Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Исайя Браудо

Исайя Браудо фотографии
Годы жизни
Категория
Актёр
Фильмография
Фотоальбом
Обсуждение

Браудо Исайя Александрович

28 июля (9 августа) 1896, Боярка, ныне Киевская область — 11 марта 1970, Ленинград

Советский органист, крупнейший знаток, исследователь и пропагандист органной музыки и органного творчества.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957).

В 1914—1915 гг. учился в Петроградской консерватории по классу органа у Якова Гандшина, изучал также фортепиано; в 1915—1918 гг. студент Московской консерватории, класс фортепиано Александра Гольденвейзера (одновременно изучал медицину в Московском университете).

В 1921—1923 гг. вновь занимался в органном классе Петроградской консерватории у Николая Ванадзиня (Ванадзиньша), после чего, в связи с отъездом Ванадзиня в Латвию, начал преподавать там же (с 1935 г. профессор). Вёл также класс фортепиано в Центральном музыкальном техникуме.

В 1924 и 1926 гг. совершенствовал своё мастерство в Западной Европе, в том числе у Луи Вьерна в Париже, Фрица Хайтмана в Берлине, Альфреда Зиттарда в Гамбурге и Гюнтера Рамина в Лейпциге.

В 1926 г. начал самостоятельную концертную деятельность.

Браудо оставил ряд записей, преимущественно раннего органного репертуара, от Перотина до Букстехуде, Баха и Генделя.
Среди его учеников — ряд выдающихся исполнителей, в том числе Нина Оксентян и Ваагн Стамболцян.

Исаю Браудо посвящён ряд произведений, в том числе Пассакалия Христофора Кушнарёва. Памяти органиста посвящено стихотворение Иосифа Бродского «Памяти профессора Браудо» («Люди редких профессий редко, но умирают…»).

Творчество

С именем Браудо связана целая эпоха советской музыкальной культуры. Его исполнительская и преподавательская деятельность, обогатившая культурную жизнь Ленинграда и всего СССР, образует отдельную яркую главу в истории органного исполнительства.

Почти пять десятилетий органные концерты Браудо собирали полные концертные залы по всему Советскому Союзу.

Впечатляющая сила искусства И. А. Браудо была необычайной. Он полностью владел органом. Знание истории и техники органостроительства позволяло ему видеть в том или ином инструменте представителя отдельного органного «рода» и доставляло видимое наслаждение узнавать в нем наследственные черты, фиксировать новые.

Игре Браудо в равной мере были присущи строгость и свобода. Романтические композиции в его интерпретации обретали классическую стройность, а классические сочинения — импровизационную свободу и романтическую приподнятость. Все средства — ритмическое дыхание, исполнительские приемы, агогика, движение динамических волн, регистровый план — служили созиданию музыкальной формы. Слушатель приобщался к становлению музыкального потока — от произношения мелодии до строительства всей композиции.

И. А. Браудо был чутким стилистом: музыку разных эпох он трактовал непосредственно, его интерпретация создавала ощущение подлинности. Эстетическое чутье в прочтении музыки было безошибочным. Глубокое постижение музыкальных стилей, основанное на историческом и теоретическом знании, открывало Браудо язык музыки, позволяло проникать в суть исполняемого и доносить до слушателя стиль автора через особенности его музыкальной речи.

Б.В. Асафьев писал: «В своих жизненных встречах я находил только у двоих людей среди серьезно мыслящих музыкантов остро живое постижение полифонического языка в его интонационных процессах: у базельского органиста и музыковеда Я. Гандшина и в Ленинграде у Исайи Александровича Браудо».

Теоретические труды И. А. Браудо явились обобщением опыта педагогической и исполнительской деятельности. Его научные интересы определились еще в ранние годы. Во второй половине 20-х годов Браудо разрабатывает свою оригинальную артикуляционную теорию, основные идеи которой были изложены им в книге "Артикуляция (О произношении мелодии) (1961).

Столетие со дня рождения Браудо в 1996 году было отмечено в Санкт-Петербурге масштабным фестивалем органной музыки.
В 2010 г. на доме по набережной реки Мойки в Санкт-Петербурге, где Браудо прожил более 50 лет, открыта мемориальная доска.

последнее обновление информации: 30.03.18
Человек из легенды, человек парадоксов

В Петербурге прошел Международный фестиваль органной музыки, посвященный 100-летию Исайи Браудо (1896-1970) - выдающегося органиста, ученого и педагога, исследователя старинной музыки и пропагандиста музыки современной.

