Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Александр Палеес

Александр Палеес фотографии
Годы жизни
Категории
Актёр, Театральный деятель
Фильмография
Театр
Фотоальбом
Обсуждение
Александр Палеес: смотреть фильмы онлайн
Александр Палеес:
смотреть фильмы онлайн

Палеес Александр Романович (Рувимович)

8 марта 1930, Минск — 1 сентября 2003, Нижний Новгород.

Заслуженный артист РСФСР (15.08.1967).
Народный артист РСФСР (1.03.1978).

В 1947 году поступил в театральную студию при Горьковском театре драмы, с 1948 года - студент Горьковского театрального училища. В 1950 году, будучи студентом третьего курса, сыграл первую роль на сцене Театра юного зрителя в спектакле "Пятнадцатилетний капитан”. В этом театре Александр Рувимович работал до последних дней своей жизни. Им сыграно более трёхсот ролей.
Последняя роль Александра Рувимовича — роль Фирса в спектакле «Вишнёвый сад», признана нижегородскими зрителями одной из лучших. Выступал и как режиссер.
Интересны работы, сыгранные им в кино: Александр Пушкин в фильмах — «Разбудите Мухина» (киностудия им. Горького), «Снова Осень», «И снова осень» (Горьковское телевидение), «Элегия» (Ленинградское телевидение), Яков Свердлов в фильмах «Синяя тетрадь»; «Карл Либкнехт» (киностудия «Дефа», ГДР).

Автор книги «Роман с театром» (Издание "Деком", Нижний Новгород, 2000).

Похоронен на 12 участке Бугровского кладбища (Нижний Новгород).
театральные работы
«Пятнадцатилетний капитан» по Ж. Верну (1950)
Зяблик — «Город на заре» А. Арбузова
Миша — «Место в жизни» Михаила Шатрова
Петя — «Чудесный сплав» В. Киршона
Александр Пушкин — «Когда в садах лицея…» В. Балашова
Лаунс — «Два веронца» Вильяма Шекспира
Александр Пушкин — «Бал» А. Хазанова
Мальволио — «Двенадцатая ночь» Вильяма Шекспира
Кардинал Ришелье — «Три мушкетёра» Александра Дюма
Репников — «Прощание в июне» А.В. Вампилова
Юсов — «Доходное место» А.Н. Островского
Старейшина — «Песнь о Данко» по Максиму Горькому
Тарталья — «Принцесса Турандот»
Господин Журден — «Мещанин во дворянстве» Мольера
Еремеев — «Валентина» («Прошлым летом в Чулимске») А. Вампилова
Фирс — «Вишнёвый сад» А. Чехова
Доктор Гаюс — «Виндзорские насмешницы» Шекспира
Оберон — «Сон в летнюю ночь» Шекспира

Режиссер:
«Крылья Дюймовочки» Бориса Заходера
«Анна Снегина» Сергея Есенина
«Не покидай» Георгия Полонского
«Валентин и Валентина» Михаила Рощина
«104 страницы про любовь» Эдварда Радзинского
«Не хочу учиться, хочу жениться» («Недоросль») Дениса Фонвизина
«Чудесный сплав» В. Киршона
«С любимыми не расставайтесь» А.М. Володина
призы и награды
В год двухсотлетия Александра Пушкина был удостоен областной Пушкинской премии (1999). В 2003 году стал лауреатом профессиональной театральной премии «За честь и достоинство».

последнее обновление информации: 21.11.22
МЫ ГОВОРИМ - ТЮЗ, ПОДРАЗУМЕВАЕМ - А. ПАЛЕЕС, ГОВОРИМ - А. ПАЛЕЕС, ПОДРАЗУМЕВАЕМ - ТЮЗ.

Можно разные подбирать определения - живая легенда, ведущий актер театра, любимец публики и еще множество в этом ряду. Все эти слова по отношению к Александру Романовичу Палеесу справедливы. Ему удалось многое в его сценической, театральной жизни, и в том числе одно важное, что оказывается доступным лишь избранным. А.Р. Палеес каким-то чудодейственным способом, начиная с 50-х годов и доныне, слился с образом самого театра и теперь навсегда ассоциируется с Горьковским-Нижегородским театром юного зрителя.

