Светлая память Николаю Михайловичу! Каждый раз, когда смотрю Отчий дом и вижу кадры с дедом Авдеем, слезы наворачиваются на глаза. Настолько щемящие, пронзительные кадры, интонации актера, что попадают прямо в сердце.
Замечательный, неповторимый актёр. Великий мастер! Очень люблю фильм "Отчий дом". Этот фильм для меня, как настольная книга. Часто-часто его пересматриваю.
Николай Новлянский родился в городе Алферово Вяземского уезда Смоленской губернии. Его отец Михаил Фотиевич Новлянский (1865-1906) был педагогом, преподавал в Алферовской учительской семинарии. Мать Екатерина Николаевна Новлянская (1872-1951) — домашняя хозяйка. После смерти мужа она осталась без средств к существованию с семью детьми на руках, из которых старшей дочери было 15 лет, а младшему сыну — 3 года.
Детство Николая протекало в нужде и лишениях, но он все-таки смог получить образование. Сослуживцы отца устроили его в 4-ю московскую гимназию, где он учился до 1910 года и выбыл оттуда по болезни из 6 класса. Поправившись, Коля экстерном сдал все экзамены за 8 класс при Смоленской гимназии и в 1912 году поступил в Санкт-Петербургскую школу сценических искусств под руководством артистов Александринского театра Андрея Петровского и Марии Савиной. По ее окончании в 1915 году вместе со своим учителем А.П. Петровским Николай уехал в Харьков, где подписал первый в своей жизни контракт на работу в драматическом театре под руководством Н.Н. Синельникова. Оттуда в 1917 году Новлянский был приглашен в Харьковский большой драматический театр «Мусури» на положение первого характерного актера и комика и играл там до 1919 года. Затем, по приглашению Петровского, поехал служить в руководимый им театр «Курзал» в Кисловодск, который вскоре был переименован во 2-й советский театр. Отработав там два года, Новлянский уехал в Ростов-на-Дону в драматический театр имени Луначарского, а в 1921 году — в Киевский театр Политуправления Киевского Военного Округа. В 1922 году снова вернулся в Харьков к Н.Н. Синельникову, отыграл здесь один зимний сезон и затем навсегда покинул Украину.
С 1923 года Николай Новлянский жил и работал в Москве. Сначала один сезон 1923-1924 года он служил в театре Революции, а с 1924 года на долгие годы связал свою жизнь с Камерным театром.
В 1939 году Новлянский был приглашен в Минский театр оперы и балета для подготовки белорусской декады в Москве в качестве педагога и руководителя-консультанта по гриму и парикам. По возвращении из Минска в мае 1940 года Николай Михайлович вступил во вновь организованный театр «Комедия» под руководством Виктора Станицына, где работал до начала Великой Отечественной Войны. Затем, всвязи с эвакуацией театра, вышел из его состава и включился в артистическую фронтовую бригаду при ВГКО по обслуживанию войск фронта. Далее был направлен с агитпоездом политуправления НКПС для обслуживания фронтов и узловых центральных железнодорожных станций, в сотаве которого разъезжал по стране до конца 1943 года. 1 января 1944 года актер снова вступил в Камерный театр, вернувшийся из эвакуации.
Николай Новлянский был прекрасным характерным актером, очень колоритно, достоверно и с большим юмором передававший характеры своих героев. На сцене Камерного театра сыграл десятки ролей, среди которых Тихон («Гроза»), инквизитор («Святая Иоанна»), Реб Мердохей («Вавилонский адвокат»), Пипо Розетти («Сирокко»), Джумагалий («Укрощение Робинзона»), Вайнонен («Оптимистическая трагедия»), Сато («Генконсул»), Лев Капитоныч («Не сдадимся»), Бальзаминов («Женитьба Бальзаминова»), Кочкарев («Женитьба»), Хлестаков («Ревизор») и другие. После закрытия Камерного театра остался служить в театре имени Пушкина, играл здесь Бирюлькина («Замужняя невеста»), кюрэ («Мадам Бовари»), Медведко («Чайка»), Харитонова («Старик»), Кроплю («Константин Заслонов») и другие роли.
В кино Николай Михайлович начал работать с 1939 года. Лучшая роль — дед Авдей в «Отчем доме» Льва Кулиджанова. Среди других киноработ актера: Ермолай Капитонович («Ленинградская симфония»), Силантьич («До будущей весны»), дед Пчела («Яша Топорков»), дядя Федя («При исполнении служебных обязанностей»), доктор («Живет такой парень»).
Николай Новлянский был признанным мастером грима, являлся автором трех учебных пособий в этой области: «Искусство грима» (1930), «Практического руководства по гриму» (1940) и «Грима для самодеятельности» (1945). Как педагог преподавал искусство грима в ГИТИСе, Московской государственной консерватории и в студии Камерного театра. Писал статьи в театральные журналы и газеты.
Урна с прахом Николая Новлянского захоронена в колумбарии Донского кладбища.
Пересмотрела в сотый раз "Отчий дом", решила узнать биографию актёра, сыгравшего дедушку Тани... Ох, хорош старик у него получился! "Я лихой мужик был смолоду! Бил и сороку, и ворону!". Браво, актёр! Браво! Теперь специально посмотрю и другие фильмы с его участием)
Николай Михайлович был замечательным разноплановым актером. Кроме того, он прекрасно владел гримом, преподавал и был профессором, написал книгу по искусству грима. Это был большой души человек, очень отзывчивый и скромный, эрудит и интеллигент. У людей, знавших его, он оставил о себе светлую память и очень теплые чувства.
