Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Константин Адашевский

Константин Адашевский фотографии

Адашевский Константин Игнатьевич

30 марта [11 апреля] 1897, село Тулешково, Конинский уезд, Калишская губерния, Царство Польское, Российская империя — 1 июня 1987, Ленинград, РСФСР, СССР.

Заслуженный артист РСФСР (11.01.1947).
Народный артист РСФСР (22.10.1970).
Народный артист СССР (6.06.1985).

В 1925 году окончил Школу русской драмы имени Давыдова в Ленинграде.
Константин Адашевский всю жизнь проработал на одной сцене — с 1925 года в Ленинградском театре имени Пушкина или, как его называли до революции, Александринском театре. Адашевский обладал "счастливой" актёрской внешностью — его фактура позволяла работать в самых разных жанрах.

Похоронен на Серафимовском кладбище.
театральные работы
Скорняков («Победители ночи» И. Штока, 1950)
призы и награды
Сталинская премия второй степени (1951) — за исполнение роли в спектакле «Незабываемый 1919-й» В.В.Вишневского, поставленный Л.С.Вивьеном и В.А.Мехнецовым на сцене ЛАТД имени А.С.Пушкина.
Государственная премия РСФСР имени К.С. Станиславского (1979) — за исполнение роли Бурцева в спектакле «Пока бьётся сердце» Д.Я. Храбровицкого на сцене ЛАТД имени А.С. Пушкина

Орден Трудового Красного Знамени (1982)
Орден Дружбы народов (1977)
Орден «Знак Почёта» (1939)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)
Медаль «За оборону Ленинграда» (1946)
Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»

последнее обновление информации: 17.03.25

фрагменты: «Следы на снегу». Отрывок >>

«Однажды в Залесье». ТВ-ролик №2
«С новым счастьем!». ТВ-ролик
«Формула преступления-2»
«Аутсорс»
«Муж на двоих». ТВ-ролик
Участник гражданской войны, красноармеец Адашевский после демобилизации в 1921 г. был направлен в "Годичную школу инструкторов и техников театрального дела при Политуправлении Болт флота". Параллельно посещал "Частную театральную школу Е. Карпова". А в 1923 г. по рекомендации своего педагога был принят на третий курс "Школы русской драмы им. В. Давыдова". И наконец, в 1925 г., по ее окончании, Адашевского пригласили в труппу Акдрамы на роли комических стариков. С этого времени его творчество связано с коллективом Театра драмы им. А, С. Пушкина, театром крупнейших мастеров, среди которых народному артисту СССР, лауреату Государственных премий СССР и РСФСР К. Адашевскому принадлежит почетное место.

Если проследить творческий путь К. И. Адашевского, можно встретить самые разноплановые роли: от острокомедийных персонажей, как Бопертюи в "Соломенной шляпке" или глупый Бальзаминов в "Женитьбе Бальзаминова", до трагического Сальери в спектакле "Моцарт и Сальери". И в каждой работе - истинное мастерство, отточенность, целенаправленность, а главное - правда существования, глубокое актерское мышление. И в классических пьесах, и в современном репертуаре К. И. Адашевский всегда доносит в образе тот колорит эпохи, который определен автором. В его творческой палитре есть краски точных наблюдений над жизнью, широты охвата и понимания современных явлений.

Константин Игнатьевич никогда не отказывается от любой предложенной ему работы, сознавая, что и небольшая роль, но мастерски сыгранная, приносит пользу общему делу. Он может служить образцом подлинно творческой дисциплины, которая необходима всем, кто посвящает жизнь искусству. Он не подвержен эгоцентризму.

В годы Великой Отечественной войны, когда наш театр был эвакуирован в Новосибирск, К. И. Адашевский принял горячее участие в радиопередачах "Огонь по врагу". Раз в неделю бойцы-разведчики Илья Шмельков и Кузьма Ветерков "прилетали с фронта и докладывали о последних военных событиях". Передача чередовалась сатирическими сценками и лирическими песнями.

