Одна из ярчайших премьер 2024 года — полнометражная дилогия по манге Инио Асано, которая вышла на стримингах в дополненной сериальной версии. Не пропустить одно из лучших шоу последних лет — не только анимационных — нам помог тематический канал «Покебол с предсказанием». За производство «Мертвых-мертвых демонов» отвечала студия Production +h. («Дети на орбите»), а режиссером выступил Томоюки Курокава, в чьем послужном списке — «Наш рассвет», «Драконий дантист» и «Волчий дождь». О дружбе, редактуре и Дораэмоне в этом впечатляющем аниме размышляет Алексей Филиппов.
31 августа над Токио объявляется инопланетный корабль. Пока граждане и правительство судорожно решают, как лучше поступить в такой ситуации, военные с американской базы наносят удар на опережение. С борта НЛО валятся массивные запчасти и крохотные фигурки (официальная позиция — «
Их там нет»), а центр мегаполиса превращается в зону отчуждения, покрытую туманом альфа-частиц. Три года спустя Япония обвыкается в «новой нормальности»: жители пострадавших районов оседают у родственников, в покупном жилье или специальных лагерях, чьим обитателям положены государственные субсидии; корпорация SES, используя внеземные технологии, разрабатывает боевую линейку «Самоходы», которые будут защищать Токио от угроз с земли и воздуха; подростки всё так же ходят в школу и ломают голову, чему посвятить всю оставшуюся жизнь.
Читать
🍄 «Тамала 2010» — еще более панковое аниме о современном обществе
В таком рутинизированном апокалипсисе протекает взросление лучших подруг
Оран Накагавы и
Кадодэ Коямы. Первая — эксцентричная бунтарка, обожающая шутеры и мечтающая то ли покорить мир, то ли уничтожить. Вторая — тихая почти отличница, влюбленная в уставшего педагога
Наоки Ватарасэ, и обладательница всего существующего мерча с грибообразным инопланетянином
Исобэяном (и/о
Дораэмона — герой популярной манги, которую редактирует её
отец). Именно их дуэт — между разговорами о сексуальных фантазиях, поп-культуре и никчемности правительства — встретит настоящего пришельца, контакт с которым чреват обострением «зависшего» конфликта, радикализацией «левой» и «правой» молодежи, новой ложью властей и нездоровой милитаризацией страны.
Для нарушения мнимого баланса человеческого социума, мангаке
Инио Асано («
Спокойной ночи, Пунпун») не понадобилось даже полноценное инопланетное вторжение — чтобы высвободить залежи общественной тревоги, воинственности и ресентимента, оказалось достаточно нарисовать НЛО на горизонте. В целом — ничего экстраординарного: один из родоначальников тропа
Герберт Уэллс насылал марсиан на Великобританию, заставляя империю ощутить все прелести колониальной философии на собственной шкуре; во второй половине XX века итерации «Вторжения похитителей тел» — роман
Джека Финнея и
две экранизации — фиксировали рост паранойи на фоне холодной войны; под занавес тысячелетия
Хидэаки Анно натравил на Японию исполинских ангелов, чтобы поговорить о разъедающей страну депрессии: от подростковой до экономической и цивилизационной. К слову, разглядывать фантастический катаклизм из (не)высоких кабинетов — ученых, журналистов, бюрократов — один из любимых приемов создателя «
Евангелиона»: именно через такую призму он изобразил многоликий сюжет о Годзилле, когда снимал «
Возрождение» в 2016-м.
Читать
🍄 Как я встретил вашу маму: разбираемся в феномене «Евангелиона»
В «
Мертвых-мертвых демонах» подход несколько основательнее и разнообразней. Персонажи не слипаются в единую инфраструктуру «муравечества»: наряду с лихим взрослением Оран и Кадодэ разворачиваются истории их подруг, родных и возлюбленных (надменный
бойфренд одной из
школьниц становится лидером консервативных радикалов «Молодой фронт»). Ученые, военные, журналисты, активисты и министры тоже в деле — слегка гротескный дизайн Нисино их совсем не щадит: среди шаржей в духе гангстеров из «
Дика Трэйси» есть даже
подобие Жополицего из эннисовского «
Проповедника».
Старшеклассницам, оказавшимся под гравитационным влиянием пубертата, легкая деформированность, напротив, в лицу: нескладные, переменчивые, смешные — живые. Их непосредственность в суждениях и повседневности двигает сюжет, который из-за плотности тем легко сошел бы за трактат о ситуации в мире. Чуть ли не каждая сцена заслуживает мини-эссе на злобу дня: от школьного
груминга и гендерной идентичности до охоты за пособиями и массового истребления нерадивых захватчиков (в основном — высадившихся гражданских, женщин и детей). Американские зрители
вспоминают Газу (и 9/11 — тут 8/31), у российских могут быть другие ассоциации, а для Страны восходящего солнца, вероятно, актуален немного иной сценарий.
Читать
🍄 «Железнокровные сироты» — мощный сериал о последствиях звездных войн
Не вдаваясь в многочисленные и запутанные подробности — манга Исино и её экранизация всё же относится к тем случаям, когда лучше один раз увидеть, — хочется отметить, что захватчики, когда-то покинувшие Землю, очень уж напоминают жителей Японии. Агрессоры, столкнувшиеся с более мощной силой и испытавшие на себе ужас и отчаяние жертвы, — сюжет как будто «по реальным событиям» (ожидания от реальность откололи массивные бомбардировки и Хиросима с Нагасаки). Вдобавок мощный коллективизм, культ чести и готовность расстаться с жизнью ради некоей призрачной цели — словно в каком-то инопланетном отделе маркетинга решили утрамбовать в нацию маскотов плакатные черты имперского прошлого, замаскировав его безликой кавайностью марки
Cool Japan. Как в одной песне: «
По новым данным разведки, мы воевали сами с собой».
Тем интереснее, что столкновение двух видов землян богато аранжировано пиаром, конспирологией и подростковыми фантазиями, а ключом к НЛО может оказаться не только дружба, но и пресловутый Исобэян. Вернее тот факт, что в повествовании такое непривычно значимое место занимает работник манга-издательства. Незначительная до финальных эпизодов деталь позволяет рассматривать любое местное влияние на пространственно-временной континуум — социальное, фантастическое, политическое — как попытку редактуры фантазии. Погоню — в вопросе школьной дружбы, карьерного выбора или будущего человечества — если не за лучшим, то хорошим сценарием. Отсюда эффект прорыва коллективного бессознательного, которое разбрасывает по Токио не только инопланетян и смертоносные астериски, но и уморительных песиков.
Читать
🍄 Вероломство образов: про аниме «Бугипоп никогда не смеется»
Детальная, но не слишком динамичная анимации
Production +h. («
Дети на орбите») словно подчеркивает это умозрительное свойство истории (как с маленькой буквы, так и большой). Идеалы подвергаются коррозии, планы летят в тартарары, хайп спадает, кумиры разочаровывают, а любовь приходит и уходит. Лишь дружба — это чудо. Возможно, не самый впечатляющий вывод для столь многофигурной и скрупулезной истории, зато очень своевременный.
«Мёртвые-мёртвые демоны». Трейлер с русскими субтитрами
Хотите больше новостей и обзоров аниме — подписывайтесь на «Покебол с предсказанием». Например, там вы можете прочитать о 70 отличных новинках 2024 года или большое интервью с автором манги.
обсуждение >>