За четверть века Константин Сорокин снялся в 55 фильмах. Больше полусотни ролей сыграл этот талантливый актёр с тех пор, как зрители впервые увидели и полюбили его в роли Парамошки в фильме «Дубровский».
Трудной жизненной дорогой шёл он к экрану. И если предсказал кто-нибудь рабочему Путиловского завода в Петрограде Николаю Сорокину, что его курносый вихрастый сынок станет артистом, — рассмеялся бы он и не поверил.
Рано остался Костя сиротой. Но Советская власть даже в трудные первые годы не забывала о детях. Костю направили в трудовую колонию. Оттуда он вышел слесарем. В период хозяйственной разрухи не нашлось для него работы по специальности, и пошёл он литейщиком на Путиловский завод, где помнили ещё его отца. А в свободные часы Костя зачитывался книгами. Любимым его писателем стал Куприн.
Любовь к книгам осталась у него на всю жизнь. И если вам когда-либо приходилось беседовать с Константином Николаевичем, вы не могли не оценить его широкий кругозор и великолепную эрудицию. Когда у него появляется возможность не выходить из дому, он неделями не отрывается от книг.
А как он разбирается в живописи, как проникновенно рассказывает о своём личном восприятии работ того или иного художника!
У него нет голосовых данных, но любую арию из любой оперы он может воспроизвести на память своим подхриповатым голосом и даже напеть девятую симфонию Шостаковича или пятую симфонию Чайковского…
Сорокин кажется всегда весёлым, всегда шутливым, остроумным, как бы легко проходящим по жизни, на самом же деле он знает жизнь, очень серьёзно и глубоко философски чувствует её.
Я думаю, не так часто встречаются такие интересные собеседники, как Константин Николаевич: всегда вокруг него весело и интересно!
Если художник неинтересен и однообразен, он не может долго жить в искусстве. И тот факт, что Константину Сорокину удалось создать больше пятидесяти интересных, да ещё комедийных образов говорит о его большом и разнообразном таланте.
Ещё работая на заводе литейщиком, он играл в драмкружке так успешно, что был направлен комсомольской организацией в частную театральную школу Николая Николаевича Ходотова в Ленинграде. По окончании её Сорокин уехал работать в провинцию, где работал 4 года.
Эти четыре года были как бы двадцатью годами, так как работа была сезонная, напряжённая, но в то же время явилась большой творческой школой, которую прошёл артист.
В 1933 году Сорокин дебютировал в Ленинградском театре Комедии. Тогда же один из старейших кинорежиссёров Александр Ивановский пригласил его на роль Парамошки в кинокартине «Дубровский». С тех пор Константин Николаевич связал свою жизнь с кинематографом.
Кто не помнит его Мишку-моториста в фильме «Танкер «Дербент». Телегина в фильме «Член правительства». Паничкина в «Сыне»! А начальник отдела кадров в картине «Разные судьбы» и много, много других интересных ролей!
Одна из последних его ролей — начальника боепитания в фильме «Олеко Дундич».
Работая в театре-студии Киноактёра Константин Николаевич показал разнообразие своего таланта, сыграв трагедийную роль Любима Торцова в спектакле «Бедность не порок» и Робинзона в «Бесприданнице».
… Пятьдесят лет для актёра (но не для актрисы!) — это ещё не страшный возраст. Константин Николаевич Сорокин ещё полон сил и энергии. И в день славного юбилея хочется пожелать замечательному актёру новых творческих успехов и здоровья, чтобы он сыграл ещё много, много ролей и украсил своим мастерством не одно произведение нашего киноискусства.
актриса Лидия Смирнова,
газета «Советский фильм»
25 сентября 1958 года.
Лидия Смирнова
Константин Сорокин родился 3 сентября 1908 года в Санкт—Петербурге.
Сорокины жили за Нарвской заставой, на Елизаветинской улице. Глава семьи Николай Никонорович работал на чугунно—литейном заводе литейщиком, а мама Константина — Софья Михайловна — была домохозяйкой. У Константина также был старший брат Николай, родившийся в 1903 году.
В 1916 году Костя пошел учиться в начальную школу, но после октябрьской революции в 1918 году школа была закрыта. А вскоре, в 1922 году, его отец заболел сыпным тифом и умер, после чего семья оказалась в крайне тяжелом положении, так как Софья Михайловна тоже была больна и не могла содержать сыновей. И тогда Константин поехал учиться в Слуцкую трудовую колонию, где получил специальность ученика слесаря. Тем временем в 1924 году в больнице Ленинграда умерла его мама.
Став сиротой, Константин не пал духом и, вернувшись в Ленинград, решил так же, как и его отец, стать литейщиком по чугуну. Мальчик поселился у своей тетки и начал обучение профессии в фабрично—заводском училище «Красный судостроитель», а параллельно с учебой стал заниматься в заводском драматическом кружке. Именно в это время он почувствовал влечение к актерскому искусству. После того как во время занятий раскрылись его недюжинные актерские способности, в 1926 году комсомольская организация завода направила Сорокина учиться в драматическую студию заслуженного артиста Николая Ходотова. Тогда же Константин пристрастился к чтению. Позже актер, обладавший отличной памятью, с легкостью цитировал любые тексты, вплоть до исторических и философских. «Я прочитала Монтеня годам к пятидесяти, а Константин Николаевич, по—моему, освоил лет в тридцать», — рассказывала о Сорокине актриса Светлана Светличная.