Шмельков и Ветерков - два солдата, различные по характеру. В противоположность лирику Ветерков у Шмельков, роль которого исполнял К. Адашевский, был человеком солидным, умудренным жизненным опытом и опытом военным ("не первую войну воюет"). Принимали этих героев за настоящих бойцов. После первых же передач Константину Игнатьевичу стали приходить письма, адресованные Шмелькову. Для слушателей он стал родным. В его голосе чудился им голос брата, отца или сына, воевавших на фронте. Присылали обязательства и отчеты о досрочном выполнении планов, клятвы бойцов громить фашистов.

В его ролях могут быть подлинно трагические ноты и буффонада, комедийная тональность и высокий героизм. Буквально с первых шагов Адашевский стремился к раскрытию внутреннего мира героев. Внимательно относился к пластике, к гриму, учитывал особенности заданной эпохи и характера своего персонажа, стремился придать игре полноту достоверности. Какими бы разными ни были созданные им образы - суровый моряк Шибаев в "Незабываемом 1919-м" Вишневского, своенравный и озорной в разгуле купец Хлынов из "Горячего сердца" Островского, мудрый и обаятельный Багдолла из спектакля "В середине века" Шейнина, затаившийся хищник с угодливой миной буфетчик Сутеев в постановке "Вот я иду!.." Березко - все они удивительно "земные", сыгранные метко, ярко, убедительно.

Адашевский сочетает раскованную естественность поведения на сцене с высоким профессиональным умением четко обрисовать характер персонажа. "В работе над ролью больше всего боюсь повторения уже найденного мною в предыдущих ролях,- говорит Константин Игнатьевич.- Даже если возникает необходимость использования какого-то старого приема, нужно искать другой, острый, интересный, но не испытанный".

Адашевский играет много. Его высокое мастерство проявляется не только в главных ролях, но, может быть, отчетливее в эпизодах, где надо с предельным лаконизмом и неповторимой находчивостью раскрыть характер человека, за несколько минут успеть рассказать о целой человеческой судьбе. Может быть, поэтому актер с одинаковой любовью относится ко всем ролям, большим и маленьким: и к умудренному житейским опытом адмиралу Родиону Мефодьевичу Степанову, которому в спектакле "Дело, которому ты служишь" отведено большое место, и к крошечному эпизоду в спектакле "Справедливость - мое ремесло", где он играет внешне свирепого, но глубоко человечного Федотыча, и к одной из главных ролей в спектакле "Последняя жертва" - элегантному пройдохе Лавру Мироновичу, и к эпизодическому персонажу из "Тяжкого обвинения" - старику Приходько.

Всегда мастерски решены и роли, в которых Адашевский выступает на эстраде, в кино, на радио и телевидении.

Из ст.: Клюевская К. Неповторимость характеров.- Ленингр. правда, 1972, 11 апр.
Борисов А. Нестареющий талант.- Веч. Ленинград, 1977, 11 апр.
Лит.: Адашевский К. О перевоплощении.- Театр, 1951, № 1; он же. Так где же она, новая наша Ермолова?! - Театр. жизнь, 1979, № 11; Краюхин С. Хочу походить на своего Бурцева. - Театр, жизнь, 1980, № 6.

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 15
Evgeny Kislyakov   13.09.2022 - 01:29
Какой Дворник в "12 стульях"! Жаль, роль сократили. С каким бы темпераментом могло прозвучать: "Сам ты эмигрант! Сказано тебе, в Париж уехал!" читать далее>>
№ 14
Ольга Сергеевна Теслюк (Ульяновск)   22.11.2019 - 18:09
Сколько таланта в одной маленькой роли Глашатая! Бесподобен! Спасибо за сказку! читать далее>>
№ 13
Ч.Ю.С. (Москва)   11.04.2017 - 01:17
Самая светлая память замечательному советскому актеру Константину Адашевскому в день его 120-летия читать далее>>
№ 12
Роберт Грегори Дэвид   21.01.2017 - 18:12
Какая жизнь прожита! Интереснейший был человек, а актёр какой! Вечная, добрая память. читать далее>>
№ 11
Вадим Частухин (Иваново)   9.10.2015 - 12:42
В ноябре 1986 года посмотрел "Беседы с Сократом" Эдварда Радзинского. Адашевский играл Тюремщика. В таком преклонном возрасте он переиграл всех, задействованных в спектакле актёров. И до сих... читать далее>>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен