Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Нина Мамаева

Нина Мамаева фотографии
фото: kinosozvezdie.ru

Мамаева Нина Васильевна

Родилась 8 августа 1923 года в Омске.

Заслуженная артистка РСФСР (25.06.1957).
Народная артистка РСФСР (11.07.1968).
Народная артистка СССР (12.08.1982).

В 1925 году вместе с семьей переехала в Новосибирск. Занималась в театральной студии Дома Художественного воспитания детей (руководитель - Валентина Викторовна Петухова). Закончив школу в 1941 году, поступила на радиозавод радиомонтажницей, но когда в 1942 году в эвакуацию в Новосибирск приехал Ленинградский театральный институт, она пошла туда показываться. По просьбе И.И. Соллертинского ее отпустили с завода, и в 1946 году, уже в Ленинграде, она окончила Ленинградский театральный институт (мастерская Л. Ф. Макарьева). Ее дипломной работой была роль Сони в спектакле «Дядя Ваня» А.П. Чехова.

В 1946-1954 годах — актриса Ленинградского ТЮЗа.
Актёрская звезда Нины Мамаевой взошла в этом театре. Весь Ленинград говорил о Мамаевой — Джульетте, все стремились увидеть этот спектакль.
В 1954 году её пригласили в Ленинградский академический театр драмы имени А.С. Пушкина (Александринский) на роль Офелии режиссёры Леонид Вивьен и Григорий Козинцев. Она исполнила на сцене этого театра много ролей и всю оставшуюся жизнь была актрисой этого театра.
С 1967 по 1969 годы преподавала в ЛГИТМиКе на курсе
Р.Р. Сусловича.

Ушла из жизни 14 августа 2001 года в Санкт-Петербурге. Похоронена актриса на Литераторских мостках Волковского кладбища.
театральные работы
Ленинградский ТЮЗ:
«Ромео и Джульетта» У. Шекспира — Джульетта
«Бедность не порок» А. Островского — Любаша
«Вишневый сад» А. П. Чехова — Аня
«Аттестат зрелости» Л. Гераскиной — Вика
«Ее друзья» В. С. Розова — Люся
«Дневник Наташи Соколовой» А. Зака, И. Кузнецова — Наташа

Ленинградский академический театр драмы:
«Гамлет» У. Шекспира — Офелия
«Пучина» А. Н. Островского — Лиза Кисельникова
«Смерть коммивояжёра» А. Миллера — Линда Ломен
«Миражи» Ю. О'Нила — Дебора
«Антигона» Ж. Ануя — Антигона
«Суровое счастье» Михайлова — Маша
«Добрый человек из Сычуани» Б. Брехта — Шен Те и Шуи Та
«Чайка» А. П. Чехова — Нина
«Игроки» Н. Гоголя — Полина
«Маленькие трагедии» А. Пушкина — Донна Анна
«На дне» М. Горького — Настя
«Первый бал Золушки» по Е. Л. Шварцу — Мачеха
«Дворянское гнездо» И. Тургенева — Лиза
«Чайка» А. Чехова — Полина Андреевна
«Три сестры» А. Чехова — Анфиса
«Доходное место» А. Островского — Кукушкина
«Маков цвет» 3.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковского и Д.В. Философова — Евдокимовна
«Мораль Дульской» Г. Запольской — пани Дульская
«Пока она умирала» Н. Птушкиной — Софья Ивановна

Ленинградский государственный театр Эстрады:
"Ужасные родители" Ж.Кокто, (1981, постановка Г.Егорова) – Лео
"Пять романсов в старом доме" В.Арро, (1982, постановка Г.Егорова) – Полина Семёновна

Ленинградский театр имени Ленинского комсомола:
"Кто боится Вирджинии Вулф?" Э.Олби, (1986, постановка Г.Егорова, режиссёры Г.Соловский, И.Стручкова) – Марта
призы и награды
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)
Медаль «В память 250-летия Ленинграда» (1957)
Медаль «Ветеран труда» (1980)
Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1995)

последнее обновление информации: 09.06.22

фрагменты: «Фотографии на стене». Отрывок >>

«Царевна-лягушка»
«Дама с собачкой. Новые серии». ТВ-ролик
«Самозванка». ТВ-ролик
«Однажды в Залесье». ТВ-ролик №2
«С новым счастьем!». ТВ-ролик
Тайна актрисы (фрагмент из статьи)

Мамаева – актриса особого склада. При кажущейся контактности – человек замкнутый, при очевидной полной раскрепощённости - внутренне сосредоточенная. Её артистическая душа не выдерживает грубого прикосновения, нажима, диктаторства, болезненно реагирует на это. Мамаева нуждается в актёрском режиссёре. Такими для неё были Л.Макарьев, А.Брянцев, В.Кожич, Л.Вивьен, Р.Суслович. Таким стал молодой режиссёр Г.Егоров. С ним были сделаны три работы – разные, ставшие для Мамаевой принципиальными.

