Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Виктор Ростовцев

Виктор Ростовцев фотографии

Ростовцев Виктор Семенович

Родился 3 марта 1923 года в селе Знаменское (ныне город Советская Гавань в Хабаровском крае).

Актёр, режиссёр.
Заслуженный артист РСФСР (1958).
Народный артист РСФСР (1973).

Рано лишился отца, воспитывался отчимом, поляком Станиславом Малиновским, человеком благородным, трудолюбивым. В 1930 году за отказ вступить в рыбколхоз семья была репрессирована, сослана в Читинскую область на лесозаготовки. Детство и юность Виктора прошли в лагерных условиях. Школу он закончил в поселке Сиваки.
В 18 лет был призван в армию и направлен на границу с Китаем. За участие в разгроме Квантунской армии был удостоен медали «За отвагу».
В 1947 году был принят в Читинский областной драматический театр актёром вспомогательного состава. В 1949 году окончил театральную студию в Чите.
Работал на театральных сценах Благовещенска, Улан-Удэ, Якутска.

В 1963-1966 годах - артист Иркутского областного драмтеатра.
С 1966 года — артист в труппе Калининского областного драматического театра, где сыграл свыше 30 ролей и поставил спектакли "Вызов богам" Делендика (1968) и "Царь Фёдор Иоаннович" А.К.Толстого (1972). В 1971-72 годах главный режиссер этого театра.
С 1977 года — актер Ленинградского театра имени Ленинского комсомола (с 1991 года - театр "Балтийский дом").

Лучшими его ролями были Пушкин, Эзоп, Ленин, и целая галерея шекспировских героев: Гамлет, шут и король Лир, Ричард III.

Ушел из жизни 10 сентября 2007 года в Санкт-Петербурге.
театральные работы
Гамлет в одноименной пьесе Шекспира
Саня Григорьев («Двух капитанах» В. Каверина)
Бахирев («Битва в пути» по Г. Николаевой)
Вожак («Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского)

Иркутский драмтеатр:
Ричард III в одноименной пьесе Шекспира
Беркутов («Волки и овцы» А. Островского)
Никита («Власть тьмы» Льва Толстого)
Капитан Громов («Люди, которых я видел» С. Смирнова)
Мартьянов («Совесть» Д. Павловой)
Профессор Колчанов («Физики и лирики» Я. Волчека)
Максим («Чти отца своего» В. Лаврентьева)

Калининский драмтеатр:
Яков («Последние» А.М.Горького, 1968)
Лир («Король Лир» Вильяма Шекспира, 1968)
Берест («Платон Кречет» А.Е. Корнейчука, 1972)
Пугачёв («Емельян Пугачёв» В.Я.Шишкова, 1977)
Устименко («Дело, которому ты служишь» Ю. Германа)
Коновалов («Гостиница «Астория» А. Штейна)
Князь Святослав («Прощание славянки» В. Камянского)
Аристарх («Энергичные люди» В. Шукшина)

Ленинградский театр имени Ленинского комсомола:
Карл Вик - "Процесс" Э. Манн по сценарию фильма "Нюрнбергский процесс" (1985, постановка Г. Егорова, режиссёр В. Ветрогонов)
Волобуев - "Тамада" А. Галина (1985, постановка Г. Егорова, режиссёры И. Стручкова, В. Тыкке)
Артист ТРАМа - "НАМ - 50" Н. Голь и В. Тыкке (1986, постановка Г. Егорова, режиссёры В. Ветрогонов, В. Голиков, И. Стручкова)
призы и награды
Орден Отечественной войны II степени (1985).
Медаль «За отвагу» (1945).

последнее обновление информации: 07.12.19
Поклон, король Лир!..

…Лир умирал, познав коварство мира, полного неблагодарности, изуверства, незащищенности, но и человеческого благородства, чистоты и стойкости духа.

Почему сегодня, когда ушел из жизни выдающийся актер, народный артист России Виктор Семенович Ростовцев, вспоминается именно этот его герой? Вероятно, существовала некая нить, связующая шекспировского героя с нашим талантливым современником, человеком с мятущейся душой, ищущей в этом мире логики и правды. С душой, неуверенной в том, что имеет он право топтать сценические подмостки, осмеливаясь с них что-то проповедовать. И это при фантастической одаренности и обретенном мастерстве! О таких в народе говорят: «Самоед». Каждая роль давалась ему через преодоление сомнений и кропотливые поиски. Каждый выход на сцену был не просто игрой, а, как говорится у поэта, «гибелью всерьез».

Виктор Ростовцев не получил регулярного образования. Его «университетами» была непростая жизнь сибирской глубинки с репрессивными «прелестями» борьбы власти против кулачества, службой в армии, участием в войне с Японией. Театральной школой было служение на подмостках дальневосточных и сибирских театров, на которых мужал и рос его самобытный природный талант. Он явился на сцене Иркутского театра им. Николая Охлопкова уже мастером. Покорил и подчинил искушенного театрального зрителя. Там до сих пор помнят его в «Совести» Павловой, в «Физиках и лириках» Волчека, в «Чти отца своего» Лаврентьева и, конечно, его шекспировского Ричарда III.

