Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Серафима Икаева

Серафима Икаева фотографии
Годы жизни
Категория
Актриса
Фильмография
Театр
Фотоальбом
Обсуждение

Икаева Серафима Георгиевна

29 августа 1909, Терская область — 23 марта 1993, Владикавказ

Актриса, педагог, общественный деятель.
Народная артистка Северо-Осетинской АССР.
Народная артистка РСФСР (5.10.1960).

В 1935 году окончила осетинскую актерскую студию при ГИТИСе (руководители студии - В. Станицын и И. Раевский).
Актриса Северо-Осетинского драматического театра (с 1935 года),
была директором театра. Член ВКП(б) с 1941 года.
Вела педагогическую работу в студии при Северо-Осетинском театре (1935-1938, 1944-1947).
Депутат Верховного Совета Северо-Осетинской АССР 2-4 созывов.

Ушла из жизни в 1993 году.
театральные работы
Лида Коваль («Платон Кречет» А. Корнейчука)
Любовь Яровая («Любовь Яровая» К. Тренева)
Мирандолина и Клариче («Хозяйка гостиницы» К. Гольдони)
Коломбина («Лгун» К. Гольдони)
Сюзанна («Женитьба Фигаро» П. Бомарше)
Беатриче («Много шума из ничего» Шекспира)
Варвара («Гроза» А. Островского)
Лаура («Каменный гость» А. Пушкина)
Глафира («Егор Булычев и другие» М. Горького)
Людмила («Васса Железнова» М. Горького)
Фекла Ивановна («Женитьба» Н. Гоголя)
Мария («Двенадцатая ночь» Шекспира)
Кордулла («Волынщик из Страконниц» И. К. Тыла)
Варя («Встреча в темноте» Кнорре)
Татьяна («Разлом» Б. Лавренева)
Салфетка («Песня Софьи» Раисы Хубецовой и Геора Хугаева)
Салимат («Желание Паша» Д. Туаева)
Гадзыгуз («Две свадьбы» Н. Саламова, З. Бритаевой)
Теккиан («Мать сирот» Д. Туаева)
Хансиат («Две сестры» Елбыздыко Бритаева)

последнее обновление информации: 19.06.23
«Высокий дар – нести в душе огонь…»

… Осетия не просто любила ее – боготворила. Восхищенно, глубоко и пылко. Достать «лишний билетик» на премьерный спектакль, в афишах которого среди имен исполнителей главных ролей стояло: «Серафима Икаева», было попросту невозможно. А игра ее, как вспоминают сегодня те, кому посчастливилось видеть ее «вживую» на сцене, потрясала и завораживала – заставляя зрителей, не стыдясь, утирать мокрые от набегающих на ресницы слез глаза и восторженно, по-детски, изнемогать от смеха, сострадать всем сердцем ее героиням и радоваться вместе с ними, ненавидеть и любить, спускаться, горькая ступенька за ступенькой, в пропасть отчаяния и возвышаться душой в битве с Судьбой… И это потрясение властно брало зал в светлый плен Таланта и Мастерства. Истинного. Высочайшей, золотой пробы…
Сегодня, 29 августа, ей – народной артистке Северной Осетии и России, одной из самых ярких «звезд» в блистательном созвездии корифеев, стоявших у истоков осетинского национального театрального искусства, актрисе-легенде Серафиме Георгиевне Икаевой – исполнилось бы 100 лет. И, вглядываясь «сквозь дымку времени» в то, как начинался путь, который привел ее на сцену молодого Осетинского театра, и как, шаг за шагом, роль за ролью, восходила она по этому пути к вершинам мастерства, авторы воспоминаний и биографических очерков о Серафиме Икаевой единодушны: алмазную огранку таланту, щедро подаренному ей свыше, дало еще одно драгоценное для человека творческого качество – доходившая до подвижнического самоотречения взыскательная требовательность к себе. Плюс убежденность: на сцене тебе нечего делать, если поднимаешься на нее с холодным сердцем…
… На ней сразу невольно останавливался взгляд: милое, полное нежного и чуть лукавого обаяния лицо, теплый свет чистых серых глаз, русая волна волос, какая-то особая пленительная и яркая грация в каждом движении... В ее родном Алагирском районе юную Симу знали как великолепную гармонистку, она была признанной «звездой» местной художественной самодеятельности, с успехом участвовала в годы работы заведующей библиотекой при Садонских рудниках в любительских спектаклях… Но заветная мечта «учиться на актрису» долго казалась ей неосуществимой. Семья жила трудно. И, к тому же, близких будущей легенды Осетинского театра, как и многих в те годы в республике, смущало: как это – горянка, и на сцене?..
И все-таки зимой 1931 года Сима Икаева едет учиться в Москву – где при ГИТИСе, под руководством учеников Станиславского Виктора Станицына и Иосифа Раевского, была создана осетинская актерская студия, ставшая ядром торжественно открывшегося во Владикавказе в 1935 году национального драматического театра. Театра, первые же спектакли которого – «Платон Кречет» А. Корнейчука и «Лгун» К. Гольдони – с блеском доказали, какой многообещающий потенциал заложен в артистах его молодой труппы, чьим именам суждено было сделаться гордостью и славой искусства Осетии. И в обоих этих спектаклях с успехом дебютировала и Серафима Икаева – в ролях Лиды Коваль и Коломбины, снискавших ей теплый прием у зрителей и похвалы критики.
Ее такие разные роли (сувенирное панно работы сына актрисы, известного осетинского художника-ювелира Агубе Икаева)...
Это были первые роли в ее творческом «послужном списке». А всего за почти полвека, отданных ею Осетинскому театру, вошла в него не одна сотня ролей. Очень разных – ведь не зря Серафиму Икаеву называли актрисой уникального, широчайшего диапазона, которой на сцене было под силу практически все: от трагедии до гротеска, от высокой комедии до плетения тончайших «кружев» психологической драмы. «Жизнерадостный бесенок» Салимат в «Желании Паша» Давида Туаева, трагическая и гордая Хансиат в «Двух сестрах» Елбыздыко Бритаева, Клариче и Мирандолина в «Слуге двух господ» и «Хозяйке гостиницы» Гольдони, обворожительная, умная и любящая плутовка Сюзанна в «Женитьбе Фигаро» Бомарше, Беатриче в комедии Шекспира «Много шума из ничего», Варвара в «Грозе» Островского, огненно страстная и пылкая Лаура в «Каменном госте» Пушкина, Любовь Яровая в одноименной пьесе К.Тренева, Глафира и Людмила в горьковских «Егоре Булычеве» и «Вассе Железновой», а позднее – Текиан в «Матери сирот» Давида Туаева, Фекла Ивановна в «Женитьбе» Гоголя, Гадзыгуз в «Двух свадьбах» Зарифы Бритаевой и Николая Саламова и, конечно, блистательнейше воплощенная на сцене пройдоха Салфетка в комедии Раисы Хубецовой и Геора Хугаева «Песня Софьи»… Это только небольшой перечень ролей Серафимы Икаевой, вошедших в «алмазный фонд» осетинского театрального искусства. Секрет своего успеха в которых сама актриса, улыбаясь, объясняла просто: «Я всегда отдаю всю себя целиком тому новому человеку, который в процессе творчества должен стать моим вторым «я»… Где бы я ни была – дома, на улице, на работе, – я всюду живу моим образом, даже говорю его словами. И невольно начинаю чувствовать, как у меня меняются походка, ритм речи, жесты»…
«Дочь осетинского народа, она впитала реалистические традиции русской театральной школы, привитые ей ее учителями», – так писала о Серафиме Икаевой один из первых худруков и режиссеров Северо-Осетинского академического театра, легендарная Елена Маркова. Подчеркивая, что образы ее героинь «дышали редким умением заражать зал своей радостью» – и, в то же время, покоряли своей глубиной… И память о ней – Актрисе, Мастере, видном в республике общественном деятеле, Учителе, мудрую и добрую школу чьего профессионального наставничества прошло не одно поколение молодых артистов, – в Осетинском театре хранят сегодня бережно и трепетно.