Генеральный консул Морозов вырывает из фашистского плена двух красноармейцев, захваченных японцами при нападении на нашу границу, и разоблачает провокационную деятельность японцев.
обсуждение
Детство Николая протекало в нужде и лишениях, но он все-таки смог получить образование. Сослуживцы отца устроили его в 4-ю московскую гимназию, где он учился до 1910 года и выбыл оттуда по болезни из 6 класса. Поправившись, Коля экстерном сдал все экзамены за 8 класс при Смоленской гимназии и в 1912 году поступил в Санкт-Петербургскую школу сценических искусств под руководством артистов Александринского театра Андрея Петровского и Марии Савиной. По ее окончании в 1915 году вместе со своим учителем А.П. Петровским Николай уехал в Харьков, где подписал первый в своей жизни контракт на работу в драматическом театре под руководством Н.Н. Синельникова. Оттуда в 1917 году Новлянский был приглашен в Харьковский большой драматический театр «Мусури» на положение первого характерного актера и комика и играл там до 1919 года. Затем, по приглашению Петровского, поехал служить в руководимый им театр «Курзал» в Кисловодск, который вскоре был переименован во 2-й советский театр. Отработав там два года, Новлянский уехал в Ростов-на-Дону в драматический театр имени Луначарского, а в 1921 году — в Киевский театр Политуправления Киевского Военного Округа. В 1922 году снова вернулся в Харьков к Н.Н. Синельникову, отыграл здесь один зимний сезон и затем навсегда покинул Украину.
С 1923 года Николай Новлянский жил и работал в Москве. Сначала один сезон 1923-1924 года он служил в театре Революции, а с 1924 года на долгие годы связал свою жизнь с Камерным театром.
В 1939 году Новлянский был приглашен в Минский театр оперы и балета для подготовки белорусской декады в Москве в качестве педагога и руководителя-консультанта по гриму и парикам. По возвращении из Минска в мае 1940 года Николай Михайлович вступил во вновь организованный театр «Комедия» под руководством Виктора Станицына, где работал до начала Великой Отечественной Войны. Затем, всвязи с эвакуацией театра, вышел из его состава и включился в артистическую фронтовую бригаду при ВГКО по обслуживанию войск фронта. Далее был направлен с агитпоездом политуправления НКПС для обслуживания фронтов и узловых центральных железнодорожных станций, в сотаве которого разъезжал по стране до конца 1943 года. 1 января 1944 года актер снова вступил в Камерный театр, вернувшийся из эвакуации.
Николай Новлянский был прекрасным характерным актером, очень колоритно, достоверно и с большим юмором передававший характеры своих героев. На сцене Камерного театра сыграл десятки ролей, среди которых Тихон («Гроза»), инквизитор («Святая Иоанна»), Реб Мердохей («Вавилонский адвокат»), Пипо Розетти («Сирокко»), Джумагалий («Укрощение Робинзона»), Вайнонен («Оптимистическая трагедия»), Сато («Генконсул»), Лев Капитоныч («Не сдадимся»), Бальзаминов («Женитьба Бальзаминова»), Кочкарев («Женитьба»), Хлестаков («Ревизор») и другие. После закрытия Камерного театра остался служить в театре имени Пушкина, играл здесь Бирюлькина («Замужняя невеста»), кюрэ («Мадам Бовари»), Медведко («Чайка»), Харитонова («Старик»), Кроплю («Константин Заслонов») и другие роли.
В кино Николай Михайлович начал работать с 1939 года. Лучшая роль — дед Авдей в «Отчем доме» Льва Кулиджанова. Среди других киноработ актера: Ермолай Капитонович («Ленинградская симфония»), Силантьич («До будущей весны»), дед Пчела («Яша Топорков»), дядя Федя («При исполнении служебных обязанностей»), доктор («Живет такой парень»).
Николай Новлянский был признанным мастером грима, являлся автором трех учебных пособий в этой области: «Искусство грима» (1930), «Практического руководства по гриму» (1940) и «Грима для самодеятельности» (1945). Как педагог преподавал искусство грима в ГИТИСе, Московской государственной консерватории и в студии Камерного театра. Писал статьи в театральные журналы и газеты.
Урна с прахом Николая Новлянского захоронена в колумбарии Донского кладбища.
Фильмы и роли:
1939: «Сад» (Юсуп-Бобо); 1956: «Поэт» (художник-реалист); 1957: «Ленинградская симфония» (Ермолай Капитонович); 1959: «Ванька», к/м (барин), «Отчий дом» (дед Авдей); 1960: «До будущей весны» (Силантьич), «Конец старой Березовки» (Коля, муж учительницы), «Яша Топорков» (дед Пчела); 1961: «Пусть светит», тв, к/м (дед), «Удивительная охота» (пасечник); 1962: «Третий тайм» (продавец); 1963: «При исполнении служебных обязанностей» (дядя Федя), «Слепая птица» (пассажир поезда); 1964: «Живет такой парень» (доктор); 1965: «Пакет», тв (доктор), «Погоня» (дед).
Сведения с сайта Алексея Тремасова
Пожалуйста, присылайте на адрес info@kino-teatr.ru