
Рецензии на фильмы
Рэйв Файнс в полной заговоров истории о выборах нового Папы

Лайфстайл
Актриса поставила всем в пример Ивана Янковского

Лайфстайл
Актрису госпитализировали в больницу в состоянии средней тяжести

Спутник телезрителя
В ночь с 11 на 12 мая, 02:15, Кино ТВ

Лайфстайл
Артист признался, что ему очень долго пришлось принаравливаться к должности

Лайфстайл
Шоумена подозревают в измене

Новости кино
Сериал покажет канал «Россия»

Главная тема
Кто убил Лору Палмер, почему богатые тоже плачут и где находится Беверли Хиллз, 90210
обсуждение
Добрая светлая память.
"Незабвенный"
Как будто совсем недавно мы сидели в кабинете киностудии «Азербайджанфильм» и вели тёплую задушевную беседу. Исмаил Эфендиев был прекрасным человеком, остроумным, интеллигентным и очень тонким собеседником, он увлечённо рассказывал о своем пути в искусство, о деятельности в театре и кино. Разговор наш прервал телефонный звонок, Исмаил-муеллима ждали в одном из павильонов для съёмок какого-то фильма. Мы договорились встретиться и продолжить беседу на следующий день. А наутро я увидел во дворе киностудии карету скорой помощи. Вызвали её, как выяснилось, для Исмаила Эфендиева… Не хотелось в это верить, но в следующую минуту я увидел выходящих из здания врачей с носилками. Исмаил-муеллима уже не было в живых…
Заслуженный артист Азербайджана, актер, режиссер, организатор производства Исмаил Эфендиев скончался на 57-м году жизни. У него было множество замыслов на ближайшее будущее: только что он был утвержден на роль в новом фильме, собирался сам приступить к постановке картины, обдумывал планы реконструкции киностудии… Все это осталось незавершенным. Сердце не выдержало колоссальной нагрузки. Дали себя знать также старые боевые раны со времен Великой Отечественной, когда он вел почти круглосуточные съемки на передовой, в тылу, а также В Иране. По отступлении фашистских агрессоров в 1943-м году из Минеральных Вод вслед за бойцами в город вступили члены Советской Комиссии. Кинооператор Мухтар Дадашев и ассистент оператора Исмаил Эфендиев в те дни присутствовали там. Их целью было зафиксировать на ленту в этом и других городах Ставропольского края бесчисленные зверства, учиненные фашистами в период временного пребывания на местах: взорванные мосты, сожженные дотла дома, уничтожение мирного населения. Исмаил Эфендиев обладал прекрасной памятью. Он во всех подробностях рассказывал о своей деятельности, о работе в военной хронике в период пребывания в Иране, хранил в памяти имена людей, с кем ему довелось ему работать в разные годы, помнил даты всех знаменательных событий.
Исмаил Махмуд оглы Эфендиев родился в Шемахе 10 августа в 1910-м году . Интерес к искусству в нем проявился с детства. Это и привело Исмаила в организованный в то время любительский театр в Геокчае. Здесь он впервые начал участвовать в театральных постановках и учиться азам актерского мастерства. Спустя некоторое время И. Эфендиев приезжает в Баку и поступает в Педагогический техникум. Несмотря на учёбу в техникуме, он не оставляет мысли о сцене, театре. Ещё в студенческие годы он познакомился с видным театральным деятелем Исмаилом Идаят-заде, стал выступать в драмкружке под его руководством. По окончании учебы в техникуме в 1929-м году три года трудился на поприще педагога, а потом, в 1932-м году, сбылась главная мечта - его пригласили в Бакинский Театр Тюркских работников. Через год театр в полном составе был переселен в Гянджу. Молодой актер, привязавшийся к труппе, переехал в Гянджу вместе со всеми и проработал там до 1939-го года. На сцене этого театра Исмаил Эфендиев создал интересные образы в таких спектаклях, как «Вагиф» С. Вургуна, «Шейх Санан» Г. Джавида, «Гаджи Кара» М.Ф. Ахундова, «Невеста огня» Дж. Джаббарлы и др.
