Фильм
Алексея Федорченко — этнографическое и художественное исследование обрядов, обычаев и сказаний народности луговых мари. Структурно картина сложена из 23-х эпизодов, каждый из которых посвящен одной марийской женщине с именем, начинающимся на букву О: Окай, Овда, Одоча, Ошвика, Осылай, Оразви, Одарня, Орапти, Офраси, Опи и т.д. - этими именами озаглавлены новеллы фильма. Истории различаются по продолжительности и настроению, но во всех главные героини - женщины. Они страдают, любят, делают глупости — словом, живут.
Непрофессиональные актеры сменяются известными, и наряду с марийками в картине снялись такие известные русские актрисы, как
Яна Троянова,
Юлия Ауг,
Дарья Екамасова. Актрисы признавались в интервью, что изучение марийского языка, на котором говорят все герои фильма, было для них настоящим испытанием.
«Связано это с тем, что марийский не похож ни на какие другие языки. Чтобы выучить фразы, я записывала их на бумажки и вешала везде: в машине, на холодильнике, над кроватью, в ванной…», - рассказывает Дарья Екамасова. В фильме она играет марийскую девушку, которая борется с безразличием мужа по отношению к себе. Это откровенно анекдотичная история (в фильме вообще много мягкой и беззлобной иронии). Комичные новеллы чередуются с лиричными и драматичными — главы не связаны друг с другом сюжетно, а выстроены так, чтобы заворожить зрителя ритмом, мистикой и обнаженными женскими телами. Для того, чтобы охарактеризовать картины Федорченко, критики придумали новый жанр - "фолк-эротика" или "этно-эротизм".
В картине можно углядеть мотивы из
«Декамерона» Джованни Боккаччо, хотя по своему духу это скорее
«В гостях у (взрослой) сказки». Есть здесь и свой рассказчик: он появляется в одной из заключительных глав — это сценарист фильма, а также автор первоисточника, писатель
Денис Осокин, который читает слушателям библиотеки историю о потерянной марийской возлюбленной. «Небесные жёны» - не первое сотрудничество екатеринбургского режиссёра Алексея Федорченко с Осокиным, до этого они вместе делали
«Овсянок» о быте и верованиях народа "меря") и не первое обращение к марийской теме (см. видеофильм
«Шошо», который сейчас Федорченко назвал бы «Небесные мужья луговых мари»). Меря и мари — два финно-угорских дружественных племени, живших на территории Северного Повольжья. Но если в «Овсянках» были отражены вымышленные обычаи мерян, то в «Небесных жёнах» речь идёт о настоящих преданиях марийцев, их коренных традициях.
Сейчас в России появляется определённый интерес к неосвоенным кинематографом этносам и пространствам: отсюда, кажется, растут ноги у якутского кинобума. Параллельно в разработке находятся калмыцкая драма под названием
«Чайка» и
«Белый ягель» - картина по произведениям ненецкой писательницы Анны Неркаги. Вероятно, ближайшее будущее отечественного кино за историями, в центре которых — удивительный и чарующий фольклор малых народов России.
«Небесные жёны луговых мари» в прокате с 12 сентября.
обсуждение >>