Многим памятен весело-меланхоличный бег
Антуана Дуанеля по узким улочкам. Кто-то помнит и аскетичные титры на ярком фоне у
Годара. А некоторым запомнилась
«Зази в метро» Луи Маля.
Из этих и других прекрасных явлений «новой волны» и сложил свою восхитительную мозаику
Ричард Айоэйд, бывший актер, Мосс из
«Компьютерщиков», а ныне подающий надежды режиссер.

Его
«Субмарина» просто напичкана всевозможными цитатами, отсылками и ассоциациями. В комнате
Оливера Тейта, нескладного и незаметного подростка, на стене висит плакат с
Аленом Делоном из
«Самурая». Да и само имя героя вызывает массу воспоминаний, начиная от
Чарльза Диккенса и заканчивая
Шэрон Тейт. А
Джордана Бивер, милая пироманка с экземой на руках, разумеется, вмещает в себя многие женские (точнее, девичьи) образы, напоминая одновременно и
Зази, и
Рамону Флауэрс, и
Убивашку. Хотя, конечно, это лишь мои ассоциации, у
Айоэйда, наверняка, возникали другие образы, когда он создавал свою дебютную картину.
Картина настолько потрясающе, мощно и уверенно снята, что порой сомневаешься – а дебют ли это? И все же на моей памяти были и другие успешные дебютанты-режиссеры среди актеров, поэтому сомнения в сторону.
Память – основная и самая притягательная черта
«Субмарины». Мы наблюдаем за переживаниями героя его глазами и вместе с ним проходим через его отрочество, а следовательно, постоянно сравниваем себя с ним, отыскиваем в нем свои черты, пусть и чрезмерно максималистские и вычурные.
Еще одна особенность, заставляющая сопереживать всем героям, - это визуальная составляющая. В картине незримо присутствуют
Годар и
Трюффо. Временами перед нами возникает «фильм в фильме», заснятый на 16-миллиметровую пленку. Попадаются и стоп-кадры, а сам фильм поделен на части, образуя собой повесть о постепенном взрослении. Оператору
Эрику Уилсону прекрасно удается передать меланхолию
Оливера через лицезрение прибрежного ландшафта Уэльса, отвечающего всем требованиям молодежных субкультур современности. Все в серо-синих тонах, и лишь красное пальто
Джорданы утешает уставший от серости глаз.

Стоит ли говорить о том, как хороши актеры и как прекрасна музыка
Алекса Тернера из
Arctic Monkeys. Наверно, лучше промолчать. Это надо самому увидеть, окунуться в необычный и слегка сдвинутый по фазе мир
Оливера Тейта. А заодно и посмеяться над смешными взрослыми в исполнении
Ноа Тейлора,
Салли Хокинс и
Пэдди Консидайна. И уйти из кинозала, навсегда оставив в сердце прекрасную
Ясмин Пейдж.
обсуждение >>