
Обзор сериалов
Масштабная историческая мелодрама с Ангелиной Стречиной в главной роли

Новости кино
Подошли к концу съемки военно-исторической драмы «
Рослый»

Главная тема
Не стало режиссера, кинодраматурга, актрисы и прекрасного человека

Лайфстайл
Актриса родила первенца в 53 года

Спутник телезрителя
4 апреля, 10:05, Кино ТВ

Лайфстайл
Под актёра расчищают место в новых сериалах

Спутник телезрителя
7 апреля, 23:10, ТВ-3

Новости кино
Действие продолжения истории развернется спустя 10 лет
обсуждение
Впервые мы работали вместе в спектакле "Левониха на орбите". Это был мой первый сезон. Я играл в массовке, но с жадностью наблюдал, как репетирует Львов-Анохин, и прибегал смотреть каждую сцену Сазоновой. Звончее ее в спектакле не было никого. Всех своих героинь она обычно придумывала сама. Вернее, не придумывала, а будто вспоминала, как они могли быть одеты, причесаны, как ходили, а главное - она всегда точно знала, какие чувства двигали их поступками.
Она и в жизни казалась такой же, как ее героини. Природный, естественный человек. Закончила Театральную студию при нашем театре, но всегда казалось, что играет не наученно, а интуитивно. В лучших своих ролях она будто допроявляла свои собственные, может быть, не выявленные в жизни человеческие качества. Нина Афанасьевна выросла на Волге, в очень простой семье, поэтому, должно быть, испытывала такое уважение к земле и людям, которые на ней работают. Ей не надо было спрашивать у режиссера, как женщины отдыхают после сенокоса, как повязывают платок, как утирают пот со лба, как вдруг запевают. Она это все запомнила до театра. Кстати сказать, она никогда не скрывала и не скрывает свой возраст. Всегда удивлялась, когда это делали ее товарки, и мило иронизировала над нашими звездами, которые, приезжая на гастроли и селясь в гостиницах, делали вид, что потеряли паспорт, - только бы не удовлетворить любопытство местных администраторов. Сазонова никогда не изображала в жизни никого другого. Всегда была собой. В "Левонихе на орбите", этой разбитной народной комедии белоруса Макаенка, была сцена, когда главная героиня выгоняла мужа из дома, а соседка Клавка, которую и играла Нина Сазонова, с радостью его подбирала - вела в дом, прижимала к груди, ласкала, успокаивала. На генеральной в этом месте у актрисы вырвалась фраза: "Во баба, какого мужика выгнала. Ведь с ним же еще жить можно!" Партнеры поморщились: отсебятина, реприза не лучшего вкуса. А на премьере именно на этой фразе пришлось остановить действие, так зал хохотал и хлопал. После спектакля за кулисы к Сазоновой пришел Макаенок и попросил у нее разрешение вставить эту фразу в текст. И так бывало часто. Нина Афанасьевна, особенно в комедиях, любила репризничать, и это всегда имело успех.
Ее Тузикова в "Барабанщице" для меня незабываема. Она играла соседку главной героини, типичную сплетницу, любопытную Варвару, которая во все сует свой нос, хочет везде успеть и все узнать первой. Бойкая, ловкая, рыжая, она летала по нашей огромной сцене с тазом для белья и прищепками, и нельзя было глаз отвести от этого ураганного полета. Двадцать лет играла Сазонова эту роль, и всякий раз на каждый ее уход, оценку, фразочку, сказанную "с отношением", были аплодисменты. Но никто уже не морщился, все только и ждали, что она вытворит на следующем спектакле и как это воспримет публика.
Нина Афанасьевна была еще и очень четким человеком на сцене, очень верным партнером. Я помню, как перед знаменитой сценой в "Барабанщице", когда главная героиня должна была танцевать на столе, Сазонова чисто технически приготовляла своей подруге Люсе Фетисовой место для танца. Она была на сцене свободным и органичным человеком, поэтому умела обыграть все на свете. Ее Тузикова сначала окидывала пьяненьким и жадным глазом стол, уставленный рюмками. Потом допивала все, что в рюмках осталось, сгребала посуду в скатерть и обязательно успевала тряпкой досуха вытереть стол, чтобы Люся, не дай бог, не подскользнулась.
