50-летие сценической деятельности отметил недавно заслуженный артист России Валерий Чумичев. Личность яркая, неповторимая, творческая, он заметное явление в культурной жизни города и области. Созданным и сыгранным на протяжении полувека ролям Валерия Чумичева аплодировало не одно поколение зрителей. Родился на Украине в мае 1941-го - в самый канун войны. Отец ушел на фронт. Мать с тремя детьми отправилась в эвакуацию. Полгода добирались в теплушках до Новосибирска. Обосновались в бараке, только после войны получили комнатушку в перенаселенной коммуналке левобережья. Несколько семей жили дружно, как говориться, с «ключами под ковриком», мальчишки играли в дворовый футбол, волейбол. Увлечение спортом в послевоенные годы было всеобщим. Юный Валера пошел в секцию бокса. И всё детство было пронизано ожиданием отца. Отец с войны не вернулся...
Как возник театр? Может, привлек внимание высокий, яркий мужчина в папахе, меховом пальто известный актер «Красного факела» Вадим Лиотвейзен, который руководил народным театром в том же ДК имени Ефремова, где находились спортивные секции. Может, сыграло врожденное любопытство и стремление к новому, неизведанному. Но как-то незаметно молодой рабочий завода переместился с ринга в репетиционный зал. Лиотвейзен стал первым театральным учителем, ввел в первые спектакли, открыл незаурядные способности молодого артиста. И только радовался, когда в 1959 году Валерия Чумичева пригласили в профессиональную труппу областного, или, как его ещё называли, колхозно-совхозного театра. Обслуживание сельских зрителей было в то время программной деятельностью театра: исколесили всю область, выступали в клубах, а то и просто под открытым небом. Профессию приходилось постигать непосредственно в спектаклях, на сцене. И когда Валерий Чумичев решил показаться в Новосибирском театральном училище, его взяли сразу на третий курс! Его сокурсниками оказались молодые ребята, ставшие впоследствии известными актерами: Людмила Одиянкова, Владлен Бирюков, Вадим Наймушин.
60-е годы оказались для Валерия Чумичева временем поиска. Он ездил по разным городам: Свердловск, Казань, Рига. Искал свой театр. Сходился и расходился с режиссерами, актерами. До сих пор с почтением вспоминает гениальных артистов, с которыми довелось работать вместе в тот период: Марсель Салимжанов в Казани, Борис Ильин в Свердловске, отец известного ныне киноактера Владимира Ильина Адольф Ильин. А в татарском театре вспоминается ему случай не «дедовщины»... «бабковщины». Известная прима, народная артистка, узнала, что очень много внимания стало оказываться молодой, начинающей актрисе, заявила, что не выйдет на сцену, пока та не зашнурует ей ботинки! И «та» зашнуровала...
Всё шло в копилку жизненного и театрального опыта молодого актера.
«Смотрите, кто пришел!» писала критика в 1971 году, когда Чумичев вернулся в Новосибирск и вышел на сцену ТЮЗа. Темпераментный, романтичный, с прекрасными актерскими данными, он сразу полюбился зрителям.
Настоящим королем сцены назвала его критик Марина Рубина, посмотрев актера в роли Подхалюзина в спектакле по Островскому «Свои люди сочтемся». Разбору этой роли посвятил страницы в своей книге известный театровед Лоллий Баландин, отдавая дань многослойной палитре красок от угодничества и подхалимства до жестокости хищничества, которую исполнитель применил для создания этого «сатанинского» образа.
В театр «Красный факел» актер перешел в 1976 году уже зрелым мастером, надолго связав свою судьбу с прославленной сценой. Когда читаешь театральную прессу городов, где гастролировали краснофакельцы, рецензии, отзывы о спектаклях, невольно обращаешь внимание, что в ней обязательно есть очень доброжелательные строки о работах именно этого артиста. Луначарский в «Большевиках», Гаев в «Вишневом саде», Великатов в «Талантах и поклонниках», роли в спектаклях по Булгакову, Шукшину, Вампилову мало меняясь внешне, каждый раз Валерий Чумичев умел быть другим по характеру, по содержанию «второго плана», по речевым акцентам, и всегда достоверен, профессионально точен. Он сыграл в «Красном факеле» уже более 100 ролей, собрал все возможные театральные награды. Но главное он никогда не разочаровывает своих многочисленных поклонников.
«Лучшая роль сезона» 1993-го - награда в знаковом для «Красного факела» спектакле «Кандид». Впервые на академической сцене драматического театра играют мюзикл. Но какая уж тут для Чумичева роль? Тут каскад ролей! Однако после премьеры критики писали: «Сколько раз пришлось менять маски Валерию Чумичеву! Мудрый, ироничный Вольтер, на глазах у зрителей создающий свою невероятную историю; доктор Панглос, уверяющий, что в самом лучшем живем из миров; не в меру страстный и на редкость коварный губернатор сказочной Картагены; крестьянин, возделывающий сад. Новая роль новые краски, переход от одного образа к другому происходит за несколько секунд».
Ещё одна удача актера роль Звонарева в спектакле «Сорри...» по пьесе Галина. Более 10 лет не сходил спектакль со сцены «Красного факела». Именно с этой постановкой Валерий Чумичев гастролировал в США, выступал в Нью-Йорке, Бостоне, Сан- Франциско, Сент-Поле, Минеаполисе. И опять американская пресса отмечала, что спектакль никого не оставлял равнодушным из-за искренней игры исполнителя главной роли.
