Капитан дальнего плавания Марко (
Венсан Линдон) бросает корабль и оправляется на помощь сестре (
Жюли Батай) – её муж покончил с собой, а дочь (
Лола Кретон) лежит в больнице с изуродованным влагалищем. По словам сестры, во всем этом виноват всемогущий миллионер Эдуард Лафорт (по-настоящему зловещий персонаж
Мишеля Сюбора). Марко начинает плести сети сложносочиненной мести против финансиста. Для этого капитан снимает квартиру в том же доме, где живет любовница Лафорта, Рафаелль, (
Кьяра Мастроянни, дочь
Марчелло и
Катрин Денёв) с его незаконнорожденным ребенком. Постепенно очевидное желание мести через соблазнение чужой женщины уступает место светлому чувству – Марко влюбляется в Рафаелль.
Всё это звучит довольно просто в пересказе, но
Клер Дени снимает кино в своей характерной энигматичной манере. Большая часть фильма состоит из разрозненных, подчас сюрреалистических, виньеток, из которых зрителю предстоит самому сложить в голове картину происходящего. Персонажи фильма мало говорят, отношения между ними туманны, и далеко не сразу становится понятно, что голая Кретон, бредущая в туфлях на высоких каблуках по улицам ночного города, – вовсе не призрачное видение. Однако из всех этих эпизодов выстраивается сильный по своей безжалостности и безнадежности фильм, который можно воспринимать сразу на нескольких уровнях. На поверхности это нео-нуар, удушающий и завораживающий, в котором есть место вполне линчевским по своей инфернальности персонажам и сараю за городом для сексуальных утех сильных мира сего. Под этим слоем лежит довольно прозрачная метафора межполовых взаимоотношений. Все женщины, которых встречает Марко – сестра, племянница, любовница – с одной стороны жертвы, а с другой – хищницы.
Хорошая мать (Мастроянни), плохая мать (Батай) и совращенная дочь (Кретон) олицетворяют собой архетипичные качества многогранной женской натуры. Между ними, как меж трех сосен, бродит капитан Марко, не понимая, что ни к чему хорошему его блуждания не приведут. Чтобы наскрести деньги на алименты дочерям и вернуть долги сестры, он продает свою «Альфа Ромео» и дорогие часы, но тут уже всем знакомым с законами нуара очевидно, что Марко обречен, и никакие его действия не помогут увернуться от занесенного над ним молота.
Именно про эту обреченность
«ублюдков» (добавленное в русском варианте названия прилагательное «славные» звучит, как насмешка) прежде всего и повествует картина. Как всегда у Клер Дени, сексуальные сцены сняты красиво и в то же время отстраненно, словно чтобы подчеркнуть беспомощность героев перед лицом злого рока. Это настроение типично для многих её фильмов, и тут уже кажется второстепенным вставленный в сюжет рассказ
Фолкнера «Убежище», к которому обращались в свое время
Тони Ричардсон и
Алексей Балабанов в своем
«Грузе 200». К финалу становится очевидным одно: даже если погружение в мир
«…Ублюдков» требует некоторого терпения и усидчивости, ощущение, остающееся от просмотра, сполна за это вознаградит. Другое дело, что награда окажется довольно горькой на вкус.
«Славные ублюдки» в прокате с 7 ноября
обсуждение >>