Как это получается у избранных представителей актерской профессии, актерского сословия, что это вообще за феномен такой, по правде сказать, не знаю. Но слова о том, что, когда мы говорим Нижегородский ТЮЗ, то подразумеваем А.Р. Палееса, а когда говорим о самом А.Р. Палеесе, то, естественно, подразумеваем наш ТЮЗ, это не дань юбилейному захваливанию или пустопорожним, но эффектным словесам. Это констатация факта. Это "расстановка сил" в зрительских симпатиях последних десятилетий и, как думается, прочное, несгибаемое убеждение самих тюзян и многочисленной, пока еще, театральной общественности.

Я написал, что природа этого феномена мне неизвестна. Хотя кое о чем все-таки догадываюсь и рискую по этому поводу написать несколько строк.

В военные и послевоенные годы в обществе сложился какой-то особый настрой, и на театральные подмостки пришло много одаренных от природы молодых людей. Что-то похоже происходило тогда, может быть, в спорте, где не какие-то там особые методики тренировок и прочее, а природный дар прежде всего помогал взойти на Олимп славы и побед. Мне кажется, 50-е годы принесли волну обновления, когда пришло актерское поколение и с хорошим запасом жизненности, жизненных впечатлений - все они, городские и деревенские девчонки и мальчишки, уже немало перенесли и испытали, уже были тверды в своих нравственных, очень романтических, убеждениях и талантливы, что называется, от Бога. А.Р. Палеес из этой плеяды. Его родина не Царское Село, и не переулочки Арбата, а, в общем-то, провинция - до города Горького жить пришлось в Минске, Новосибирске. В творческой судьбе многих писателей, поэтов имеет значение, где художник родился и рос. Попробуйте представить одну нашу знаменитость, его творческий облик без станции Зима. В актерских же биографиях такие детали обычно считаются малозначащими, но в случае с А.Р. Палеесом, мне кажется, наоборот - "провинциальное воспитание" сделало его очень чутким к правде и фальши, он всегда понимал жизнь не только с точки ее романтического полета, но очень реально, конкретно. Вот эта "вписанность в жизнь", в ее реалии, даже тогда, когда А.Р. Палеесу случалось быть на сцене и сентиментальным, и веселящим публику, и романтически настроенным, делали его бесспорно заметным и притягивающим зрительское внимание. Созданные им образы всегда вырастали из конкретной жизненной ситуации и конфликта. Это - творческая позиция, это, может быть, актерская школа, это, и не в последнюю очередь, его заряженность жизнью.

Талант объяснить невозможно. Одному своему приятелю, живущему в Сочи, я как-то рассказывал о театральных премьерах тогдашнего Горького.

- А как выглядит этот Палеес? - переспросил он меня после очередного упоминания об артисте.

- Ну как? Небольшого роста, подвижен...

- Да что ты, - перебил меня приятель, - с такими данными эту роль играть невозможно.

В том-то и дело, что А.Р. Палеес во многом в своей творческой биографии шел наперекор. Еще школьником и запомнил, и полюбил навсегда у А.Р. Палееса две роли - слугу в "Двух веронцах" и юного Пушкина в спектакле "Когда в садах лицея..." Мне кажется, в них сконцентрировались многие черты таланта артиста. И прежде всего какая-то энергия обаяния, энергия творения роли на глазах у зрителей. Про артиста, мастера и его роли можно говорить с точки зрения хорошего нерва, искренности, души и духа, темперамента, четкости рисунка, подтекста, простоты и ясности игры. Но, когда я теперь вспоминаю роли А.Р. Палееса, меня прежде всего поражает поток энергии, которая исходила почти от каждой его роли. Вот это как раз и было наперекор - невысокий, в былые годы даже со щуплой фигуркой, артист вбрасывал в зрительный зал такую волну энергии, что ею нельзя было не заразиться. Его знаменитый Мальволио в "Двенадцатой ночи" поражал не только своими чертами тайно жаждущего власти человека, но и неудержимой, кипучей энергией. Яркая, преисполненная непосредственности и энергии игра - такой Александр Романович в своих лучших работах.

