
Главная тема
А какая работа мэтра больше всего впечатлила вас?

Новости кино
Комедию посмотрели более 2,3 млн человек

Лайфстайл
Артисты, которых часто путают друг с другом

Интервью
Актер – о сериале «Пожить как люди», принятии себя и праве на ошибку

Новости кино
Величайшие мечники, живые классики, скорые премьеры и замужние женщины

Рецензии на фильмы
Фильм автора так и не вышедшей в российский прокат «Нуучи» Владимира Мункуева и оскаровского номинанта Максима Арбугаева

Обзор сериалов
Выживаем в бункере, офисе и России, на постановке Шекспира и в окружении зомби-грибов

Интервью
Актер и фотограф – о классике и современности, «Преступлении и наказании», жизни здесь и сейчас и благотворительности
обсуждение
10 октября 2012 г.
Лилия САБИТОВА: «Если ты в душе немножко Кармен…»
5 октября на сцене амфитеатра Куриум кипрские зрители смогли увидеть «Московское полуночное солнце». А 10 октября в Муниципальном театре Лимассола нас ждет «Вечерний звон». Обе постановки представлены Moscow Fine Art Company под руководством Лилии Сабитовой. В интервью нашему еженедельнику балерина, хореограф и балетмейстер рассказала о том, почему именно остров Афродиты стал вторым домом для нее и ее супруга Станислава Власова, о том, почему ей нравилось танцевать босоногой в стиле Айседоры Дункан, а также о том, почему ее называли «кошкой, которая гуляет сама по себе».
Оксана АВСИТИДИЙСКАЯ
ОСТРОВ, ГДЕ НЕТ НОСТАЛЬГИИ
— Этот проект родился не на пустом месте. Впервые я попала на Кипр еще в 70-х. Это был международный фестиваль балета. Я была с солистами Большого театра. Танцевала вместе со Станиславом Власовым. Именно тогда начался наш не только творческий, но и любовный союз. Это был особенный знак. И так сложилось в нашей судьбе, что, несмотря на то, что мы ездили по многим странам мира, Кипр нас притягивал, и мы сюда возвращались снова и снова.
Сначала это были различные фестивали балета, а позже мы приезжали с коллективом «Балет России», который был создан Станиславом Власовым. Затем мы прилетали с коллективом «Театр балета Лилии Сабитовой». Привозили разные спектакли. Два спектакля — «Медея» и «Прометей прикованный» — показывали на фестивале античной драмы. Привозили «Вальпургиеву ночь» и «Жизель» с участием солистов Большого театра.
Был один забавный случай, когда мы попали сюда впервые. Мы провели на Кипре 10 дней, выступали, потом отдыхали в Лимассоле. И в последний день, когда плавали в Средиземном море, один из ведущих солистов Большого театра, народный артист СССР, сказал нам: «Городок-то ничего. Ребята, а как он называется?» Мы посмеялись, покричали «Лимассол!». Мы еще тогда не знали, что станем приезжать сюда не только на гастроли, что нам захочется отдыхать здесь гораздо чаще. Позже мы приобрели в Лимассоле недвижимость и стали с удовольствием приезжать на отдых.
У нас со Станиславом Власовым было множество возможностей и предложений остаться за границей: и в Америке, и в Европе. Но там у нас быстро появлялась ностальгия, и нас тянуло домой, в Россию. И только Кипр оказался единственным местом, где нам хорошо. Возможно, потому, что здесь родился наш союз. На Кипре этой ностальгии я никогда не ощущала. Мне здесь легко и свободно.
Лимассол — небольшой городок, здесь всё практически по-деревенски, а с другой стороны — это всё же европейская культура, великая античная культура. И, видимо, всё это вместе в комплексе создает какую-то необыкновенную атмосферу. А еще здесь какая-то свобода взаимоотношений с людьми. Нам здесь легко. Мы знакомимся с киприотами, среди которых у нас много друзей. Они — замечательные люди. И я рада тому, что судьба нас связала с этим островом.
MOSCOW FINE ART COMPANY — СВОЕ ДЕЛО НА КИПРЕ
— Мы подумали, что у нас есть опыт постановок на Кипре. И это не только балет. Мы ставили «Кармину Бурану» в зале Московской консерватории с привлечением наших танцоров, певцов и дирижера из Германии и государственного хора. У меня хорошие отношения с Осиповским оркестром, я с ними много танцевала.
