Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Найдан Гендунова

Найдан Гендунова фотографии

Гендунова Найдан Дашинамжиловна

5 января 1913, село Верхний Торей — 21 июня 1984, Улан-Удэ.

Окончила техникум искусств в Улан-Удэ (1932).

С 1932 года — артистка Бурятского драматического театра, с 1950 — Бурятского драмтеатра им. Хоца Намсараева (Улан-Удэ).
Ее талант ярче всего проявился в драматических и характерно-комедийных ролях в пьесах национальной драматургии.

Заслуженная артистка РСФСР (1940).
Народная артистка РСФСР (1957).
театральные работы
Гохон («Ключ счастья» Х. Намсараева)
Балма («Сын народа» Г. Цындынжапова)
Дари («У истока родника» Н. Балдано)
Пиляй ("Хитрый Будамшу" Ц. Шагжина)
Варвара ("Гроза" А. Островского)
Огаpнова ("Счастье" по П. Павленко)
Ковшик ("Калиновая роща" А. Корнейчука)
призы и награды
Награждена орденами Трудового Красного Знамени и "Знак Почета".

последнее обновление информации: 04.05.19
Эта великолепная Найдан!

Светлой памяти легендарной актрисы
Есть имена, одно упоминание которых бесконечно радует нас и печалит, будоражит нашу память, рождает воспоминания... Среди них - имя Найдан Гендуновой. В этом году великой актрисе исполнилось бы 95 лет.
Огромен ее вклад в искусство, и чем дальше идет время, тем отчетливее масштаб ее уникального творчества, значение всего, что она сделала для театра. О ней написано много - рецензии, исследования, но я не критик и ставила себе несравнимо более скромную задачу, решаясь писать о ней как о человеке и актрисе, которую я очень любила.
"СЕГОДНЯ играет Гендунова! " - эти слова можно было услышать часто. В них звучало столько восторга, поклонения и восхищения! Поистине у этой актрисы была всенародная слава. А когда она приходила в театр играть в спектаклях, для нас, молодых артистов, не было большей радости. Сбегались за кулисы буквально все: артисты, реквизиторы, костюмеры, бухгалтеры, водители... И на наших глазах происходило великое чудо искусства - мы все оказывались во власти обаяния игры этой маленькой, хрупкой немолодой женщины. Ее голос, ее совершенно неповторимые интонации, походка, жесты были необыкновенно правдивы, во всем была легкость, выразительность и какая-то завораживающая простота... Может быть, именно это имел в виду Немирович-Данченко, говоря, что "есть простота, с которой, кажется, актер приходит на сцену с первых своих шагов и которую он никогда не подвергал никаким соблазнам и испытаниям, словно этот актер и родился специально для подмостков -он стихийно сценичен". Вот эта "стихийность" поражала, когда мы видели на сцене Найдан Гендунову. Великая актриса владела этой тайной, позволяющей ей всего лишь несколькими шагами по сцене и двумя репликами оживить на наших глазах действо, повышая температуру спектакля, фокусируя его энергию. Каждую минуту она была одухотворена и поглощена игрой, и в этой редкостной самоотдаче Найдан Гендунова была просто прекрасна.
Легенды ходили про ее первую роль. Вот я держу в руках старую фотографию 1932 года. Тревожно смотрит на нас из своего далекого времени юная прелестная девушка, одетая в старый тэрлик и остроконечную шапку с мехом белого барашка... Это юная Найдан в роли батрачки из спектакля "Новый путь" А.Шадаева выпускного курса техникума искусств. Первая роль актрисы - и первый ошеломительный успех. "Играть эту роль было легко, потому что ее жизнь похожа на мою" - так скажет позднее актриса.
Зрителей покоряла естественность, живость ее игры, точность психологического рисунка. Как тонко она чувствовала душу своего народа! Может это было врожденное качество, впитанное с молоком матери с ранних детских лет? Интересен факт, что сам Хоца Намсараев, тепло приветствуя появление молодой яркой незаурядной актрисы, упомянул о тех самых народных корнях, питающих творчество артистки, которая "из босоногой деревенской девчонки сумела вырасти в самобытного мастера бурятской национальной сцены". Было, конечно, у великолепной Гендуновой множество разных ролей, но одной из легенд для последующих поколений стал образ Пиглай из спектакля "Будамшу" Ц. Шагжина. "Когда выходит на сцену Гендунова, мы безотчетно отдаемся власти таланта, поражаемся смелости красок, оригинальности находок, часто импровизационного характера - она играет свободно, легко, как птица поет! " - пишет Валентина Найдакова.
Творчество Найдан Гендуновой многогранно, и портрет был бы, наверное, неполным, если не охватить созданные ею образы в кино: старухи в "Поре таежного подснежника", шаманки - в "Захаре Беркуте", старой эвенкийки - в "Прощании с Матерой", тувинской женщины - в фильме "Люди голубых рек" и др.
Экран дал возможность нам крупным планом вновь и вновь наслаждаться своеобразием гендуновской фактуры. В созданных ею кинообразах есть очарование живых и неожиданных характеров, имеющих народную основу.
А в жизни Найдан Гендунова была просто прелестным человеком - неприхотливая, чрезвычайно скромная. Она была одарена всем тем, что мы особенно ценим в людях сегодня - я имею в виду совестливость, доброту, отзывчивость и, наверное, обаяние Гендуновой - актрисы шло от ее богатой, доброй и человеческой натуры! Какая-то особенная душевная молодость, открытость привлекали к ней нас, молодых. Обладая очень высоким званием и положением, она держалась с нами на равных, но не панибратски. Ее добрая участливость во всем, ее уникальное умение снять излишнее напряжение шуткой, ее незатейливые шутки-прибаутки, готовность к веселым розыгрышам, - а выдумщица и рассказчица была она просто изумительная - все это делало ее общей любимицей. Рассказывали, что ей, как заместителю Председателя Президиума Верховного Совета Бурят-Монгольской АССР (по статусу, члену правительства) полагался телохранитель. А эта роль была возложена на ее мужа Антропа Степановича Ильина - большого оригинала, блестящего танцора и яркого артиста. Антроп Степанович все время забывал взять положенный ему пистолет, а Найдан аккуратно заворачивала оружие в носовой платочек и клала в ридикюль, и они дружненько шли под ручку в театр на работу.
Меня всегда покоряла естественность ее поведения - она чувствовала себя прекрасно в любой обстановке - сидела в президиуме, как будто и родилась для таких подобных торжественных мероприятий. С гордостью носила ордена Трудового Красного Знамени, знак Почета, дважды избиралась депутатом Верховного Совета БМАССР.
Никогда не забудется для меня последний приход великой актрисы в театр. Мы знали, что она очень больна, врачи говорили, что дни ее сочтены, да и сама она, конечно, знала об этом, но сколько доброты, мудрости и света излучали ее глаза...
Не уходит из памяти то жаркое лето 1984 года, мы были далеко от дома, в агинских степях, где нас настигла горестная весть о смерти Найдан Гендуновой. Когда вечером перед зрителями мы сообщили о постигшем нас горе и объявили, что спектакль посвящаем памяти великой Найдан Гендуновой, весь зал в едином порыве встал и долго молчал... Шел спектакль "Будамшуу", и он игрался нами как-то по-особенному -каждый чувствовал ответственность и значительность этого момента. И с этого началась точка отсчета в нашем творчестве - творчестве нашего поколения. И в этом, наверное, неиссякаемая сила искусства, его преемственность. Кто-то из великих сказал, что театр - это вечный костер, в котором все, кто сопричастен театру, поддерживают огонь, а в пламени его танцует актерская душа...