И еще об одном качестве А.Р. Палееса надо обязательно сказать, коль речь зашла о том, что творческая судьба артиста стала как бы синонимом жизни Нижегородского ТЮЗа. В его жизни произошло Событие, счастливый миг, когда режиссер В. Витальев увидел его в образе юного Пушкина и поручил ему эту роль. "Когда в садах лицея..", помнится, играли чуть ли не повсеместно, чуть ли не во всех ТЮЗах Советского Союза. Наверное, и удачи у кого-то еще в роли юного Пушкина были. Но только для А.Р. Палееса этот образ стал судьбой и талисманом на всю оставшуюся жизнь. В жуткие застойные годы каждый из творческих, думающих людей спасался кто как может. Одни читали запрещенные и полузапрещенные книги, другие писали, в основном в стол.

А.Р. Палеес же поступил гениально: выбрал себе в собеседники Александра Сергеевича Пушкина. Он размышлял о судьбе поэта, читал его стихи, все больше влюбляясь сам и влюбляя публику в пушкинскую лирику, он писал основанные на документах драмы о поэте и, наконец, играл Пушкина на сцене.

Только простое прикосновение к миру Пушкина преображает человека, если помыслы его чисты и ясны. У А.Р. Палееса же, искавшего в написанном и пережитом Александром Сергеевичем откровения и, может быть, даже духовной близости, сплелись и переплелись, мне кажется, все важнейшие нити души артиста и жизни поэта. Во всяком случае, через застойные и все последующие годы артист прошел достойно и незапятнанно: перед властями шеи не гнул, не приспосабливался и не суетился, играл в ту силу, что была отпущена ему Богом. А.Р. Палеес как-то незаметно в своем родном театре стал хранителем, тем человеком, который в других поддерживает честный дух и художественную энергию. В.И.Немирович-Данченко в каком-то из своих писем обронил фразу:

"Я никогда не завидую ни таланту, ни богатству, ни даже красоте - это от Бога. А вот что от самого человека, что, стало быть, и я мог в себе найти и выработать, - тому я завидую". Это правильно сказано, и А.Р. Палеесу можно завидовать: и тому, как он окружил свою жизнь Пушкиным, и тому, как с годами он только подтверждал свое положение неформального и самого настоящего лидера в своем театре.

О самом Пушкине, сыгранном А.Р. Палеесом и пронесенном им в актерской душе через годы, можно было бы написать не одну диссертацию. Но мы по-прежнему живем в стране, где мало любопытных. Назову лишь одну черточку Пушкина, играемого артистом сейчас, в спектакле о последних днях и часах жизни поэта - "Живых надеждою поздравим..." Само по себе появление артиста в этой роли не может не восхищать (вспомните, какой у А.Р. Палееса юбилей нынче). Пусть Пушкин у Палееса чуть-чуть медлителен, излишне умудрен и без "боевых" но и в голосе, и во всем облике, роль выстроена так чутко, психологическая канва ее так прочувствована, что артист трогает и волнует так, как совсем редко удается современному театру.

Я присутствовал на одном спектакле, который смотрели гости Нижнего - режиссер, актеры из немецкого Эссена. По окончании они признавались, что удивлены влюбленности и восторженному отношению актера к Поэту. У них в Германии даже Гете играют более жестко, иронично, требовательно. Что верно, то верно. Шли годы, в одном Пушкин у А.Р. Палееса всегда оставался неизменным - в нем артист видел свою неизменнейшую и сильнейшую любовь.

Пушкин для А.Р. Палееса человек ярчайшей и трагической жизни, гениальный художник, которому он, из нашего далека, сочувствует всеми фибрами своей души.

Обычно артист с удачной творческой судьбой спокойно и под аплодисменты заканчивает свой сценический путь. С А.Р. Палеесом произошла несколько иная история. И дело не в том, что ведущие актеры, да еще в ТЮЗах, очень часто становятся постановщиками спектаклей. Ситуация эта скорей техническая, и такая судьба у ведущих: хоть раз в жизни, но они становятся режиссерами.

Обычно ставят то, что хорошо знают, в чем играли когда-то. Помнится Н.Левкоев на сцене ТЮЗа же поставил "Мещан", не без оглядки, разумеется, на классическую постановку Н.Собольщикова-Самарина. Поначалу думалось, что А.Р. Палеес повторит опыт режиссеров-актеров в своем любимом и родном театре. Но дело сказалось сложнее и куда более значительным. Среди талантов А.Р. Палееса вдруг обнаружилось и подтвердилось его умение слышать и понимать публику. Такая чуткость к зрительному залу способность отнюдь не всех актеров.

Хотя А.Р. Палеесу я думаю, дано даже большее - умение сливаться с тайной театра, властью театра над публикой. Именно отсюда режиссерские поползновения Палееса. Никаких необычных стилистических изысков, мизансцен, режиссерских построений в постановленных за последнее время А.Р. Палеесом спектаклях нет. Но, удивительное дело, почти все они, как один, собирают публику, полные залы, и публика на них радуется, смеется, умиляется от сентиментальности и ностальгии по прошедшему (почти все выбранные А.Р. Палеесом пьесы - хиты прошлых десятилетий). В последние годы публика в театре стала все более случайной, поверхностной. Она, за исключением небольшого круга театралов, приходит в зрительный зал за зрелищем, как на американскую кинуху. А.Р. Палеес как опытнейший магистр театральной тайны взял ее "на крючок", заставил сильно сопереживать, что в нашей театральной провинции все-таки редко сейчас удается. Режиссерские спектакли А.Р. Палееса заслуживают внимания и уважения. Они лишены изысков, но точно передают психологию героев пьесы. Они лишены губительной скуки и помогают актерам добиться интересной игры, свежих переживаний. Они добры по чувству, которое моментально передается в зал... Если Пушкин в актерской судьбе А.Р. Палееса помогает избежать дряблости воли, дряблости нервов, то его режиссерские работы поддерживают театр, так или иначе напоминая зрителям, что это сильное, заразительное искусство.

1.03.2000

Александр Палеес - он был верен одному театру.

Е.Л. Деречинская:

Мы все родом из детства. И первые встречи с искусством тоже из детства. Встреча с театром для меня состоялась в конце 50-х годов прошлого уже века. ТЮЗ на ул. Грузинской, «Золушка», где роль принца исполнял А. Палеес. Другие детские спектакли, «Снежная королева» и… «Когда в садах Лицея…». Образ А.С. Пушкина связан для меня навсегда с именем А.Р. Палееса. А ТЮЗ стал на долгие годы любимым театром. Прекрасные актеры, интересный репертуар, рассчитанный как на маленьких детей, так и на подростков, студентов и взрослых. Мы взрослели и познавали жизнь вместе с театром. И в этом большая заслуга прекрасного актера, а затем и режиссера Александра Романовича Палееса.

23 июня 2001 года мне посчастливилось познакомиться с ним лично. Софья Ефимовна Высоцкая, член Правления СТД, помогла нам договориться о творческой встрече и презентации его книги «Роман с театром» в нашем Обществе еврейской культуры «Цви Гирш». Встреча прошла очень интересно. Собралось много народу. Александр Романович рассказывал о своей жизни, о работе в театре и кино. Было много вопросов. Купившие книгу выстроились в очередь за автографом на память.

Конечно, за одну встречу всего не расскажешь и мы договорились о новой, которой, к сожалению, не суждено было случиться. Александр Палеес умер 1 сентября 2003 года. В годовщину его смерти мы организовали у себя в центре вечер его памяти. Вспоминали о нем и позднее, во время творческих встреч с другими нижегородскими актерами, посвященных юбилею любимого театра. А.Р. Палеес был верен всю жизнь своему театру – это эпоха, это лучшие роли и спектакли театра, его незабываемая история.

4-го апреля 2011 г. в зрительном зале дома Актера прошел вечер памяти Народного артиста РСФСР, замечательного человека, талантливого артиста, режиссера, телеведущего, киноактера. Зал был полон. Вечер открыли Народный артист России прекрасный чтец А.Д. Познанский, первые роли которого были в ТЮЗе, и заслуженный деятель искусств Р.Я. Левите, которая тоже работала режиссером в ТЮЗе, ставила спектакли с участием молодого А. Палееса, затем они вместе преподавали в театральном училище. Выступали бывшие соученики по искусству, друзья, коллеги по театру, ученики, младший его сын Максим. Пришла телеграмма из Риги от старшего сына Дмитрия, актера рижского театра русской драмы. Показывали фрагменты видеозаписей и телевизионных передач, которые зал встречал аплодисментами. На встрече должна была поделиться своими воспоминаниями и С.Е. Высоцкая, но, к сожалению, прийти не смогла. О том, что она хотела рассказать, Софья Ефимовна написала.

С.Е.Высоцкая:

«Александр Романович Палеес. Может быть, это прозвучит возвышенно, но я бы сказала человек - Легенда! И еще хочется сказать, что 8 марта 1930 года девочки, девушки, молодые женщины и ба­бушки в этот день получили от судьбы царственный подарок к Международному Женскому дню: в далеком от города Горького (Нижнего Новгорода) Минске, столице Белорусской ССР, родился мальчик САША.

Сегодня это имя известно, как Александр Романович Палеес – актер театра, кино, телевидения, режиссер, теле­ведущий. Талантливый, умный, добрый и прочее, прочее, прочее. Прекрасный семьянин – муж, отец, дедушка! Одними восклицатель­ными знаками можно было бы закончить эти записки. Но хочется, отдавая дань светлой памяти этого человека, написать о том, каким я его знала.

Если бы не трагическая страница в истории нашей Родины – Вели­кая отечественная война, то мы, горьковчане-нижегородцы не смогли бы гордиться таким земляком.

Народный артист РСФСР Александр Романович Палеес, более 50 лет верно служил театру для детей и юношества, всю жизнь одному театру – театру Юного Зрителя им. Н.К. Крупской г. Горького. Он сам сбился со счета, сколько ролей сыграл более чем за 50 лет. Разных зверушек, детей, взрослых, стариков и даже умудрился в сказке сыграть "ноги лошади", что отмечено в театральной программке.

Когда мы с семьей переехали в г. Горький (муж, во время войны ставший кадровым военным, получил назначение в Горьковский военный округ), нас, выпускников театрального училища военного времени, интересовала театральная жизнь города. Как-то на городской афише я увидела название пьесы Арбузова "Город на заре". В Москве была Арбузовская студия, которая ставила этот же спектакль. Было интересно сравнить. Спектакль нам понравился. Крепкий актерский состав, оформление совсем не провинциальное. Внимание привлек исполнитель роли Зяблика. Тонкий юмор, лирика и какая-то особая пластика в повороте головы, а, главное, глаза. То грустиночка, то задор в них. Обратила внимание на необычность фа­милии – Палеес (эти 2 «е» как-то запомнились). Я стала изучать сводную афишу театра, что ещё посмотреть? Почти во всех пьесах встречается фамилия «Палеес». Роли самые разные, но вот Пушкин!... "Когда в садах лицея", пьеса не знакомая. В памяти всплыли строчки: "Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал". И снова странное совпадение: Зяблик и Пушкин!? Спектакль не просто удивил - спектакль оказался полным сюрпризом и даже потрясением.

Ведь в голове остался стереотип Пушкин-Ленский (Козловский, Лемешев, Жадан) и снова в голове строчки: "имел восторженную речь и кудри, черные до плеч".... Совсем не таков был тюзовский Пушкин в исполнении А. Палееса. Движение, пластика, жесты, кудряшки…. А как разговаривал, как читал стихи?! Это произвело впечатление, и как-то ушли из памяти и портреты поэта кисти Тропинина, Кипренского, и вышеназванные артисты. Остался живой Пушкин под фамилией Палеес. Такой настоящий, убедительный Пушкин. Это почти первое впечатление от встречи с удивительным актером, под фамилией Палеес…. И где? Не в театре под управлением Наталии Сац, и не в Московском ТЮЗе Деревицкого, а в детском театре им. Н. Крупской в городе Горьком. Имя режиссера – Виктор Львович Витальев, тоже пока ни о чем не говорило. А каким был Палеес Королем в «Снежной королеве», или негром в пьесе горьковского журналиста А. Чеботарева «Подвиг»! Артист все больше привлекал наше внимание. Во всех ролях – личность…

С Александром Романовичем Палеесом, как человеком, я познакомилась лично, когда пришла на работу в Горьковское отделение ВТО (Всероссийское театральное общество), членами Правления которого были представители ТЮЗа: Виктор Львович Витальев, актеры: Нина Петровна Разумова и Константин Васильевич Кулагин. Стала смотреть спектакли, все премьеры, познакомилась с актерами театра и, конечно, с Александром Романовичем. Узнала его сложную биографию.

