
Интервью
Иван Китаев: «Каждый человек сталкивался с душевной болью, которая намного сильнее физической»
Режиссер «Бывших», «Открытого брака» и «Опасной близости» — о методах работы с актерами, паутине лжи, в которой застревают герои нового сериала, и свободе делать то, что нравится
обсуждение
Блин, только не Джигарханян! А как же кавказское долголетие? Великий!(
Невосполнимая утрата! Уходят последние из лучших. Светлая память великому артисту и человеку! Царствие небесное!
Ушёл из жизни всеми нами любимый, великий Актёр, Самородок, Человек...
Очень жаль, что он при жизни не услышал столько слов любви, благодарности и признания его огромного таланта, которые именно сегодня звучат на его странице.
Больно, как будто ушёл родной и близкий человек, не хочется верить, слёзы сами собой катятся из глаз...
Прощайте дорогой и неповторимый Армен Борисович! Примет вас любя родная земля. Светлая память Актёру на века!
- Лучший в мире д’Артаньян
Это А. Джигарханян…
Э, скажете, а ты, парень, ничего не перепутал? К примеру, с Гафтовским:
«На свете столько нет армян,
Сколько ролей сыграл Джигарханян».
И вообще при чем тут бесспорный фаворит французской классики, коего блистательно «отдартаньянили» такие корифеи, как, допустим, Жан Маре («Железная маска»)…
Ничего доказывать не буду, ибо нужно просто увидеть, но чтоб увидеть надо найти, а чтобы найти… А вот найти-то как раз не удается! Я про «20 лет спустя» - утерянный телеспектакль 40-летней давности. Там, между прочим, и Портос первостатейный – Роман Филиппов. И виконт де Бражелон – Игорь Старыгин. Он же (7 лет спустя) непревзойденный Арамис. Уж Старыгинскго Арамиса видел каждый... Поэтому поверьте на слово…
Правду говоря, с большим трудом продрался я к далекому д’Артаньяну Джигарханяна. До этого помелькивали в голове некие ностальгические мозаинки, но очень смутно. Пока не напал здесь на страничку об этой дивной постановке. И сразу все срослось, все вспомнилось.
На мой взгляд, Александр Дюма-отец именно таким и представлял своего гасконца на 5-ом десятке: лукавым, мудрым и надежным, а уж потом – бесстрашным, озорным и неотразимым. Плюс чертовская обаятельность. Если все это сложить, получается Джигарханян. Ну, или д’Артаньян…
Лукавинка и обаяние – черты, органичные для Армена Борисовича, можно сказать, определяющие, «фамильные», даже, если это отрицательный персонаж, каковых за плечами артиста – не воз, а армейский обоз. На вскидку: разбойничий атаман Хасан («Али-Баба и 40 разбойников») и штабс-капитаны Овечкин («Новые приключения неуловимых», «Корона…») и Цион («Свеаборг»), «советские паханы» по кличке Горбатый («Место встречи…») и «Король» («По прозвищу Зверь»), американский мафиози Фаричетти («Рафферти») и межконтинентальный киллер Ришар («Тегеран-43»)…
Для меня в трилогии про «неуловимых» его Овечкин – игрок № 1, притом, что вокруг хватало как более «главнорольных» (четверка мстителей), так и не менее на тот момент матерых: Крамаров и Сичкин, Сорокин и Юхтин, Ивашов и Трещалов, С. Филиппов и Р. Быков, Белокуров и Толбузин, Свердлин и Переверзев, Копелян и Стржельчик… Притом, что не слишком красив, не очень фактурен и совсем не высок. Но… – центр притяжения! Даже, когда глух, как запутавшийся Крупанин («Профессия – следователь»).
Подобно старшему мэтру с армянским -ян (Копеляну), Джигарханян умудрился создать свою метрополию национальных характеров и вненациональных типов - Джигарханянию. В ней найдется место и сродным армянам («Здравствуй, это я», «Аревик», «6 июля», «Треугольник», «Человек на своем месте»…). Славяне тоже не обидятся (перечислять не хватит места), как и немцы («Дороги Анны Фирлинг»)… Или англичане («Здравствуйте, я ваша тетя») с испанцами («Дульсинея Тобосская», «Собака на сене»). Плюс янки («Короли и капуста»), итальянцы (неаполетанский в «Николо Паганини» и американский в «Рафферти»), курды (великий султан Саладин в дилогии по В. Скотту: «Рыцарь Кеннет» и «Ричард Львиное сердце»). И даже византийцы, коих давно нет (митрополит - «Ярославна, королева Франции)…
Что добряка, что злодея Джигарханян играет абсолютно естественно, со всеми человеческими слабостями и достоинствами. Актер исключительно точен и достоверен во всем: от тончайших психологических нюансов до сугубо бытовых штрихов и даже физиологических деталей. Скажем, мало, кто перед камерой умеет столь смачно и слюноточиво, либо же, наоборот, так отталкивающе и мерзко питьесть, как это удается Армену Борисовичу. Слюнки текут, когда его армянский дедушка Погосян жарит на типовом московском балконе фирменные кавказские шашлыки («Когда наступает сентябрь»). Но вместе с его же Ришаром, может, стошнить, когда наблюдаешь, с каким зубовным напрягом этот монстр («Тегеран-43») осиливает стопку джина.