От редакции
Отрадно, что Государственный бурятский академический театр драмы во главе с директором, заслуженным артистом России Д.Н.Сультимовым проводит целенаправленную и благородную работу по увековечению памяти замечательных мастеров национального театрального искусства, а это начинание поддерживается администрациями районов республики. Премия имени Чойжинимы Генинова вручалась на благодатной Кижингинской земле в прошлом году заслуженному артисту России Олегу Бабуеву. А в этом году благословенная джидинская земля чествовала лауреата премии имени Найдан Гендуновой народную артистку России Н. Токуренову. Поздравляем Нину Гармаевну и желаем ей новых творческих достижений!

Нина ТОКУРЕНОВА, народная артистка России, лауреат Государственной премии РБ.

16.05.2008

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
«Тематика 8 марта позволила нам уйти в более мягкую форму»: Максим Ткаченко и Андрей Шелков о возвращении на экраны героев «Нашей Russia»
Интервью
«Тематика 8 марта позволила нам уйти в более мягкую форму»: Максим Ткаченко и Андрей Шелков о возвращении на экраны героев «Нашей Russia»
Продюсеры и авторы сценария праздничного фильма – о музыкальных номерах, ностальгии и аудитории, которую может привлечь проект
3 комментария
Кино-театр.ру в Telegram