Великая Отечественная война его застала в пионерском лагере под Ясинском, недалеко от Минска. Из лагеря детей эвакуировали. Дети прошли пешком почти 400 км до Смоленска, потом эшелон до Саратовской области и детский дом. Мама и старшая сестра остались в Минске. Сестра, активная комсомолка, хотела идти в партизаны, но обе погибли в минском гетто. Отца война застала в отпуске в санатории, откуда он сразу, не заходя домой, ушел на фронт. После ранения искал семью, но нашел только сына. Демобилизовал­ся, получил работу в Новосибирске и забрал к себе Сашу. О судьбе остальных членов семьи узнали лишь после войны. Вместе они отправились в Минск искать своих, где и узнали о случившемся. Но есть пословица "Нет худа без добра". Пословица для семьи Палеесов горькая, трагическая. И всё же… Новосибирск, школа, товарищи и первая встреча с ТЕАТРОМ, ставшая для него определяющей на всю жизнь.

В Новосибирске, кроме своих хороших театров, были в эвакуации лучшие театры Москвы и Ленинграда. Бацилла любви к театру полностью поглотила все чувства и мысли Саши Палееса. Театр и только театр! Когда же его отца перевели в г. Горький на восстановление Сормовской кондитерской фабрики, Саша, окончив среднюю школу, твердо решил учиться только театральному делу. В этот год шел набор в студию при драматическом театре. Поступил. Окружение в театре и в студии было замечательное: талантливые ребята, актеры – лучшего желать нельзя. Отношение твор­ческое, доброе. А жизнь имеет свои повороты. Студию, где молодежь обучалась не только теории, но и практически набиралась опыта испол­нительской игры на сцене (в массовых сценах, кому-то доставались и сольные проходы, и эпизодические роли) закрывают, но талант­ливую молодежь переводят в Горьковское театральное училище и дают им возможность окончить курс и получить профессиональное образование.

По-разному рассказывают эпизод о том, как Александр Палеес оказал­ся в ТЮЗе. Мне известно это от преподавателя театрального училища, ве­ликолепного человека, театрального педагога, теоретика и театраль­ного критика (с большой буквы) Юлия Иосифовича Волчека. Од­нажды, во время перемены, Ю.И. Волчек, обратил внимание на мальчика, который, облокотясь о косяк двери, удивительно создал в его мозгу образ Александра Пуш­кина. Этого ученика он видел часто на уроках, но тут вдруг возник этот образ: от позы ли, от взгляда ли, от кур­чавых волос, или от всего вместе, но Волчек явно увидел живого лицеиста Александра Пушкина. В памяти много читавшего Юлия Иосифовича всплыла малоизвестная тогда пьеса, как он, сказал "средняя пьеса" Балашова "Когда в садах Лицея…". И почему-то об этом эпизоде он рассказал тогдашнему главному режиссеру ТЮЗа заслу­женному деятелю искусств В.Л. Витальеву. Разговор имел продолжение: Виктор Львович познакомился со студентом, присмотрелся к нему и понял – это его актер.

Конечно, предложение Витальева было для А. Палееса весьма лестным. Ещё не окончено училища, впереди диплом, а уже конкретное предложение. Как быть? Но начало было положено в театре Драмы, и молодого актера тянуло туда. Ну и как всегда: уговоры и, наверное, "перст судьбы" – Александр соглашается. Результат нам известен. Более 50 лет верной, преданной служ­бы в одном из лучших театров страны, детском театре, театре юного Зрителя. Его окружали замечательные актеры – товарищи по цеху. С ним работали удивительно талантливые режиссеры. Когда бы, и где бы мы не встретились, на спектакле, в котором он играл, или после репетиции, когда все спешили "домой" (домой, тогда значило в свою комнату во дво­ре театра, где было общежитие актеров ТЮЗа), он всегда доброжелательно тормозил, улыбался искренне и его глаза светились, словно он ждал этой встречи. Сколько добра и све­та было в его глазах. Чуть-чуть прищур глаз – ты в его власти. С ним было удивительно легко находить общий язык, общий взгляд на то, что делает театр. О товарищах по театру (не только по актерскому цеху, но и о каждом работнике, если oн действительно, служит театру) Александр Романович отзывался уважительно, по-доброму. Уже, будучи в звании, известным актером, он всегда был честен, порой категоричен, но с оттенком доброжелательности, желанием понять, найти и объяснить причину. Особенно это было заметно на просмотре или обсуждении спектакля на конференциях ВТО-СТД. Александра Палееса отличало необыкновенное чувство юмора. Его глаза и вся фигура излучали доброту и приветливость.