В роли мамы в спектакле «Пять романсов в старом доме» В.Арро Мамаева, казалось бы, не сыграла ничего нового, повторив свою излюбленную тему женской самоотверженности. Она была по существу самой собой в предлагаемых обстоятельствах. Но именно это и было самоценно для режиссёра, размышляющего в спектакле о духовной связи поколений, о ценности и важности её корней. Сама личность актрисы, излучающая свет духовной красоты, душевной грации, щедрости русской натуры, была доказательством того, что корни живы.

В двух других работах Егоров возвращал Мамаеву на стезю драматической актрисы, но на новом для неё материале современной западной драматургии. Актрисе предстояло выдержать экзамен на подвижность своего актёрского аппарата, продемонстрировать широту мироощущения, умения жить во времени, универсальность творческого метода.

В роли Лео в пьесе Кокто «Ужасные родители» Мамаева совершала чудо перевоплощения. Роль трудная в постижении, вдруг оказалась как бы самоигральной, пошла, покатилась легко, без толчков, на одном дыхании. В дивном ли голубом пеньюаре, в чудесном ли сереньком костюмчике с белой кофточкой и кокетливой – на лобик – шляпке Мамаева была на редкость хороша: красива, элегантна, привлекательна, была женщиной расцвета. И это при всём при том, что именно женская судьба её героини складывалась драматично. Но уныния, подавленности не было в Лео - Мамаевой. Лео – француженка, и этим всё сказано!

После Кокто закономерный путь поисков привёл режиссёра и актрису к Олби, одному из самых острых, проницательных и человечных драматургов Запада, к пьесе «Кто боится Вирджинии Вулф?». Многие крупные актрисы мира, играя Марту, задавались вопросом: что является пружиной её жестоких игр с мужем Джорджем – и по-разному отвечали на него. Мамаева ответила однозначно: любовь. Яростные споры, нападки, издевательства в адрес Джорджа имели одну цель – расшевелить, возродить его, вселить веру в себя. Порой злость, ожесточенность Джорджа, его душевная глухота доводили её до исступления. В пьяном остервенении она теряла ощущение реальности. Мамаева безбоязненно обнажала дно души своей героини. Зато какая чистота, незамутнённость открывалась в Марте – Мамаевой в финале спектакля, когда спадал эффектный чёрный парик, и она чуть слышно, робко признавалась, что ей страшно, что она боится Вирджинии Вулф. Ах, это "крылатое ощущение любви", как будто это уже не Марта вовсе, а Джульетта, и два человека, две души, - красивые, страдающие, одинокие, - рвутся навстречу друг другу, чтобы соединиться.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПАНОРАМА, журнал, 1993г., №8, стр. 18-19

Галина Макарова

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 12
Andrew (Москва)   16.01.2019 - 23:15
Критики единодушно очень хвалили её за роль Офелии, называя её (вместе с Толубеевым) - главной удачей в спектакле Козинцева 1954 года (предтеча фильма 1964 года). читать далее>>
№ 11
Месяц май (Москва)   16.01.2019 - 17:43
Очаровательная бабушка в фильме "Фотографии на стене" . Впервые увидела эту актрису.... Незабываемый тембр голоса. читать далее>>
№ 10
Зосименко Игорь.   3.11.2013 - 20:31
Замечательная питерская театральная актриса.Непростительно мало играла в кино.Видел её на сцене ленинградского театра им.А. Пушкина(ныне Александринка)и Ленинградском театре им.Ленинского комсомола(ныне... читать далее>>
№ 9
николай сковорода (санкт-петербург)   16.06.2012 - 02:54
В фильме Длинное, длинное дело Нина Васильевна играла секретаршу, а не тетю Марусю. читать далее>>
№ 8
Lusya (Москва)   21.10.2011 - 18:02
№7 Aranak,откликнетесь пж-та,дело в том,что Нина Васильевна мне тоже является двоюродной бабушкой,может мы с вами родственники?! > Мой адрес электронки,откликнитесь пж–та!Lusyastar@yandex.ru читать далее>>

Нина Мамаева: новости >>

Кино-театр.ру в Telegram