Ясуоми Умэцу намерен вернуться в невинный панк, мы решили вспомнить его культовую работу, вызвавшую четверть века назад немало споров (и цензурных сокращений). Поможет нам в этом аниме-канал «Покебол с предсказанием», рассказав, как режиссер привнес в свои проекты кинематографичность — однако совсем иначе, чем адепт подобного метода Синъитиро Ватанабэ. Интересно, что начинали они почти параллельно: в конце 90-х у создателя «Кайт» за спиной были работа над анимацией, например, «Могилы светлячков» и «Акиры» — отсюда, наверное, такое внимание к каждому кадру и образу. О тотальной избыточности (хорошей и трансгрессивной), сходстве с французским необарокко и клиффхэнгере Шредингера размышляет Алексей Филиппов.
Молодой
комик, дорвавшийся до телевизионных эфиров, направляется домой в компании юной поклонницы. В лифте с ними едет
пожилая соседка, громко осуждая поведение новоиспеченной звезды. Юморист не играет в показную благопристойность или уважение к старшим — и бьет пенсионерку ногой, а следом получает две пули от спутницы — наемной убийцы. Подобраться к цели вряд ли составило трудности, а дальше — дело техники: пистолет с разрывными выезжает из школьного кейса, откуда улыбается наклейка лягушки, и уверенно ложится в руку, кровавые серьги сверкают в такт алым зрачкам, вспышка — и заказ выполнен.
Читать
🏀 «Манускрипт ниндзя» — жестокая классика 90-х
Родителей
Савы застрелили четыре года назад, и она оказалась под опекой циничного офицера
Акаи, который расследовал то двойное убийство. Он и лишил старшеклассницу девственности: как буквально, так и фигурально — обучив нажимать на спусковой крючок за деньги. Предположительно — чтобы избавлять город от душегубов, коррупционеров и педофилов (черная ирония копа). Сколько в этом вигилантизма, а сколько — темного бизнеса, Сава до поры до времени не задумывается. Или делает вид: её невозмутимое фарфоровое лицо, обескровленное увиденным и пережитым, может ввести в заблуждение, кажется, сам фатум. Только появление синеволосого напарника
Обури, такого же сироты, но не настолько сломленного, дарит ей надежду на другую жизнь.
Эрос и Танатос, Закон и его двойник, взрослые и подростки, красный и синий — «
Кайт» формируется из контрастов, как хрестоматийные
нуары или их
производные. Вроде культового «
Леона» (1994), с которым оригинальное аниме
Ясуоми Умэцу не сравнивает только ленивый. Параллель справедливая — тем более, что родство несколько глубже, чем сходство Савы с Матильдой (
Натали Портман), а Акаи — с наркозависимым детективом-садистом Норманом Стэнсфилдом (
Гэри Олдман). В 90-е
Люк Бессон уже начал вливаться во французский и американский мейнстрим, но на заре карьеры, десятилетием ранее, он вместе с
Жан-Жаком Бенексом и
Леосом Караксом олицетворял кинематографическое необарокко (или
Cinema du Look). Фильмы троицы выделялись оглушительной (sic!) визуальностью и откатом от реализма, выброшенного когда-то на берег — для них уже «папочкиной» — новой волной.
Читать
🏀 10 этапных французских фильмов из 90-х
В стенах продакшенов
Arms («
Эльфийская песнь») и
Green Bunny («
Полуночная пантера»), выпускавших преимущественно хентай, Умэцу сочинил криминально-блюзовую зарисовку, выглядящую лет на 20 свежее изысков
Синъитиро Ватанабэ. Через несколько месяцев после «Кайта» состоялась премьера «
Ковбоя Бибопа» (1998-99), чья кинематографичность покорила зрителей по всему миру:
вестерн, нуар,
подмигивания Годару. Более дерзкий визуальный язык — с навязчивыми цветовыми акцентами, эмоциональным монтажом и лоскутным провокационным сюжетом — вероятно, оказался заложником (не)обязательных откровенных сцен. Иронично, учитывая, что схожая по ритму, вайбу и даже гамме «
Дурная кровь» (1986) Каракса легко обошлась без них (правда, затем француз снял «
Полу Х» с «несимулированным сексом»).
Умэцу, кажется, вообще не искал легкий путей. Там, где Бессон маскировал (или стремился развеять)
педофильский душок, японец использует его как
шоустоппер, чтобы подчеркнуть беспросветность взрослого мира и конченность «опекуна». В западном издании хентайные сцены вырезали — и не сказать, что без них динамика Савы с Акаи стала менее жуткой. Впрочем, как и название — более внятным от приписки локализаторов, заставляющих думать, что девочка-убийца — это некая Кайт. Речь в
действительности о воздушном змее, который нередко задействуют как в народных торжествах, так и в ритуалах, чествующих детей. Так же и героиня с именем, «как песок, который не можешь удержать, или перо, уносимое ветром», в моменты полета (выполнения миссий) одновременно вольна и привязана к господину, смертоносна для окружающих — и уязвима к атакам на
леер.
Читать
🏀 Космическая гонка: в чем феномен «Ковбоя Бибопа»
Стоит же ей оборвать нить, и контрастность «Кайта» сменяется открытым финалом — клиффхэнгером Шредингера (недаром весь кадр в котах). Каждая тень здесь скрывает бездну, а рассадником садизма и извращений служит не только кабинет, увешанный снафф-фотокарточками. И всё же Сава — после всего пережитого — глядит в камеру с легкой надеждой, пускай и сохраняя
бастеркитоновский покерфейс (плакат с комиком украшает жилище Обури). Может, жизнь не «всегда такое дерьмо»?
«Кайт — девочка-убийца». Трейлер на английском языке
Хотите больше новостей и обзоров аниме — подписывайтесь на «Покебол с предсказанием». Например, там вы можете прочитать о классных мультипликационных хоррорах или почему отменили аниме по «Безумному Максу».
обсуждение >>