Уже семнадцать лет, как ее нет с нами. Но она навсегда осталась в благодарной памяти своих земляков, всей Осетии. И, наверное, нет награды выше, чем эта память – ни для артиста, ни для человека…
А сегодня, в день ее юбилея, слово о Серафиме Георгиевны Икаевой на страницах «СО» – ее близким, друзьям, ученикам. Тем, кто вспоминает ее с теплотой, гордостью и любовью…
Булат Газданов, народный артист России и Северной Осетии:
– Сегодня часто думаешь: если бы наши легендарные мастера из «золотой плеяды» студийцев ГИТИСа 1935 года, стоявшей у истоков создания Осетинского театра, работали не здесь, «на периферии», а на московских сценах, все они без исключения были бы увенчаны званиями народных артистов СССР – настолько блистательным было это великое актерское созвездие. С полным правом можно это отнести и к Серафиме Икаевой, «нашей Симуш», как ласково называли ее мы, друзья и коллеги – замечательной, гениальной осетинской актрисе и очень светлому человеку.
Ее Салимат в «Желании Паша» мне посчастливилось увидеть на сцене Осетинского театра еще мальчишкой. И это был ярчайший, искрометный фейерверк озорства, веселья, огня… Она блистала и в мировой, и в русской классике, и в национальном репертуаре. С одинаково неподражаемым мастерством перевоплощалась и в королев, и в простых сельских женщин-осетинок. А осетинская гармоника в ее руках не играла – дышала и жила. У Симы не было никакого профессионального музыкального образования, она и нот-то даже не знала – но зато обладала даром создавать своей игрой на гармонике незабываемые музыкально-драматические образы, украсившие не один спектакль Осетинского театра. Она и в музыке оставалась Актрисой с большой буквы…
Тамара Кабанова, народная артистка Северной Осетии, актриса Северо-Осетинского государственного академического театра им. В. Тхапсаева:
– Когда мы, молодые выпускники осетинской студии ГИТИСа 1970 года, приехали из Москвы домой, в столицу республики, и влились в труппу театра, выяснилось, что мне нужно «подтянуть» технику владения осетинской сценической речью. И меня «прикрепили» к Серафиме Георгиевне, которая около полутора лет давала мне эти уроки – оставшиеся в памяти навсегда…
Это была удивительная, потрясающая актриса – и такой же потрясающий, просто лучившийся сердечной теплотой человек. Вся – каскад юмора, оптимизма, обаяния, жизнерадостной энергии. Как нельзя было ею не восторгаться на сцене – а она как раз тогда блистала в «Двух свадьбах» в роли Гадзыгуз, где у них сложился знаменитый актерский дуэт с Николаем Саламовым, – так и вне сцены невозможно было ею не залюбоваться. Выглядела она всегда прекрасно: изящная, грациозная, с прической, маленькие ножки – в легких «английских» туфельках… Но за этой веселостью, жизнелюбием, юмором чувствовались цельная и сильная натура, крепкий внутренний стержень, волевой характер. Не случайно ведь была в свое время Серафима Георгиевна назначена и на непростую должность директора Осетинского театра, и не один раз избиралась депутатом Верховного Совета республики…
Помнится, Фаина Раневская говорила: «Настоящий актер должен до самого конца сохранять трепетность на сцене». Искру, огонь, жар души… У Серафимы Икаевой это было. И эти высокие уроки мастерства и любви к театру она щедро передавала молодым…
Сослан Икаев, начальник отдела Министерства труда и социального развития РСО–А, внук актрисы:
– Актриса, которую Осетия боготворила, которая была окружена поистине всенародной любовью своих земляков. Как сегодня принято говорить – «звезда»… И в то же время – самая лучшая на свете и самая родная бабуля, которую мы, ее внуки, обожали. Которая пекла потрясающие осетинские пироги, привозила нам, малышам, из гастрольных поездок подарки, которая всегда, несмотря на свою занятость, с удовольствием находила время, чтобы повозиться с нами (а потом – и с нашими детьми, уже ее правнуками), поговорить по душам о том, что нас волновало… И с возвращением которой после работы, из театра, домой все в доме наполнялось какой-то совершенно особой атмосферой тепла… Именно такой мне запомнилась бабушка.
А еще запомнилось: она всегда была окружена людьми. Потому что и сама – светлый, открытый, очень доступный человек – жила для людей. В годы, когда она была депутатом республиканского Верховного Совета, к ней – зачастую как к последней своей надежде – часто обращались с просьбами посодействовать в решении наболевших бытовых, житейских вопросов. И для каждого такого «ходока» бабушка находила время, многим сумев помочь…

Подготовила Е. КОВАЛЕНКО
Газета "Северная Осетия" № 157 31.08.2009

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 1
Moderato   21.01.2020 - 21:53
Умерла 23 марта 1993 года. Фото - http://ossetians.com/pictures/Ikhaty%20Serafin.jpg ; http://ossetians.com/pictures/Ikaeva%20Serafima.jpg читать далее>>
Кино-театр.ру в Telegram