В 1935 году кинорежиссер и актeр А. М. Шарифзаде приступил к постановке комедии «Игра в любовь» и пригласил Исмаила Эфендиева на роль Саттара. Это приглашение было неслучайно, Аббас Мирза не раз наблюдал за игрой молодого актера и был ею весьма доволен. В комедии «Игра в любовь» рассказывается о двух закадычных приятелях, влюбленных в одну девушку, Лейлу. Она же отдает предпочтение капризному увальню и бездельнику Саттару. Под благотворным влиянием девушки молодой человек постепенно преображается и даже побеждает в автомобильных соревнованиях.
В фильме бичуются тунеядство и легкомыслие, и несмотря на огрехи и слабость картины яркая игра И. Эфендиева не осталась незамеченной.
В 1939-м году начался новый этап в жизни Исмаила Эфендиева - его пригласили работать на киностудию. С 13-го августа – и до последних своих дней он проработал на Бакинской киностудии актером, режиссером, занимал разные руководящие должности. В 1940-м году молодые режиссеры Гусейн Сеидзаде и Ниязи Бадалов приступили к съемкам художественного фильма «Айна» по сценарию Энвера Мамедханлы. Это была лирическая картина на основе сельской жизни - о судьбе и жизненном пути простой девушки-ткачихи. Основную роль в фильме исполняли Лейла Бадирбейли (Айна) и Исмаил Эфендиев (художник). Из воспоминаний Лейлы Бадирбейли: «Впервые я встретилась с Исмаилом Эфендиевым во время первых репетиций для пробных съемок фильма «Айна». Это был благородный, очень доброжелательный, интеллигентный человек и прекрасный актер. Как-то мы репетировали одну из сложных сцен, которая никак не давалась. Режиссер Гусейн Сеидзаде, будучи эмоциональным человеком, сердился и постоянно кричал, я же к такому отношению не привыкла и была растеряна. Я чувствовала себя в безвыходном положении. Потом режиссёра вызвали к директору, мы с Исмаилом остались одни. И тогда он обратился ко мне со словами: «Ты не волнуйся, все они, режиссерская братия, такие вспыльчивые во время работы. Я проиграл эту роль с несколькими девушками и думаю, что ты лучшая исполнительница Айны, ближе всех к этому образу. Уверен, у тебя все получится». Трудно передать, что значили эти слова для меня - девушки, делающей первые несмелые шаги в искусстве. Несколько теплых искренних фраз этого человека вселили в меня уверенность, окрылили и будто осветили весь дальнейший творческий путь». К сожалению, по определенным причинам съемки фильма «Айна» были приостановлены. Впоследствии, в годы Великой Отечественной войны, кадры из этой картины были использованы режиссерами для короткометражного художественного фильма «Посылка». Фильм вышел на экраны в 1942-ом году и демонстрировался также на фронтах. До войны Исмаил Эфендиев снялся еще в одной картине - в фильме по сценарию Агарзы Гулиева и Григория Брагинского «Новый горизонт» в роли геолога Адиля Керимова. Фильм посвящен бакинским нефтяникам, их труду, разработке новых нефтяных пластов. Сюжетная линия киноленты основана на столкновении двух мировоззрений: молодого учёного-геолога Адиля Керимова и его педагога, старейшего ученого, профессора Ахмедова. К сожалению, дидактичность драматургии отразилась на образах, созданных актерами, и Исмаилу Эфендиеву при всей его талантливости не удалось избежать некого схематизма.
В военные и послевоенные годы Исмаил Эфендиев снялся в ряде лент:
«Сабухи» - Рза (1941) «Сын Отчизны» - Кямал Гасымов (1941) «Бяхтияр» - Исмаилов (1955) «Не та, так эта» - Гасан-бек (1956) «Чёрные камни» - Иманов (1956) «Под знойным небом» - Надиров (1957) «Труд и цветок» - врач (1963) «Высота» - Курбанов (1964, киноальманах «Кого мы любим больше») «Человек бросает якорь» - Ширали (1967) и др.
В этих фильмах актер сыграл в характерных ролях, но наибольшей его творческой удачей является участие в таких значительных картинах, как «Аршин мал алан» (1945), «Фатали-хан» (1947), «Не та, так эта»(1956), где им созданы яркие колоритные образы.
1910-1967
Для Орхана Эфендиева: фото можно прислать на info@kino-teatr.ru