Мы подумали, что у нас есть связи, есть опыт, и что мы можем предложить зрителям Кипра самые разнообразные постановки. Это пока в мечтах. Но ведь мечтать не запрещено. Moscow Fine Art Company уже создана, и две постановки 5 и 10 октября — наша проба пера. К сожалению, в этот раз мы не сможем продавать билеты через Интернет, но в следующий раз уже всё будет как надо.
В наших планах — привезти балет Юрия Григоровича «Легенда о любви». Это легендарный балет, который перевернул все представления о классическом балете в нашей стране и оставил след во всем мире. Пантомима в нем ушла на второй, третий, десятый план, всё решается в первую очередь за счет танца. Танец приобрел и большую сложность, и виртуозность, и динамизм. С приходом Григоровича расцвел и мужской танец, мужчина стал настоящим танцовщиком, а не просто партнером балерины.
ЕСТЬ НА КУРИУМЕ КАКОЕ-ТО ВОЛШЕБСТВО
— На этот раз мы предлагаем две постановки — «Московское полуночное солнце» и «Вечерний звон». В них мы попытались соединить современный танец, фольклор, танец модерн и классику. Сделать это таким образом, чтобы из одного рождалось что-то другое. Главной темой в этих постановках, как и всегда в балете, остается тема любви.
Если говорить о площадках, на которых мы выступаем, то сцена в амфитеатре Куриум по сравнению со сценой в Муниципальном парке Лимассола намного труднее для танцоров. Вся основная авансцена — каменная, очень жесткая. Она неудобна и представляет некоторую опасность для суставов танцоров. Там сложно. В Лимассольском муниципальном театре сцена более приспособлена для балета.
Куриум — это необычное место, какое-то фантастическое. В нем особая атмосфера. И поэтому мы стараемся не обращать внимания на те неудобства, которые там есть. Там сложно установить декорации, неудобная сцена, раздевалки и подземный переход с одной стороны на другую. Однажды мы попытались повесить задник на сцене Куриума. И этот задник сдуло ветром перед нашим последним поклоном. Я рада, что это случилось после окончания спектакля, а не в начале.
Мне всегда немного жалко, что приходится давать спектакли ночью. Теряется великолепный обзор, который виден при свете дня, не видно моря. Но, тем не менее, всё это забывается, потому что есть на Куриуме какое-то волшебство. В этом месте есть какая-то особая энергия, энергетика.
БАЛЕТ НА КИПРЕ: ИДТИ И СМОТРЕТЬ
— Балет — элитарное искусство. Оно не создавалось для широких масс. В России это было искусство для царя-батюшки и его ближайшего окружения. Это уже потом, в советские времена, классический балет старались сделать доступным для всех, и он был одним из самых опекаемых властью видов искусства. Как мне кажется, нельзя заставить человека полюбить балет, если у него изначально чего-то нет в душе.
Мне кажется, что на Кипре балет не очень востребован. Несмотря на то, что здесь очень много школ. Но своего театра балета нет. Вполне понятно, что лучше всего постановки смотреть там, где они были созданы: в Большом театре, в Мариинском... Но как часто живущие на Кипре могут, к примеру, оказаться в Санкт-Петербурге, чтобы посмотреть спектакль в Мариинском театре?
Когда на Кипр привозят спектакль, то на него нужно идти. Возьмем, к примеру, «Лебединое озеро». Без сомнения, это будет не то «Лебединое озеро», которое показывают в Большом театре. Это будет «Лебединое озеро», поставленное на Кипре. И оно может быть прекрасным и интересным по-своему. Так и любой другой спектакль, который сюда привозят, получается премьерой. Она может быть удачной или неудачной. Но это всё равно премьера. И я считаю, что прийти и увидеть новую постановку, это всё же лучше, чем смотреть бесконечный сериал или бесконечные новости.
ДВЕ СУДЬБЫ: АЙСЕДОРА И ЛИЛИЯ
— Я увлекалась многими направлениями балета. Танцевала классические спектакли, ездила на гастроли с разными коллективами, танцевала и «Щелкунчик», и «Жизель», и «Лебединое озеро». За «Танец умирающего лебедя» я получила на конкурсе первую премию. При всем при этом я любила и современный эстрадный танец. Также первую премию я получила за современный номер «Ковбой». Более того, всегда любила фольклор.