В 1928 году наступили перемены в личной жизни молодого актера. Он встретил и полюбил девушку по имени Катя, в том же году они поженились, прожив впоследствии вместе 46 лет. В 1929 году, после окончания студии, Константин Сорокин получил специальность драматического актера, но устроиться на работу в Ленинграде не смог и начал работать в провинции. В течение четырех лет актер сезонно работал в театрах Пскова, Новогорода, Череповца, Архангельска и Вологды. Всего за это время Сорокин сыграл более 150 ролей, и это было, по признанию самого актера, хорошей жизненной школой. Позже Константин Николаевич работал в ленинградских театрах — в театре Комедии, Мюзик—Холле, а после его ликвидации — в театре Миниатюр.
В 1935 году состоялся дебют Сорокина в кино. Он сыграл роль писаря Парамошки в фильме Александра Ивановского «Дубровский». Несмотря на то, что сам Сорокин обладал несомненным талантом перевоплощения, Константина Николаевичу удалось многому научиться у своих партнеров по фильму — Николая Монахова, Михаила Тарханова и Бориса Ливанова.
В 1938 году в семье Сорокиных родилась дочь Наташа.
После начала войны театр Миниатюр, в котором работал Сорокин, был эвакуирован в Ташкент, куда и переехали вместе с труппой театра Сорокины. Когда в 1942 году театр выехал на гастроли в Алма—Ату, где в то время находилась объединенная киностудия, Константина Николаевича пригласили работать в штат этой студии. И, уволившись из театра, артист на долгое время связал свою жизнь с кино. Всего во время войны Константин Сорокин снялся в восьми фильмах, среди которых были очень популярные в то время картины «Александр Пархоменко», «Котовский» и «Воздушный извозчик». За съемки во время войны Сорокин был награжден орденом Красной Звезды, чем очень гордился.
Его персонажи намертво врезались в сознание кинозрителей. В фильме «Котовский» Сорокин, сыгравший ординарца, красовался своим чубом: «Да что мне воши? Что я из—за этого буду свою мужскую красоту портить?» А когда медсестра в исполнении Марецкой из гигиенических соображений все же отхватывает у него клок волос, то герой Сорокина готов стереть ее с лица земли, а обритых наголо товарищей называет голыми болванами. Но стоит Котовскому в притворном гневе обнажить собственную голову, сверкающую, как бильярдный шар и сказать: «Это я — голый болван?!», как бузотер, сраженный своей промашкой, жертвует шевелюрой: «Стриги под Котовского!» В таких ярких комедийных эпизодах Сорокина снимали Зархи, Хейфиц, Сергей Юткевич, братья Васильевы, Борис Барнет, Александр Файнциммер и Иван Пырьев. Работы актер всегда изобиловали яркими находками в их комедиях. Режиссер Борис Яшин расказывал: «На самом деле Константин Николаевич был как—то не по—актерски стеснителен и поэтому специально надевал масочку разбитного говоруна. Он часто повторял: «Артист сродни арбузу. Только арбуз сначала вырезают, а потом уж покупают, а нас сначала покупают, а потом вырезают». То есть очень болезненно относился к тому, что сценами с участием эпизодических персонажей режиссеры жертвуют при монтаже в первую очередь. Кстати, заметив, что в моих картинах с его ролями этого не происходит, снимался у меня с удовольствием… А циником Сорокин не был — это была «самооборона».
После того как в 1944 году Сорокину предложили сыграть роль в фильме «Близнецы», он вместе с семьей переехал из Алма—Аты в Москву, где продолжил активно сниматься в кино.
В то время в год выходило по два, а иногда и по три фильма с его участием. Константин Сорокин стал необыкновенно популярным актером, и особенным успехом у зрителей пользовалась роль циркового бухгалтера Ферапонта Ильича, сыгранного Сорокиным в фильме «Укротительница тигров».
Актриса Людмила Хитяева рассказывала: «Сорокина все обожали. Он обладал искрометным чувством юмора, умел поддержать любую тему. Словом, был мыслящим человеком — и, кстати, обладателем потрясающей библиотеки. Когда мы вместе снимались в «Кочубее», он часто приглашал составить ему компанию за обедом. Константин Николаевич умел красиво ухаживать за столом, любил толково и солидно делать заказ, курил дорогие сигареты. То есть, играя в кино «людей из народа», в жизни стремился выглядеть вальяжным барином и бонвиваном. Возможно, таким образом он подсознательно компенсировал тяготы сиротского детства и голодной юности. При всей своей общительности Сорокин не выносил панибратства и умел поставить на место человека, посягнувшего на его индивидуальный суверенитет. Помню, на «Кочубее» ему что—то не понравилось в поведении ассистента — и немедленно последовал окрик: «Пшел вон!» В то же время бывали ситуации, когда Константин Николаевич вел себя как истинный рыцарь».
...В последние годы Константина Сорокина практически не приглашали сниматься в кино и актер много ездил по стране с творческими вечерами, участвовал в концертах, на которых зрители его по—прежнему узнавали.
Текст подготовил Андрей Гончаров
Использованные материалы:
Материалы сайта www.sorokin.kinosozvezdie.ru
Материалы сайта www.kino—teatr.ru
Текст статьи «Невольник смеха», автор Т.Романова
обсуждение >>