И немножко - супруга Леонида Ильича Брежнева
Зиновий Высоковский - известный артист театра, кино, эстрады. А еще он неподражаемый исполнитель "Люлька", очаровательный пан Зюзя из популярного телевизионного "Кабачка "13 стульев", знаток огромного количества анекдотов... А еще он наделен незаурядным литературным даром - писал для себя и коллег репризы, эстрадные скетчи, сценарии все того же "Кабачка". Недавно Зиновий Высоковский завершил работу над книгой "Жизнь моя - анекдот". Предлагаем главку из нее, посвященную истории "Кабачка "13 стульев"...
"Кабачок "13 стульев" появился на телеэкранах в 1966 году. Я пришел в Театр сатиры в 67-м и тут же получил приглашение занять один из тринадцати стульев.
Это были мой мир и моя стихия. Я написал себе вступительный монолог "Неприспособленный" и сам придумал себе имя - пан Зюзя. Это славное имя появилось из двух источников. Первый - в моем родном сине-зеленом Таганроге в юности я дружил с представителями простого, красивого и доброго маленького народа - ассирийцами. Самое актуальное сейчас слово "деньги", по-ассирийски - "зузи". Ну а второй источник - думаю, вы понимаете, во все времена народу слово "зюзя" говорило о многом...
Что еще вспоминается в связи с моим первым появлением в "Кабачке "13 стульев"? Моя жена, когда была мною недовольна, всегда грустно говорила: "Ничего не поделаешь - из хама пана не сделаешь!" И вот вся семья у телевизора... На экране появляюсь я, вхожу в "Кабачок"... Ведущий объявляет: "Пан Зюзя! Родился талантливым человеком, но в роддоме его подменили". Я кричу: "Смотри, Любаня, видишь, и хам и пан!" В общем, я вошел...
У нас была своя команда, в которой не всякий мог быть. В "Кабачок" приходили прекрасные актеры, но не задерживались, потому что у нас создалась своя, присущая только нам аура.
* * *
Как известно и закреплено в постсоветской философской литературе, есть три вечных русских вопроса: "Кто виноват?", "Что делать?" и "Куда девался "Кабачок "13 стульев"?". Когда "Кабачок" закрыли, телевидение было завалено письмами, горами писем от зрителей со всех концов нашей большой и прекрасной Родины. Я тоже получал и, как это ни странно, до сих пор получаю такие письма...
Вот выдержки из них:
"...Прошло уже много лет, а закрываем глаза - и стоят перед нами в расцвете и блеске пани Моника, пан Директор, пан Гималайский, пан Зюзя... Неужто наше расставание навсегда?"
"..."Кабачок "13 стульев" - любимая передача наших пап и мам... Многие ратуют за ее воскрешение. С одной стороны, я их не понимаю: мне кажется, время "Кабачка" с его завуалированными актуальными и злободневными темами уже давно кануло в Лету. А с другой стороны, как страшный сон вспоминаю Луисов-Альбертов, Хуанов и Педров мексиканского производства, и становится обидно. Как уж тут ни крути и ни верти, а "Кабачок "13 стульев" был первым и самым качественным сериалом на ТВ, и никакие там Педры рядом с паном Директором не валялись..."
* * *
Что я могу сказать? Кто закрыл "Кабачок", неизвестно по сей день. Родина или не знает, или не выдает своих героев.
* * *
"Кабачок "13 стульев" - это была любимая передача всего советского народа, и она, кроме народа, никому не была нужна. Она столько лет продержалась только благодаря своей народности. Передача, в которой высмеивались и строй, и наши советские замашки - только устами польских панов и паночек.
Кстати, по одной из версий, причина закрытия "Кабачка" в свое время была польская. Мол, проблемы с "Солидарностью" и так далее... Это ерунда. Мы звания свои первые получали не от СССР, а от Польши. "Заслуженные деятели для культуры польской". Когда нам их вручали в польском посольстве, министр культуры Польши сказал: "Нас, поляков, часто спрашивают, не обижаемся ли мы, что в СССР каждый месяц идет такая передача, где паны и пани выглядят немножко балдами? Мы говорим: нет, мы не обижаемся, потому что мы понимаем, если по Центральному телевидению в Советском Союзе каждый месяц будет идти такая передача, где товарищ Директор - дурак, то это как-то неудобно, а когда пан Директор - дурак, то это вроде не у вас, но все понятно!"
* * *
"Кабачок "13 стульев" шел с 66-го по 80-й год. На нас давило руководство Театра сатиры. Главный Вершитель и Фарисей театра понимал, что благодаря "Кабачку" мы приобретаем всесоюзную известность и становимся независимыми и самодостаточными, помимо его самодержавной воли и уготованного им заранее для каждого артиста Театра сатиры места.
И руководство ЦТ, с другой стороны, тоже нас не любило, потому что мы не служили на телевидении и ему не подчинялись... Вообще если по правде, нас любили только народ и немножко супруга Леонида Ильича Брежнева...
В этих тисках - между нелюбовью начальства и всенародным обожанием - мы и существовали. Популярность была сверхфантастической...
* * *
Руководитель ЦТ всесильный Лапин давно искал случая, чтобы нас закрыть, и вот как-то под Новый год он объявил, что новогоднего "Кабачка" не будет и вообще "Кабачка" не будет. Но на новогоднем приеме в Кремле Леонид Ильич Брежнев подошел к нему и говорит: "Слушай, Лапин, тут супруга меня спрашивает, когда будет "Кабачок"? - "3 января", - тут же нашелся Лапин. И нас всех доставали с гастролей, с отдыха, с чего хочешь, и 3 января "Кабачок" состоялся.
А в 80-м нам уже и Леонид Ильич не помог, и "Кабачок" прикрыли. Тихо и тайно. Без шума.
* * *
Попытка возрождения "Кабачка" была предпринята в 1993 году. Я написал три сценария (один из них, "Манделла, Хасбулат и зайцы", публикуется в этой книге). Несколько раз на РТР по этим сценариям вышел в эфир "Кабачок". Но почему-то не "13 стульев", а "На Тверской" - такое было категорическое условие. И без нашей знакомой всем вступительной песенки "Вечер пришел к нам, как всегда..."
И вообще нас всех утопили в соке "Вимм-Билль-Данн". При монтаже передачу растерзали: пан Директор только открывает рот, чтобы сказать: "Уволю!", я только открываю рот, чтобы сказать: "Добрейший всем вечерочек!" - как тут же идет рекламная перебивка - она, полуголая, в кровати: "Чего тебе хочется, милый?". Он, томно: "Только сок "Вимм-Билль-Данн". Пытались что-то объяснить мальчику, который давал деньги: чудак, дай хоть сначала козочке походить, пощипать травку, потом будешь доить, но все попусту... И мы отказались, мы ведь тоже не на помойке сделаны, пусть уж лучше нас будут помнить прежними, когда мы были в собственном соку.
Да, конечно, я понимаю, сейчас другое время - нужны продюсеры, менеджеры, а главное, люди с гордой фамилией Спонсор! Но мы - актеры, мы люди старшего поколения, среди нас не нашлось никого, кто хоть что-нибудь понимал бы в этих продюсерствах и спонсорствах. Я, например, до сих пор не понимаю, к сожалению, как это - искать спонсоров. Это что - снять шапку и просить милостыню?
Но зато я хорошо представляю себе, что было бы сегодня, если бы "Кабачок" по-настоящему, по-серьезному возродился. Я вижу пана Директора с орденскими колодками в качестве швейцара, пана Гималайского в шоу-бизнесе, моего пана Зюзю, теперь ставшего автором нескончаемого "мыльного" сериала "Зайцы тоже скачут!", пани Монику, неунывающую и несдающуюся, сыновей пана Спортсмена в рэкете, вижу и пана Политика, и группу панночек из массажного кабинета под названием "Венера", и пана Пенсионера, и пана Мента, если хотите, и пани Терезу в области магии и чудодейства, и пана Студента, и пана Олигарха, и пана Бомжа, и пана из Администрации, и пана, члена чего-то, и пана Офицера, и пана Солдата... Сегодняшний день... Люди улицы.... И у каждого своя личная тема... А на самом деле - общая... Всенародная передача! Такой сегодня нет на наших экранах!
"Труд"
28.02.2008
Актер, сатирик, народный артист России Зиновий Высоковский скончался в ночь на 3 августа в московской Боткинской больнице. Ему было 76 лет.
Актера доставили в клинику в тяжелом состоянии. Его необходимо было срочно подключить к аппарату "искусственная почка". Врачи сделали все возможное, однако так и не смогли спасти Зиновия Моисеевича.