Я хорошо его узнала в те дни. Он дружил с моим мужем, лауреатом Госпремии СССР, актером, режиссером, педагогом Василием Лещевым. Дорожил его профессиональным мнением. Их разговоры и споры были до чрезвычайности интересны. И удивительны тем, что раскрывали тончайшие перемены души признанного актера, но человека, находящегося в вечном поиске и сомнении. Ему необходимы были чьи-то рациональные и логические суждения. Споры и разговоры эти продолжались и в Твери, когда судьба соединила друзей снова на одной сцене.

Ростовцев служил в Калининском облдрамтеатре с 1966 года чуть более десятилетия. Здесь он был представлен к званию народного артиста России. Зрителя покорил сразу и навсегда. Через годы его пригласили на одно из театральных торжеств, и было названо его имя, зал встал и устроил овацию. Это была благодарность не только за мастерство, но и за искренность. Под гримом не спрячешь убогости собственной души – она непременно проступит. Виктор Семенович обладал душой прямой и честной, хотя всегда беспокойной. Волею судеб в сезоне 1971/72 гг. он принял пост главного режиссера театра, не вполне представляя, каких не относящихся к искусству качеств это требует. Ростовцев «служебной гибкостью» не обладал. Потому и оставил руководящий пост без сожаления, успев, правда, кое-что сделать. В частности, поставить интересный спектакль «Царь Федор Иоаннович» А. Толстого. Кстати, мог бы сыграть Федора – его роль! Но делать этого не стал – этические соображения возобладали.

Проблема власти и творчества его занимала еще со времен иркутского спектакля «Физики и лирики» по пьесе Я. Волчека, в котором он блестяще сыграл роль руководителя института физика Колчанова. Роль настолько увлекла, что, приехав в Калинин, он сам поставил пьесу и продолжил работу над полюбившейся ролью. Что искал он в ней? В роли крупного ученого, бескорыстно помогающего начинающему молодому таланту? Вероятно, то, чего недоставало в действительности, окружавшей его?

Истинные тверские театралы помнят и Устименко в «Деле, которому ты служишь» Ю. Германа, и Береста в «Платоне Кречете»

А. Корнейчука, и Коновалова в «Гостинице «Астория» А. Штейна, и князя Святослава из пьесы тверского драматурга В. Камянского «Прощание славянки»…

В «Короле Лире» он сначала играл шута, а после – Лира. Ему было подвластно все жанровое многоцветье. К примеру, разве забудешь сыгранного с такой яркой саркастической комедийностью проходимца и делягу Аристарха из «Энергичных людей» В. Шукшина?

И все-таки не только и не столько в удивительном жанровом разнообразии суть творчества Ростовцева, но и во всегдашнем поиске перипетий жизни, в стремлении понять человека и его предназначение на земле. Ярко сказалось это на празднике, посвященном 50-летию артиста. Он играл одного за другим короля Лира, Ленина, Пушкина, Эзопа. Видела это все близко – была одной из ведущих вечера. Перевоплощения казались нереально сказочными.

…Поняв, что при сложившихся обстоятельствах в Твери работать будет все сложнее, он принял предложение одного из видных петербургских режиссеров Геннадия Опоркова, руководителя театра им. Ленинского комсомола. Конечно, не было такого обилия работы, как в провинции. Были интересные роли. Его заметили и зрители, и критика. Но внезапно умер Геннадий Опорков. И возобновились душевные терзания актера: а стоит ли?! День в день, как исполнилось шестьдесят, он объявил, что уходит на пенсию, повергнув всех в изумление, наотрез отказавшись даже доиграть имеющийся репертуар. Для актера, да еще такого ранга, решение невиданное. Случая такого больше не припомню. Но Виктор Семенович Ростовцев никогда ни в чем не был похож на других…

Он сделал на театре так много! Но и не сделал многого. Думаю, не сыграл своего основного автора – Достоевского, столь ему близкого по восприятию жизни, по мучительным поискам истины и добра.

В последний раз мы виделись около четырех месяцев назад. Полдня проговорили, сидя за столом в уютной петербургской квартирке, где хозяйничала супруга Виктора Семеновича милая Фаина. По-прежнему на виду, за стеклом книжного шкафа, стояли только две фотографии хозяина в ролях: каверинский Саня Григорьев из «Двух капитанов» и шекспировский Гамлет, видимо, напоминавшие относительно безмятежную молодость.

Выглядел он неважно. Уехала с тяжелым опасением, которое и оправдалось.

10 сентября его не стало. Но прекрасно, что такой актер был! Его творения оставили след в душах многих. Он был талантливым, красивым, неординарным человеком. Он – подтверждение того, что театр вечен.

Низкий поклон Вам – король Лир, страдающий и сомневающийся!

Вы помогали нам жить.

Наталья ФЛОРОВА

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 3
Moderato   19.09.2019 - 14:56
Приняв в 1977 году приглашение главного режиссера Ленинградского театра имени Ленинского комсомола (ныне театр называется «Балтийский дом») Геннадия Опоркова, Виктор Семенович с семьей переехал в город... читать далее>>
№ 2
тимофей   8.04.2013 - 18:10
Прка его могила до сих пор остается не найденной...хотя похоронен от где-то в Санкт-Петербурге или Ленинградской области читать далее>>
№ 1
А.Б.   28.11.2011 - 21:39
Подскажите, пожалуйста, где похоронен Виктор Семенович. читать далее>>
Кино-театр.ру в Telegram