Исайю Браудо вспоминали в эти дни как человека из легенды - всегда не до конца постигаемой, глубоко таинственной и противоречивой даже в подробном пересказе, снабженном комментариями. На конференции в консерватории о Браудо говорили его ученики и тесно общавшиеся с ним музыканты. По словам Людмилы Ковнацкой, Браудо воплощал собой легенду во многих отношениях. Красота внешнего облика, манера поведения выдавала в нем человека старого Петербурга; для закрытого мира, каковым была наша страна, Браудо, учившийся в 1920-е в Германии и Франции (в частности, у знаменитого Луи Вьерна), олицетворял собой внешний мир; наконец, он был человеком дерзновенных 1920-х. Этого музыканта сформировало столь сложное переплетение разных умений и знаний - фортепианное и органное исполнительство, философия, математика, медицина, - что музыка, игра на органе в общении с Браудо представлялась делом ясным и объяснимым, но в то же время непроницаемым. Органная игра была для Браудо искусством трудным именно в силу его собственного глубочайшего знания о многих ее трудноуловимых тонкостях. Трудно дается и чтение основательной книги И. Браудо "Артикуляция. О произношении мелодии" (1961). Читатель так или иначе приходит к заключению: искусство музыки парадоксально. Неслучайно профессор Браудо на уроках говорил афоризмами и парадоксами - той лаконичной формой "правила", которая издавна была наиболее точной из возможных форм общения мастера с учеником. Ведь правило всегда говорит ученику ровно столько, сколько ему требуется в данный момент. По свидетельству Киры Альтерман, Браудо разговаривал с учениками "с высоты, но не свысока", и они чувствовали себя как перед Эверестом - а этой высоты уже невозможно было устрашиться. Такой размах был присущ и интерпретациям Браудо. Постоянно возвращаясь к его грамзаписям, вы находите именно то, что ищете в органном искусстве в настоящий момент.

Концерты фестиваля показали, что сегодняшний петербургский органный мир открыт навстречу западным артистам. Публике был предложен выбор: современная академическая немецкая игра (Вольфганг Штокмайер) и ее петербургское отражение (Ольга Минкина и ее ученики), игра аббата из французской провинции (Абель Габори), властно подавляющее выступление Хосе Энрике Аярра Харне из Севильи и музицирование вдохновенного артиста из Женевы (Лионель Рогг). Как в прошедшие десятилетия, публика внимала строгой школе и выразительно-индивидуальному началу в игре Нины Оксентян, самой близкой ученицы, наследницы Браудо, ныне главы петербургской органной школы. Ярко эмоционально выступила Татьяна Чаусова, принадлежащая к числу последних учеников Браудо: исполнение ею Пассакальи Кушнарева (1923), посвященной Браудо, было знаменательным. Как известно, Браудо много и с увлечением работал с исполнителями-инструменталистами и певцами. Поэтому еще одним знаком памяти Исайи Браудо было присутствие в концертных программах ансамблевых номеров с участием тенора Пак Бом Чоля (Корея), сопраниста Олега Безинских и трубача Игоря Шарапова.

Огромную работу по подготовке и проведению фестиваля проделала органистка и музыковед Ольга Минкина. Фестивальная неделя лишний раз убедила в том, что коллективные движения и организаторские таланты дорогого стоят. В Петербурге состоялся замечательный органный праздник, каждое событие которого приносило яркое впечатление. Собственно браудовская тема фестиваля получила все же приглушенное звучание. Сегодняшний органный мир Петербурга далек от Браудо -- далек в разных смыслах. Время великих индивидуалистов, каким был Исайя Браудо, прошло. На смену явились "движения". О них в свое время точно высказался Арнольд Шенберг: "Ничто так быстро не кончается, как эти движения, вызываемые таким множеством людей". Размах фестиваля -- по количеству и географии участников, по разнообразию жанров -- необычаен. Этот размах не только поражает, но и смущает. Юбилей Браудо -- дело его учеников. Поэтому жаль, что в нем не приняли участия Ваган Стамболцян и Анастасия Браудо, что не было концерта учеников Нины Оксентян -- прямых наследников мастера. Выражая признательность организаторам фестиваля, нельзя не пожелать им больше такта. И больше хорошего вкуса.

МИХАИЛ МИЩЕНКО

Коммерсантъ-Daily 26 июня 1996 г.

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 1
Вл.Вл. (Москва)   9.08.2013 - 12:18
Это был великий органист! В 1968 году мне посчастливилось побывать на его концерте - и не где-нибудь, а в Домском соборе в Риге! - и услышать великие сочинения Баха и других композиторов в замечательном... читать далее>>
Кино-театр.ру в Telegram