Перемены в лекарственной медицине связаны с появлением «лекарственных» болезней, вызванных неумеренным употреблением химических лекарственных препаратов (без которых — в разумных пределах — сегодняшняя медицина так же немыслима, как немыслима, к примеру, современная хирургия без наркоза). Кроме того, выяснилось, что возбудители болезней быстро приспосабливаются к лекарствам, так что специалистам приходится создавать все новые и новые лекарственные формы. В результате, как сказал один из участников фильма, «все это начинает походить на лекарственную эпидемию». Фильм, созданный совместно советскими и болгарскими кинематографистами, построен как обмен мнениями и научными прогнозами ученых Советского Союза и Болгарии. Народная медицина, попавшая в своеобразный эпицентр научных и общественных интересов, в фильме «Войдите в этот храм» заняла центральное место. Более того, в этой научно-популярной ленте она стала внутренней, лирической темой. Потому что Народная медицина — это цветы и травы, милые сердцу ландыши, одуванчики и ромашки, это весенние цветущие лужайки, буйное разнотравье летнего луга. Народная медицина — это и «полотняные светлые старушки и иконописные дедушки» (воспользуемся выражением одного из участников фильма И. М. Носаля), бережно сохранившие для народа рецепты многовековой растительной клиники. Наконец, народная медицина — это таинственная, врачующая сила трав, издавна волновавшая и вдохновлявшая искусство. Постепенно в картине складывается дополнительный, очень драматичный сюжет, кульминацией которого становится появление на экране «Красной книги растений». Щемящее чувство тревоги возникает, когда начинают одно за другим уплывать в темноту исчезающие в природе растения: ландыш, земляника, горицвет, шалфей, толокнянка, вероника лекарственная, любка двулистая...
Картина заставляет задуматься о судьбе необходимого человеку мира растений. И в фильме поднимается один из главных вопросов современности, называемый теперь «проблемой века» — об ответственности человека перед всем живым, окружающим его миром.
Л. Постоногова
обсуждение >>