Любовь к театру и жизненный опыт, желание многое высказать привели его к тому, что он сам стал режиссером. Общение со зрителем только в качестве актера стало для него недостаточным. Он ставил спектакли и для самых малень­ких зрителей, и для подростков – для тех, кто больше всего нуждается в откровенном разговоре о жизни, о судьбе, о будущем. Беспокойное сердце актера и режиссера Александра Романовича Палееса привело к работе на телевидении, он вышел на дорогу общения с широкими массами зрителей. Его встречи "У Микешки ровно в 7" ждали и дети, и их родители. Выдумка и обаяние ведущего, актерские вкрапле­ния – сделали эту чудо-передачу любимой многими. Вызывала интерес программа, в которой А.Р.Палеес читал главы из "Евангелия". Событием для актера стал выход на большой экран кино в образе Якова Свердлова. И, конечно, всю жизнь А.Р. Палееса сопровождал образ А.С. Пушкина: спектакли в театре, на большом экране в кино и на телевидении, творческие встречи, выезд в Б. Болдино. Собственно Палеес и Пушкин стали просто одним лицом, од­ной жизнью.

Еще одна сторона жизни актера – книга под символическим названием: "Роман с театром" (Издание "Деком", Н. Новгород, 2000 г.). По-моему, эта книга раскрывает облик А.Р.Палееса лучше всех наших рассказов о нем. В ней и его признание в любви к театру и к нам – зрителям, и рассказы друзей, партнеров по искусству, много иллюстраций. Прекрасный портрет на обложке.

Последние годы жизни, особенно после нелепей­шей гибели любимой жены, отъезда старшего сына Димы в Латвию, куда он был принят, как актер после окончания ГИТИСа в Москве. Сложные отношения с младшим сыном Мак­симом. Всё это подорвало его здоровье. Мы часто гуляли по Свердловке, говорили и о театре, и о семье, он старался избегать разговоров о своем здоровье, шутил, хотел сохранить оптимизм. Много говорил о внуке, которого очень любил. Но время брало свое.

Мне хочется сказать: да сохранится надолго добрая и светлая память об Александре Романовиче Палеесе!

С.Е. Высоцкая, Е.Л. Деречинская.

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 6
Александр Ахматов   2.07.2019 - 10:03
В немецком фильме "Карл Либкнехт. Пока жизнь во мне" (1965) на сайте "Пока я жив", Александр Романович второй раз сыграл Свердлова, а в фильме "Сколько лет, сколько зим" (1965)... читать далее>>
№ 5
С.Винский (Москва)   7.06.2014 - 01:01
... Да, голос из детства... А потом довелось работать с Александром Романовичем на радио. "Человек на своём месте" - это про него. читать далее>>
№ 4
Татьяна Крамаровская (Азов Ростовской обл.)   26.01.2013 - 20:24
Мы с мужем познакомились с Александром Палеесом в самолете, когда он летел на Камчатку со своими творческими концертами. Такой творческий вечер был в военнос санатории в Паратунке. Было безумно интересно... читать далее>>
№ 3
людмила некст (москва)   23.06.2011 - 17:14
помню его и как любимого артиста и как популяризатора классической литературы. не было в горьком человека, который бы не знал александра палееса.неоднократно встречались и на литературных чтениях..тогда... читать далее>>
№ 2
ecva   30.11.2010 - 12:47
И очень сильно похож на Пушкина (одно лицо!) и сыграл блестяще! читать далее>>

Александр Палеес: новости >>

Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен