1893 — 27 февраля 1940
Куплетист, клоун-эксцентрик, исполнитель фельетонов. Ярославский крестьянин, попав в Петербург, работал номерным в гостинице, маркером в бильярдной. Ещё до революции, будучи завсегдатаем театра В.Лин, где выступал С.Сокольский, Он увлёкся «рваным жанром», начал работать в маске «босяка» и чуть ли не единственный сохранил её на эстраде вплоть до 1930-х гг. Популярность пришла к нему в 1921 г. во время выступлений в саду Народного дома, посещавшегося демократической публикой. Зрителю была близка логика поступков простого рубахи-парня, перекочевавшего из старого мира и оказавшегося в новых обстоятельствах хитрее и умнее многих. Артист-эксцентрик смешил уже одним своим внешним видом: наклеенным нелепым носом, стоящими дыбом остатками волос, обрамлявшими большую лысину, лохмотьями, отдалённо напоминающими костюм, но с хризантемой в петлице. Так же он, широко использовал цирковые трюки – загорающиеся глаза, светящиеся уши, ярко пульсирующее сердце. Весь этот комплекс смешной атрибутики был схож с цирковой клоунадой, её специфика оказалась близкой актёрской индивидуальности. Начав с куплетов и фельетонов, он пришёл к созданию фельетона-аттракциона, который был прямым подобием цирковой клоунады. Его номера требовали не только точно разработанного костюма персонажа, но и сложного театрального реквизита: на эстраде появляются лодка, самолёт, трактор. Реквизит тоже эксцентричен: у трактора колёса – портреты в золочёных рамах, мотор – мясорубка, фары – керосинка, руль – круг колбасы и т.д. Артист блестяще обыгрывал все эти детали в своей эксцентричной манере, что придавало сатирическому номеру «Трактор» (о недоверии обывателя к разного рода техническим новшествам) весёлый характер. Почти все номера Гущинского воспринимались как импровизации, но артист долго работал над текстом, подыскивая наиболее точные интонации, оттачивая каждую фразу. Его постоянными авторами были Я.Ядов, А.Д'Актиль, М.Левитин, В.Соловьёв, В.Владимиров, В.Кавецкий, Н.Глейзаров. Большое место в его творчестве занимал куплет. В поисках новых средств выразительности прибегал к использованию кино, радио. К середине 1930-х гг. он вынужден расстаться с маской «босяка», противоречившей официальной эстетике времени. Стал выступать в обычном костюме, пытался читать фельетоны от своего лица, но прежнего успеха не имел. Новая маска так и не была найдена. Ему пришлось вернуться к исполнению куплетов. Умер он в Арктике, куда группа артистов совершила первый агитмассовый полёт в 1940 г.
последнее обновление информации: 19.03.18
обсуждение >>