У актрисы с поставленным голосом Ирины Павловны Кравченко другая история. Но по сути — такая же. Ветеран Всероссийского общества слепых, она в театре с 1989 года. Работает надомницей ООО «Кунцево-Электро». Собирает армировку для розеток. Проблемы со зрением начались в детстве, после травмы. Сейчас у неё первая группа инвалидности. Всегда мечтала стать актрисой. Но послушалась родителей, которые категорически запретили выбирать эту профессию. До сих пор жалеет, что не настояла на своём. Но жить без искусства не могла. Записалась в кружок художественной самодеятельности при заводе «Станколит», позже — при УПП.
В театр «Внутреннее зрение» пришла после того, как с ней случилось несчастье. Какое именно, Ирина Павловна объяснить не захотела. Просто тогда надо было отвлечься от беды, от боли, которую та причинила. Пришла вместе с трёхлетним сыном, которого не с кем было оставить. И сразу оба получили роли в пьесе Бабеля «Закат». Она ученица Э. Варшавской. Говорит, что та долго выбивала из неё дух самодеятельности. Двадцать лет жизни рядом со знаменитым режиссёром много дали в плане интеллектуального развития.
Ирина Павловна очень оберегает свой духовный мир. В «Кольце желаний» играет Матушку, а вот от роли в «Цианистом калии» отказалась, мотивируя тем, что предлагаемый образ не отвечает её моральным устоям. Несмотря на это, новый режиссёр относится к Кравченко с уважением: «Она глубоко театральный человек. С такой отдачей, с такой детской непосредственностью у нас не работает никто». А сама И. Кравченко говорит о себе так: «Я привязана к театру. Это мой мир, здесь мои друзья. Благодаря ему я изменилась к лучшему. Чаще улыбаюсь, стала мягче относиться к другим, а к себе требовательнее, ответственнее, завидовать перестала. Театр — часть моего сердца, души». И ещё: «Я стараюсь жить на сцене, как в реальности. Порой одно перетекает в другое. В течение какого-то времени продолжаю существовать в образе. Некоторые долго готовятся к роли и быстро выходят из неё. Я, наоборот, быстро вхожу и тяжело выхожу. Это внутренне может долго сидеть во мне. Для меня ещё очень важна среда обитания моей героини. Моё — это город. А вот в деревне с трудом существую».
Ирине Павловне надо не только вживаться в роль, но и по причине плохого зрения осваивать сцену. Она признаётся, что ориентироваться помогает остаток зрения, а также слух. Перед каждым спектаклем обязательно ногами прощупывает площадку. Запоминает расположение всех предметов. Ей мешают лишние декорации, занавес. Она просит не трогать её театральные костюмы, особенно если по ходу пьесы ей надо переодеться. Сама всё готовит заранее, чтобы «нырнуть» быстро и наверняка. В этот момент её лучше не трогать. Однажды вмешательство посторонних привело к тому, что она запуталась в юбках, бусы рассыпались. Рассказчику пришлось тянуть время, пока она не привела себя в порядок. А вот от помощи во время действия не отказывается. Знает, что в трудных ситуациях зрячие коллеги её подхватят, отведут, посадят, поднимут. И сделают всё так элегантно и красиво, что зритель не заметит подвоха.
Ирина Павловна сумела и своего мужа увлечь театром. Вместе с ним недавно ездила на рынок старых вещей за МКАД, чтобы купить чугунок для сказки «Кольцо желаний».
У неё пятеро детей — четверо сыновей и дочь. И хоть мальчишки в пору своего детства все на сцене перебывали, никто из них актёром не стал. Дочь — тоже. Но все они гордятся творческими успехами своей мамы.
Валентина Кириллова
Журнал "Наша жизнь" № 11, 2012 год
обсуждение >>