1894, Одесса – 1957, Ленинград
Певец, актёр.
Родился в семье портного. Обучался у домашних учителей, затем в частной гимназии и в Варшавском музыкальном институте.
С 1911 года принимал участие в этнографической экспедиции по местечкам Подолии и Волыни, где записывал образцы еврейской народной музыки.
Выступал в составе еврейских театральных (преимущественно музыкально-драматических) коллективов.
Авессалом - «Шуламис» А.Гольдфадена,
Бар-Кохба - «Бар-Кохба» А.Гольдфадена,
Бартелло - «Кол Нидрей» И.Латайнера,
Дейф - «Шир ха-Ширим» «Песнь Песней» А.Шора,
доктор Шац - «Лебедик ун Лустиг» И.Л.Баумволя.
последнее обновление информации: 12.01.23
Еврейский певец и актер. Родился в семье портного. Обучался у домашних учителей, затем в частной гимназии и в Варшавском музыкальном институте. С 1911 г. принимал участие в организованной Семёном Ан-ским этнографической экспедиции по местечкам Подолии и Волыни, где записывал образцы еврейской народной музыки. Много выступал в составе еврейских театральных (преимущественно музыкально-драматических) коллективов: в 1910 и 1912 гг. в труппе И.Корика (1876–1947) и А.Вайнштейна, в 1911 г. — в труппе С.Генфера (1874–1913), в 1913 г. и 1915–16 гг. — в коллективе Л.Раппеля, в 1914–15 гг. — А.Фишзона, в 1916–17 гг. — Н.Липовского (1874–1928). После Октябрьского революции некоторое время выступал в русском Театре музыкальной комедии и драмы под руководством И.П.Брандеско (Москва), неоднократно работал с выдающейся еврейской артисткой Кларой Юнг. Сильный голос певца (драматический баритон) позволял ему исполнять оперные арии. По приглашению Киевского оперного театра он неоднократно и с неизменным успехом исполнял партию Демона в одноименной опере Антона Рубинштейна. Эпельбаум играл и в драматических спектаклях, особенно удачной была роль Де Сильвы в «Уриэле Акоста» К.Гуцкова.
Однако наибольшую славу певцу принесло исполнение еврейских песен на эстраде. Репертуар Эпельбаума был необычайно широк и включал песни и баллады, записанные Эпельбаумом в ходе этнографических экспедиций.
В 1927–33 гг. Эпельбаум гастролировал с концертной программой в странах Европы, Америки, Африки; исполнительское мастерство «еврейского Шаляпина» находило широкое признание в различных кругах. По возвращении с гастролей Эпельбаум поселился в Ленинграде (см. Санкт-Петербург), работал в Театре музыкальной комедии, в областной филармонии, в Ленгосэстраде, гастролировал по городам Советского Союза; его деятельность была отмечена званием заслуженного артиста РСФСР.
В 1941–45 гг. Эпельбаум жил в эвакуации в Сибири, работал в Новосибирском концертном объединении; после войны вернулся в Ленинград, выступал с концертами еврейских песни в различных городах Советского Союза. В 1949 г., в ходе разгрома еврейской культуры, был арестован и приговорен к десяти годам лишения свободы. Была осуждена также его жена Розалия Эпельбаум.
Реабилитирован в 1954 г., вернулся в Ленинград. Хотя почетное звание артисту было возвращено, министерство культуры РСФСР не позволило руководству Ленконцерта принять Эпельбаума на постоянную работу, разрешив только выступления на договорной основе. Репертуар еврейской песни, с которым выступал певец, подвергался жесткой цензуре; зачастую ему не разрешали выступать только с «еврейской» программой, предписывая в первом отделении концерта исполнять русские песни. Однако Эпельбаум в условиях хрущевской «оттепели» триумфально объездил с еврейскими песнями многие города Украины, Белоруссии, Прибалтики.
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по
этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в
гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
обсуждение >>