Жермен (
Фабрис Лукини) - учитель французского в школе. В новом учебном году ему в классное руководство достается восьмой "А". Жермен не доволен своими подопечными: в сочинениях на тему "как я провел эти выходные" подростки едва могут связать два слова. Но есть исключение - это Клод Гарсия (
Эрнст Умоер), тихий мальчик, имеющий привычку лукаво улыбаться. Клод пишет рассказы о том, как он проводит время в доме своего новоиспеченного друга Рафы Артоле, которому Клод помогает подтянуть математику. Но на самом деле математика и кудрявый одноклассник волнуют Клода меньше всего. Ему гораздо интереснее мать Рафы, Эстер (
Эмманюэль Сенье), и именно за ней Клод наблюдает, сидя на скамейке у дома семьи Артоле последние несколько месяцев.
Меньше всего фильм
Франсуа Озона похож на вуайеристкие триллеры, наподобие "
Паранойи" или "
Тайного окна". Хотя вуайеризм в фильме присутствует, как и саспенс, и поначалу ждешь именно напряженной и извращенной истории о проникновении в скрытый мир европейской буржуазной семьи, тонущей в моральном упадке. Но семья оказывается самой обыкновенной: мать не доучилась на архитектора и теперь грезит перепланировкой дома, отец (
Дени Меноше) занимается бизнесом и одержим баскетболом и китайцами. Семья в большинстве сцен подана карикатурно и даже нельзя с полной уверенностью заявлять, что она вообще существовала. Это утверждение может показаться странным, когда речь идет о фильме с заранее выдуманной историей, но здесь несколько историй и реальностей. Фактически, мир учителя Жермена и появляющийся в его мире Клод - единственная реальность, в достоверности которой можно не сомневаться. Семья Артоле так же присутствует не только на бумаге, но что касается тех деталей ее жизни, которые Жермен узнает со страниц рассказов Клода, вопрос об их существовании каждому зрителю придется решать самому.
От режиссера, чей последний фильм "
Отчаянная домохозяйка" был переполнен левацким пафосом, можно было ожидать очередной драмы с тем же уклоном, однако сам Озон в интервью говорит, что старался через взаимосвязь Жермена и Клода показать в фильме идеальные отношения писателя и редактора, или же режиссера и продюсера. Если отбросить профессиональные формулировки, то на самом деле это просто история поиска любви. Мальчик "с последней парты" ищет любовь, вернее, одно из ее проявлений - внимание. Ищет его со стороны матери своего лучшего друга и со стороны учителя по французскому. Но главным героем фильма остается Жермен, член европейской интеллектуальной семьи, тонущий в моральном упадке.
Картину не хочется называть арт-хаусом, хотя и привычным мейнстримом ее тоже назвать нельзя. "В доме" - арт-хаусный фильм не более, чем поздние фильмы
Вуди Аллена (которому Озон не раз кланяется). Ничего странного, авангардного в нем нет, но при этом фильм снят так, как мало кто сейчас снимает. Когда надо - смешной, когда надо - пугающий, но почти всегда размеренно спокойный. Только такие фильмы и нужны, чтобы без лишней суеты готовиться к мирной китайской экспансии.
«В доме» в прокате с 8 ноября.
Ссылки по теме:
Франсуа Озон - о фильме «В доме».
«Рики» Франсуа Озона
обсуждение >>