Я работала и в пластике Айседоры Дункан, это босоногий танец. В своем творчестве я не случайно увлекалась Айседорой Дункан. Наши жизни в чем-то даже схожи. Если в ее судьбе автомобиль трагически оборвал жизнь, то у меня автокатастрофа случилась в самом начале моего творчества.
Я готовила партию Китри в «Дон Кихоте», когда меня сбила машина. Вместо сцены я оказалась в больнице с серьезными травмами позвоночника и ног. Я долго не могла танцевать. Врачи говорили, что мне вообще надо завязывать с балетом. Но я не могла жить без танца, которым я занималась с четырех лет. И, видимо, это желание помогло мне встать на ноги, начать танцевать. Я стала танцевать босиком и сделала несколько спектаклей, посвященных Айседоре.
После того, как мы познакомились с Власовым, мы сделали совместный спектакль. Назывался он «На крыльях танца». Станислав Власов был великолепным танцовщиком, великолепным партнером. Он был №1. Других таких нет. Вы можете открыть YouTube и увидеть, как он танцует.
«КОШКА, КОТОРАЯ ГУЛЯЕТ САМА ПО СЕБЕ»
— Мы всегда танцевали оригинальные постановки, не повторяя других. И не потому, что это слишком плохо или слишком хорошо, а потому что это было сделано мастерами для тех исполнителей, которые были в то время и в тех театрах. И повторить всё точь-в-точь уже невозможно.
Когда хореограф ставит спектакль, он всё равно видит чью-то индивидуальность. Я это знаю, потому что когда я возобновляю спектакль, мне приходится делать его заново: приходит новый исполнитель, и он видит спектакль по-другому, он по-другому его чувствует, он по-другому выглядит, и у него другая пластика.
Я считаю, что никогда не была в формате и никогда там не буду. Иногда меня называли «кошкой, которая гуляет сама по себе». Потому что я не в формате, и мой муж не в формате. Чтобы быть в формате, надо быть в определенных рамках, играть по определенным правилам. Такие люди есть, их много. Но если ты в душе немножко Кармен, то такие правила тебя никогда не устроят. Ты можешь ошибаться, получать оплеухи, но, тем не менее, двигаться своим путем и делать то, что хочется твоей душе.
( по поводу ухода Станислава Власова).
Лилию, конечно помню по авангардным, по тем времена, номерам . Без них не обходились самые востребованные Огоньки.
Сама я видела ее по TV с ковбойским номером, в обтягивающем кожаном костюме, ковбойской шляпе и с двумя пистолетами. Танцевала она мастерски, таких номеров у женщин -танцовщиц до нее не было, да и после тоже. Только Шубарин. Это 80-е годы.
Желаю успехов, процветания!
...1).Что я "иду" под номерм один...
...2).В фильмографии нет "Зимнего вечера в Гаграх", где Лилия,впро-
чем - как всегда в "кадре"(а особенно на сцене)несравненна...
...Со 2-ой половины 70-х годов с Сабитовой на эстраде в "сольном
танце"(название-условно) могли "конкурировать" только её партнёр
по "Вечеру"-Аркадий Насыров(в степе) и Владимир Шубарин(в бо-
лее "широком диапазоне")...
...Если мне приходилось выбирать "на кого" идти, я при всей моей любви к "драматургии" Шубарина и степу(в последствии моя дочь
"работала" сольный,дамский,степ), шёл не на Насырова, а на Ли-лию,тем более,что она работала солисткой "Москонцерта",а с нача-
ла 80-х годов-с Власовым,в "Камерном балете"...
...Алмаз можно только "отшлифовать",дать ему "школу", но Талант -
только от Господа...
...Лилия была "на виду" до 94-96 г.г.,много гастролировала с "Камер-
ным"(особенно "шёл" номер "Эхо дункан") за рубежом...
...Помню прекрасную программу "Женщина,музыка,танец"(по-моему
с Власовым-хореографом)...
...Затем "сваяла" свой "Театр Балета Лилии Сабитовой"("кантри" у неё был ого-го-го-го...)...
...Надо полагать,что хореографам с ней было "аззартно"работать-
не смотря на "старые раны"(в Балете это "дело обычное"),она рабо-
тала "не снижая оборотов"...
...Давненько про неё не слышал.Дай Бог,что у неё "всё пучком"!..
...Кстати-Владимир Шубарин писал прекрасные стихи,клал их на музыку и исполнял их в стиле "шансон",но подлинный,а не то "блеяние",что не имеет право называться этим прекрасным именем-ШАНСОН...