11 сентября 2001 года...
Нью-Йорк подвергся воздушной атаке террористов, в результате которой был уничтожен Всемирный торговый центр.
2 мая 2011 года...
В богатом пригороде пакистанского города Абботтабада отряд «морских котиков» уничтожил лидера «Аль-Каиды» Усаму бен Ладена, террориста № 1, ответственного за теракт 9/11.
Между этими двумя значительными для истории событиями прошло десятилетие, в течение которого американские спецслужбы вели долгие и изнурительные поиски бен Ладена и других террористов, связанных с ним. Одной из участниц этих событий была молодая сотрудница ЦРУ, которая десять лет рьяно искала следы, способные привести к одному из главных врагов общества. Глазами этой женщины и рассказывается история, ставшая основой для новой военной картины
Кэтрин Бигелоу «Цель номер один» (оригинальное название означает кодовое обозначение точной даты начала военной операции -
00:30).
В
2010 году
Бигелоу стала триумфатором
«Оскара» - ее
«Повелитель бури» с
Джереми Реннером в роли запредельно бесстрашного сапера завоевал
6 заветных статуэток. Такой успех, конечно же, не остался незамеченным, и спустя три года режиссер совместно со сценаристом
Марком Боалом, написавшим
«Повелителя бури», вновь нацелилась на премии Американской киноакадемии. Стоит заметить, метит она небезосновательно.
Злободневность, документальность и авторская отстраненность - вот три кита, на которых держится сюжет новой работы
Кэтрин Бигелоу. В отличие от
Бена Аффлека, придавшего своей
«Операции «Арго»» (также номинированной на «Оскара») черты кинокомикса, создательница культовых картин
«На гребне волны» и
«Странные дни» сосредоточилась на хроникальности происходящего на экране. Порой ее фильм лишен какого-либо действия, местами затянут и скучен. Но это отвечает цели, поставленной режиссером. Перед нами разворачивается повседневная, во многом рутинная и будничная, жизнь агентов ЦРУ и бойцов спецназа, лишенная романтического ореола. Сцены пыток до боли напоминают опосредованный показ жестокости в
балабановских страшилках о нашем времени, а финальная часть и вовсе разворачивается в темноте майской безлунной ночи. Бигелоу рассказывает без утайки, пусть и с холодным расчетом, историю, имевшую место в реальности, и при этом остается как бы сторонним наблюдателем, позволяя зрителям самим делать выводы.
Но «Цель номер один» все-таки имеет явные параллели с фильмом Бена Аффлека. И дело не только в актуальности темы и сценарии, основанном на реальных событиях. Как ни странно это прозвучит, прежде всего, эти две картины роднит их кинематографичность. Казалось бы, в «Операции «Арго»» присутствует изрядная доля комикса, а в
«Цели номер один» властвует над всем действием стиль документальной хроники. Но, если присмотреться, то за скрупулезным показом событий скрывается ни что иное, как сюжет об одержимости. Главная героиня Майя в четко сбалансированном исполнении
Джессики Чэстейн одержима не столько из-за мести за все содеянное бен Ладену, сколько из-за темных сил. Эта одержимость проявляется как извне (в качестве дьявола задействован, конечно же, бен Ладен), так и внутри (что происходит в душе Майи, зрителю мало известно), что позволяет сравнивать героиню с
Розмари, породившей Антихриста. Тем более, что финал идентичен мрачной концовке шедевра
Романа Полански из-за того, что мы так и не увидим лица убитого. И финальные слезы
Чэстейн можно воспринять двояко. Это и победа над силами зла внутри себя (или же наоборот?), и осознание содеянного, и радость от достижения своей цели, и гордость за себя и страну. Последнее, разумеется, более очевидно, но режиссерский доскональный подход, давший слабину в кульминационный момент, позволяет усомниться в объективности Бигелоу, а заодно и трактовать сюжетную канву на свой вкус.
Сложно сказать, воспримет ли отечественный зритель адекватно «Цель номер один» или же отмахнется от него, как от очередного агитпропа из Штатов, предпочтя пересмотреть в энный раз более человечную и захватывающую ленту
Аффлека. Скорее всего, лишь немногие рискнут в кинотеатре окунуться в жесткую и безэмоциональную хронику десятилетия, втиснутую в два с половиной часа. И уж совсем единицы восхитятся всеми составляющими этой работы, от режиссуры до монтажа. Оно и понятно. Это не наши боль и война, у нас есть свои трагедии, о которых, к сожалению, отечественные кинематографисты создали не так уж много значительных работ...
«Цель номер один» в прокате с 21 февраля.
Ссылки по теме:
Экшн-2013. Выбор редакции kino-teatr.ru
13 фильмов февраля'13. Выбор редакции kino-teatr.ru
«Золотой глобус 2013». Лауреаты
Объявлены номинанты на «Оскар»
обсуждение >>