"В "Ире без правил" у нее снова был эпизод. Но какой! Ее Марфу Кротову вспоминают до сих пор все, кто видел спектакль. Речь в пьесе снова шла о войне, об оккупации, Сазонова играла женщину, которая работает на немцев, чтобы дочь не угнали в Германию. Я до сих пор могу по минутам рассказать, что она делала на сцене: как сидела на краешке стула, как воровато оглядывалась, как водку пила, как не утирала слез, которые текли по лицу, какой выглядела затравленной, тихой, смирившейся с судьбой. И как вдруг, на наших глазах, понимая двусмысленность своего полдожения, понимая, что измену ей не простят и не должны простить, решалась на бунт - спасти молодых русских военнопленных. И как, глотая слезы и внутренне освобождаясь от страха, говорила с каким-то нахальным, висельным задором: "Хоть под старость-то свою совесть выстирать! А коль придется голову сложить, так бабы в моей слободе скажут: жила Марфа свинья свиньей да померла человеком". Играла она всегда в полную силу. Она уважала публику. Ее роли можно пересматривать. Это не наскучивает. Я каждый раз поддавался на эту игру и восхищенно ей аплодировал.
А потом наконец пробил ее час в кино, после чего ее театральная судьба резко изменилась. Ее первой главной ролью в кино стала "Тетка с фиалками". Потом пошли знаменитые "Женщины", "Живет такой парень", "Наш дом", "Моя улица". И конечно, один из первых советских телесериалов "День за днем", который снимал актер и режиссер МХАТа Всеволод Шиловский: неспешная, сердечная картина, рассказывающая, действительно день за днем, жизнь большой коммунальной квартиры, в которой живут люди, работающие на одном заводе. Тетя Паша Сазоновой была центром этого дома, в ее царстве, на кухне, ей открывали секреты, у нее просили совета, она утешала, утирала слезы всем от мала до велика.
После этого фильма ее узнавали в гостиницах, на улице, на базарах, в магазинах: "Ой, тетя Паша, здравствуйте!" Ее очень часто звали именами ее героинь И в жизни ей часто приходилось доигрывать роль тети Паши. К ней приходили женщины - жаловаться на судьбу и просить совета. Иногда просто выплакаться. Она выслушивала всех и помогала, чем могла. Когда мы уезжали с гастролей, ее купе всегда было уставлено подарками - новоиспеченные подруги несли ей, что бог послал: варенье, мед, сало, подсолнечное масло, яйца. Она смущалась, отказывалась, а они ее уговаривали: "Нина, касатка, возьми, ведь в Москве зимой трудно". Они действительно становились ей подругами. Приезжали в Москву на ее спектакли, дни рождения, юбилеи, жили всегда у нее. И ей это не было в тягость. Она вставала рано, готовила на всех завтрак, заваривала крепчайший чай, на обед варила щи с грибами. И на гастролях было то же самое. После банкета мы могли лечь в четыре утра, но на следующий день она вставала раньше других, бодрая, свежая, будила нас всех и заваривала крепчайший чай.
У нее ведь очень драматическая судьба. В войну она оказалась в составе той самой бригады актеров ЦТКА, которая вечером 22 июня 1941 года на Белорусском вокзале дала свой первый концерт. Потом этих фронтовых концертов в жизни Нины Сазоновой было две тысячи: выступала на грузовиках, в блиндажах, на лужайках и полянах, пела свои частушки и в минус двадцать градусов, когда зуб на зуб не попадал. Под Харьковом бригада оказалась в окружении. Ее подруга и партнерша Тося Романова погибла, многие актеры и музыканты попали в плен. Нина уцелела чудом и стала пробираться к своим. Пряталась в чьем-то погребе, когда в село вошли немцы., слышала наверху немецкую речь. Укрывалась в стоге сена и чуть не погибла: немцы, боясь партизан, проверяли сено штыками. Потом шла через лес, три дня вынуждена была пролежать в овраге с убитыми. Документы сожгла. В конце концов, собрав коров, которые разбрелись по лесу, она, как деревенская девчонка, прошла линию фронта. Ее долго проверяли в НКВД, но, проверив, отпустили в Москву. Когда она вернулась в театр, на служебном входе ее не узнали. Ей было всего 24 года.
Если бы судьба не привела ее в театр, она, я думаю, толкнула бы ее на эстраду. Я уверен, займись она этим всерьез, могла бы стать настоящей русской певицей уровня Клавдии Шульженко или даже Лидии Руслановой. Да, у нее никогда не было большого голоса, но она умела петь душой. Уже будучи известной киноактрисой, народной артисткой СССР, объездила с концертами всю страну, пела всегда вживую, под боян и под гитару. Пела все знаменитые песни и тети Паши, и тети Клавы Забродиной - "Кап-кап", "Стою на полустаночке", "Ромашки спрятались, поникли лютики". Что-то рассказывала, отвечала на вопросы, а потом снова пела. И "Ромашки" всегда ей подпевал зал. Конечно, можно сказать, что, не будь этих песен, она бы не снискала такой популярности. Но надо сказать иначе: если бы эти роли играла другая актриса, и песни бы не возникли или были бы совсем другими. /
Вечная ей память ...
Хочется отрешиться и не знать о её жизни вне кино...:( И думать, что у неё всё было хорошо и она была счастлива.