Этого актера очень любили зрители. Фразы, которые он произносил в кино или одном из первых комедийных сериалов в истории советского телевидения "Кабачок "13 стульев", часто расходились на цитаты. Например, вот эти высказывания его "кабачкового" персонажа - писателя-графомана пана Зюзи: "Добрейший всем вечерочек", "Каждый, кто попробует обидеть Зайца, будет иметь дело со мной!", "Чтоб вы у меня все были здоровенькими".
Его лучшими работами в кино стали "Живые и мертвые", "Еще раз про любовь", "Ревизор. А на телевидении и радио Зиновий Моисеевич завоевал славу мастера разговорного жанра. Классикой на эстраде признаны его "телефонные монологи" из вытрезвителя. А в театре - роль ироничного, мудрого аптекаря с одесским говорком из спектакля Театра сатиры "Интервенция".
Зиновий Высоковский родился в Таганроге. Наилучшим образом о биографии друга сказал некогда Анатолий Папанов: "Зиновий Высоковский родился в Таганроге. Для юмориста - это уже большая удача! Но на этом он не остановился и там же, в Таганроге, окончил школу имени Чехова с золотой медалью. Для артиста - это большая редкость, но и на этом не остановился и там же, в Таганроге, окончил с отличием Радиотехнический институт. И для юмориста, и для артиста этого вполне достаточно, но он и на этом не остановился и закончил опять же с отличием, уже в Москве, Театральный институт (Щукинское училище. - Ред.). Для инженера - это больше чем достаточно".
Зиновий Высоковский работал на знаменитых сценах: в Театре миниатюр и Театре сатиры, который покинул в 1987 году после смерти Андрея Миронова.
В последние годы Высоковский вел на радио юмористическую передачу "Говорит Одесса", вышла одноименная аудиокнига с его историями про мировую столицу юмора. Одной из любимых одесских зарисовок актера была сценка в аэропорту:
- Я прилетел в Одессу на Юморину. В аэропорту меня встречала машина. За рулем пожилой одессит. Я спросил у него: "Ну как вы сейчас живете?" Он ответил: "Что вам сказать, товарищ Высоковский? Мы раньше жили хорошо. Сейчас мы живем еще лучше. Но мы не возражаем, чтобы снова было хорошо!"
Однако чуть больше двух лет назал Высоковский все-таки решил вернуться в Театр сатиры. Сыграл в постановке 2007 года "Женщина без границ" - комедии режиссера Александра Ширвиндта по пьесе Юрия Полякова, которая рассказывает о том, как в отношения двоих, мужчины и женщины, неизбежно вторгаются третьи лица. Зиновий Моисеевич сыграл такое "третье лицо", ему досталась роль любовника героини.
Как говорил тогда Высоковский о спектакле, ему хотелось "в этой смешной комедии найти трогательные стороны", по-другому посмотреть на современную жизнь.
"РГ" удалось связаться с писателем и драматургом Юрием Поляковым, который рассказал о последних днях работы Зиновия Высоковского в театре:
- Решение о приходе в спектакль Зиновия Моисеевича принял Ширвиндт. На роль старого друга героини, ее первого мужчины он изначально хотел пригласить именно Высоковского. Постановщику виднее, но когда я увидел пьесу в черновой сборке, то почувствовал, что это очень удачный выбор. Высоковскому удалось совместить комичность фигуры пожилого любовника с трагичностью.
Эта роль - самая репризная в пьесе. Высоковский, конечно, мастер репризы еще со времен "Кабачка "13 стульев", и он подавал роль блестяще. Зал встречал его аплодисментами и с восторгом провожал со сцены. Высоковский внес в текст роли много своего, подошел к ней творчески, в частности, читал стихи Цветаевой, придумал несколько своих фирменных реприз. Поначалу я несколько настороженно отнесся к этому вмешательству, но по реакции зала понял, что эти вещи органически вписались в мой замысел персонажа.
Полтора месяца назад Зиновий Моисеевич позвонил мне. Он сказал, что неважно себя чувствует, тогда в спектакле появился дублер на его роль. Он просил меня посмотреть и сравнить работы. Он сказал мне, что считает эту работу одной из лучших своей театральной карьере. Высоковский очень дорожил этим спектаклем. Зиновий Моисеевич плохо себя чувствовал в последнее время, был привязан к аппарату, очищающему кровь, но смерть его все равно стала для меня большой неожиданностью...
Соболезнования в связи с кончиной Зиновия Высоковского выразил президент РФ Дмитрий Медведев.
Оксана Нараленкова
3.08.2009
обсуждение >>