Один из лучших творческих вечеров в истории Дома актера тоже заслуга Валерия Чумичева. Шесть различных персонажей, шесть характеров от короля Клавдия из «Гамлета» до Фарятьева из «Фантазий Фарятьева». При самом минимуме внешних средств. Не ради самоутверждения или исполнения нереализованных желаний. Задача у Чумичева была гораздо сложнее, подвергнуть лабораторному исследованию себя как актера, дать новый импульс своему творческому мышлению. Это страстное желание постоянно докапываться до самой сути при создании образов, спектаклей актер не утратил и по сей день.
В 2004 году Валерий Чумичев в совершенно новой для себя роли роли директора возглавил Новосибирский драматический театр «На левом берегу», где много внимания уделяет качеству спектаклей, профессиональному воспитанию молодых артистов, являясь, по сути, художественным руководителем театра.
Его кредо не изменять первой профессии. Он вовсе не устал на долгом актерском пути, не утратил своего сценического обаяния, взрывного темперамента, он молодо выглядит и продолжает выходить на краснофакельскую сцену. Одна из последних работ роль Чекалинского в пушкинской «Пиковой даме». Яркий, запоминающийся образ стал одной из составляющих успеха спектакля на Международном театральном фестивале в Болгарии в 2008 году, работа была отмечена в столичной прессе. И совсем недавно он сыграл свою очередную в «Красном факеле» роль академика Игнятовича в спектакле «Саранча», вновь поделившись с публикой своим блестящим мастерством, умением передавать эмоции и заветные мысли тотчас от сердца к сердцу.
Владимир Солодов
«Советская Сибирь» № 3, от 13 января 2010
28 февраля Новосибирск простился с заслуженным артистом России Валерием ЧУМИЧЕВЫМ, который, кажется, служил в академическом театре «Красный факел» всегда. На самом деле в труппу он поступил в 1976 году, будучи сложившимся мастером сцены, в том возрасте, когда все роли по плечу - хоть юношу играй, хоть почтенного старца.
Я много раз писала о Валерии Николаевиче - он постоянно давал поводы, и много раз твердила, что он обладает уникальным, гипертрофированным отрицательным обаянием. В жизни степенный, даже несколько вальяжный человек, любивший пошутить, мастерски рассказывавший байки, на сцене он зачастую представал изощренным злодеем-злодеищем, отпетым негодяем, инфернальным адептом зла. Нет, разумеется, он играл и благодушных господ в классике, и смешных, и унылых персонажей из советской драматургии, но сияющих высот, блистательных вершин достигал именно в ролях отрицательных, гротескных. Кстати, он ни разу не признался, как ему это удавалось, но, думается, хорошему человеку играть негодяя, безусловно, нелегко. Мне очень импонировал истинно мужской поступок Чумичева, который женился на замечательной актрисе Валентине Широниной, полюбил не только ее, но и ее дочку, а далее и внучку. Этим трем женщинам он посвятил жизнь, дал столько заботы, тепла и любви, сколько вырабатывает небольшая электростанция, способная греть и светить, но не способная на чувства. Он же был щедр на чувства, на юмор, умел и любил устраивать праздники из будней. Супруге сегодня труднее всех. Исполняя веселую вдову в трагикомедии «Девичник над вечным покоем», она представления не имела, что ее ждет вдовья доля. По иронии судьбы должна была вновь выйти на сцену в этом образе в тот день, когда в больнице скончался Валерий Николаевич, и спектакль вынужденно заменили.
Чумичев и Широнина не раз становились партнерами на сцене. Запомнилось, как Валентина Ивановна и Валерий Николаевич репетировали бенефисный спектакль «Sorry», посвящавшийся их творческому юбилею - на двоих им тогда исполнялось 100 лет. Драматург Галин и режиссер Галин из Питера задали задачу, заставившую этих дружных супругов горячо спорить в репзале и дома. Сама тема эмиграции в тот перестроечный период была остра, актуальна, но спектакль «Sorry» содержал не столько полемику, сколько историю отношений двоих, чья любовь не проходит, несмотря на долгие годы разлуки, несмотря на разделяющий их океан. Споря о свойствах патриотизма, Чумичев и Широнина были солидарны в том, что любовь - это и есть родина, это единственно правильное состояние человека. Удивительно, тот спектакль задержался в репертуаре Малой сцены на 15 лет, уже и костюмы, свадебное платье героини и смокинг героя, обветшали, а зрители шли и шли, и исполнители ролей с каждым показом добавляли новые нюансы во взаимоотношения героев. Широнина - актриса очень эмоциональная, не знаю никого, кто бы лучше нее мог сыграть обиду, оскорбленность и прочие крайние состояния. Чумичев - резонер, обладавший холодным умом, рассудочностью. В дуэте они друг друга идеально дополняли. В прошлом сезоне в «Красном факеле» главреж Александр Зыков поставил «Квартет» Рональда Харвуда, где Широнина и Чумичев сыграли бывший оперных звезд из Дома престарелых. Этим спектаклем планировалось отметить 70-летие Валерия Николаевича, но не удалось. В последние годы он работал еще и директором театра «На Левом берегу», преобразовывал коллектив, некогда возникший как народный театр, в профессиональный. Столкнулся со всеми трудностями, которые были сопряжены с переездами, с недостаточным финансированием, с активной гастрольной деятельностью. У него постоянно повышалось давление, но глотал таблетки и терпел, до последнего не хотел ложиться в больницу. Последний раз я видела Чумичева за кулисами в декабре, когда он играл Грустилова в премьере «История города Глупова» по Салтыкову-Щедрину. Удивилась, что он очень тяжело дышит, весь в испарине, со сцены это было не заметно. Дорожил работой, дорожил каждой ролью, которых исполнил несколько десятков. Первого мая ему бы исполнился 71 год. Светлая память.
Яновская Марианна
Страстной бульвар, 10
Выпуск № 7-147/2012, Вспоминая
обсуждение >>