Монстр! В применении к Артисту вовсе не обидное слово. Тем более, когда речь об А.Б. Джигарханяне. Так получилось, что он преуспел, прежде всего, как экранный злодей (даже в кинокомедиях «крестный отец»: то Козюльский, то Филипп в «Ширли-мырли» и «Возвращении «Броненосца»»). Яркая, сочная, на грани инферно, «игра в Зло» затмила вполне приличных «подданных Джигарханянии». Среди них хватает честных инспекторов полиции («Тайны мадам Вонг», «Физики»), чекистов и комиссаров («За час до рассвета», «Чрезвычайный комиссар», «Операция «Трест»», «Рассказ о простой вещи»), советских солдат и офицеров («Журавушка», «Белый взрыв», «На киевском направлении»). И… целые микрорайоны просто мирных советских людей, тружеников и мечтателей («Старые стены», «Осень», «Премия»). Ну, и россыпь «классической породы»: Варовка («Жизнь Клима Самгина», Шамраев («Чайка»), Лежнев («Рудин»)…
Менее колоритному, многослойному, в общем, пресному и односложному актеру одного такого «позитива» достало бы, чтоб честно и заслуженно заделаться «народным». По званию, не по сути…
Впрочем, Армен Джигарханян многие годы уже не только Народный для армян, русских, украинцев, евреев… всего Советского Союза. Он, надлежит заметить, давным-давно уже Международный. Одним - Джигарханян, другим - д’Артаньян.
Джигарханян всегда остается Джигарханяном. Но не будем лукавить, для многих он все-таки остается Там – в Великом Советском Кино. Нет, Мастер и сегодня снимается: много и активно (про «охотно» не нам судить). Но, если честно, не так заметен. И не столько на светских тусовках (шут бы с ними), сколько на экране: ролей заметных нет. Что тоже понятно: в мелкой водичке сомы не водятся. А вот задохнуться запросто могут. Ежели их не спасет былая слава и неугасимая любовь миллионов поклонников.
Пускай же Армен Борисович живет столько, сколько и принято на Кавказе, радуя народы своей беспредельной интернациональной и межконтинентальной империи самим фактом своего неподражаемого «джигарханизма»!
Подробнее на Кино-Театр.РУ //www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/ros/1262/forum/f28/", или
Пост № 66 от 17.05.2010 - 02:13
Ну вот ушел и еще один из великих артистов. Сначала армянских, а потом широчайшего всесоюзного уровня. Настолько был яркий и талантливый человек, что трудно назвать неудачи. Но цветок этот был сложный, цвёл только тогда, когда либо режиссер был очень хороший, либо сценарий ему нравился, либо в роль было приятно душой вжиться. Вот и получались на выходе шедевры широчайшего диапазона. Причем, раскрылся этот цветок только во второй половине. Где-то с "вашей тёти". Играл рекордно много, как Куравлев. Вот и двое и было, которые в каждом фильме отметились. Но у Джигарханяна был особый колорит, армянские специи, придававшие этому гениальному блюду особую изысканность и аромат. Бог с ними, с заезженными ролями из золотого фонда. Но вы посмотрите другие работы "Агенты КГБ тоже влюбляются" с великолепным Газаровым в паре! Вы посмотрите гениальный эпизод в картине Шахназарова "Сны", которую КГБ положили на полку за нелояльность и горькую иронию и даже пародию на 90-е. Это же не фильм, а летопись начала 90-х! Учебники читать не надо, просто надо посмотреть эти фильмы. Еще картина с еще меньшим участием Джигарханяна, но глубочайшим юмором сыгранная - "Город Зеро". Директор завода. Ну кого еще можно было туда поставить? В принципе, кого угодно! Но кто так смог бы сыграть с минимумом текста и речи? Там же почти немые сцены, которые ни с чем не сравнить. Уникальный был человек, величайшего ума и таланта. Вот бы телевидение показало все эти фильмы! Насладиться еще раз да хоть тем же "Ширли-мырли". Глупость редкая и кинохулиганство в духе Меньшова. Но и здесь роль сыграна и прожита так, что затмила великую Мордюкову, даже Чурикова с перебором, и Ефремов не в кассу. А Джигарханян, как всегда, в кассу! Жаль теперь только кинопамять...
Недавно персмотрела "Молодые". Армен Борисович играет там прораба. Какой его Петр надежный и верный друг. Настоящий мужчина!
А штабс-капитан Овечкин - что ты! Шедевр!
Светлая память. Искренние соболезнования близким.
Но мы Его не забудем!
До встречи Там,любимый Армен Борисович!
Вау!... Только вчера поздно вечером смотрела старый фильм Снайпер, где мафиози играет Армен Борисович, и подумала: что-то давно ничего о нём нет в малаховских говорильнях! как он там?... А, оказывается, он был уже на пути в рай...
....
Любимейший артист! Отлично играл, жил ролями, столько фильмов... еще можно смотреть и смотреть..., наслаждаться игрой, голосом! Спасибо Вам Армен Борисович, что вы выбрали профессию артиста. ...
Последний фильм который я посмотрела это "Полет начинается с земли" (1980), а вспомнились роли в "Невеста с севера", "Здравствуй, я ваша тетя", "Следствие ведут знатоки", "Старые стены", "Ольга Сергеевна", "Журавушка" ..... и еще много, много ролей и фильмов!
Буду помнить Вас дорогой Армен Борисович! Светлая память, прощальные аплодисменты! ...
...Оглянулась - а ведь Армен Борисович был всегда, с детства...
Его было много, и он был неповторим. Манкий, харизматичный и безумно любивший эту жизнь. В своих ролях - глубокий, прикольщик, нежный, резкий, вдумчивый, страстный, мудрый - он мог быть любым, и в каждом своём проявлении, даже в молчании, он цеплял. Это был талант.
Жене и сыну - глубокие соболезнования.