Первоисточником этого фильма стала небольшая скромная книжка в мягкой обложке — сборник стихов, которые были бы весьма непримечательны, если бы не были столь необыкновенны — потому что написаны они безымянными поэтами в «дантовом аду» фашистских концлагерей. До каждого сердца дойдет сильный эмоциональный заряд фильма, снятого Б. Рычковым о безымянных и известных сегодня лагерных поэтах.
«Я вернусь к тебе, Россия,
Чтоб услышать шум твоих лесов,
Чтоб увидеть реки голубые,
Чтоб идти тропой моих отцов...»
Автор этих строк не вернулся. Более того — мы даже не знаем его имени. Но живы два человека, которые в других фашистских застенках написали такие же строки—похожие до удивления:
«Я вернусь к тебе, моя Россия,
Только ты уймешь мою печаль,
Ведь давно не пил твоей росы я,
Ароматом леса не дышал...»
Как передать это страстное, «всем смертям назло» стремление к Родине?
Красный лебедь бьет крыльями по черной воде, стараясь оторваться от нее, вырваться из мрака. Взмах крыла — остановка, еще взмах — и опять остановка — словно тяжесть цепей сковала птицу и мешает, не дает взлететь. Так решена в фильме тема побега — решена не только как умозрительный символ, но и как сильный эмоциональный образ. В картине соседствуют компоненты, казалось бы, несовместимые — лирические пейзажи России, улицы маленького городка Речицы, спокойный тихий Днепр. А рядом — лаконичные, предельно выразительные рисунки бывшего узника концлагерей Александра Смольянинова, и рефреном — этот красный лебедь, который мог бы выглядеть дико в любом другом фильме, но здесь потрясает. Есть в этом эмоционально-поэтическом повествовании и рассказы очевидцев — оставшихся в живых лагерных поэтов Василия Егоровича Юдина и Григория Ивановича Люшнина. Какой, казалось бы, разный, несовместимый материал! Фильм одновременно цветной и черно-белый. Цвет присутствует только там, где он эмоционально необходим, где он должен передать полноту красок пейзажа, аромат березовой рощи, холодную голубизну снега, крик раненой птицы. Надо отдать должное оператору В. Цитрону. Фильм снят просто и вместе с тем с ощущением внутреннего драматизма. Музыка, написанная Б. Шнапером, достойна того потрясения, с которым у каждого связано понятие «фашистский концлагерь».
Д. Микоша
обсуждение >>