отлично сыграна. Важно, что
«Зимний путь» не пытается быть политкорректной драмой из жизни секс-меньшинств, из числа тех, что обычно в фаворе у отборщиков Берлинского кинофестиваля. Прежде всего, стоит отметить убедительно зыркающего исподлобья и матерящегося Евгения Ткачука, но и остальные актеры, особенно Франдетти, лишены частой при изображении гомосексуалистов в кино жеманности и смотрятся абсолютно естественно.
Путь этой странной пары проходит по Москве, в кои-то веки снятой не через кислотно-розовые фильтры российских клипмейкеров и сплошь состоящей из заснеженных дворов и ночных клубов. Тут следует особо отметить мастерство постоянного оператора
Звягинцева,
Михаила Кричмана. Город в фильме является полноценным участником и героем фильма, почти как в классике
Данелия «Я шагаю по Москве», но со скидкой на 10-е годы 21-го века. Это кино про Москву в той же мере, что и балабановский
«Брат» - про Петербург или
«Ночь» Антониони - про Рим. Здесь тоже невозможно переместить главных героев на улицы другого мегаполиса без ущерба для сюжетной линии и достоверности подачи. Город, в котором происходят злоключения главных героев, выглядит пугающе знакомо и не очень радостно, и именно в нем финал картины является единственно возможным.
«Зимний путь» в прокате с 20 февраля.
обсуждение >>