На AppleTV+ состоялась премьера сатирического шоу «Студия», которое придумали Сет Роген и Эван Голдберг — авторы комедийных хитов «SuperПерцы», «Ананасовый экспресс», «Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски», «Полный расколбас» и «Интервью». В новом сериале, где Роген играет владельца загибающейся студии, соавторы безжалостно проходятся по Голливуду и кинопроизводству (при этом радуя обилием камео!), а мы решили вспомнить материал о фильмах, снятых в XXI веке, где тоже показано, как создается кино. Причем глазами представителей разных профессий!
Режиссер: «В паутине» (2023)
▶ Смотреть онлайн
1970 год. Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, режиссер Ким Ёль (
Сон Кан Хо) понимает, что фильм, который он только что снял, требует косметических изменений. Всего-то нужно два дня пересъемок, чтобы превратить заурядное кино в шедевр, тем более ключевые образы явились постановщику во сне (может ли кинематографист не доверять ночным видениям?). Задачка, разумеется, со звездочкой: начальница студии считает, что лучшее — враг хорошего, цензурный комитет подозревает крамолу, актеры разбежались по другим проектам. Вдобавок коллеги насмехаются, считая Кима бракоделом, который украл сценарий дебютного фильма у покойного наставника. И всё же процесс запускается: подпольно и в заколоченном павильоне — чтобы никто из артистов не сбежал. В новом проекте
Ким Джи Уна, блиставшего в нулевые («
Историю двух сестер», «
Горечь и сладость», «
Хороший, плохой, долбанутый», «
Я видел Дьявола»), наконец можно разглядеть его былую форму. «В паутине» — полижанровая эксцентрика о послевоенной корейской индустрии, где сталкиваются производственные трудности, личные амбиции и политическая конъюнктура. Пока идейная продюсерка напаивает чиновников, а актеры мечутся между методом и мезальянсом, Ким Ёль компилирует шедевры 1960-1970-хх: тени «
Служанки», «
Мадам О» и «
Женщины-насекомого» блуждают по съемочной площадке, где творится черт знает что. Тем временем не самое стройное высказывание Ким Джи Уна — о кино как сумрачном зеркале, где отражаются скрытые помыслы зрителей и создателей, — устроено как веселый (и зачастую находчивый) сборник анекдотов с аттракционами, где нуар встречает процедурал, а франкофония — арахнофобию. В общем, всё связано: и времена, и нравы, и прошлое, и настоящее.
Альтернатива: «
Другая сторона ветра» — утраченный фильм
Орсона Уэллса, который восстановили пять лет назад.
Читать
Умник, ворчун, весельчак, скромник, соня, чихун, простачок: за что мы любим звезду «Паразитов» Сон Кан Хо
Сценарист: «Манк» (2020)
1940 год. 24-летний вундеркинд Орсон Уэллс (
Том Бёрк) получает карт-бланш от студии на съемки полнометражного дебюта: он и режиссер, и продюсер, и сценарист, и главная звезда, и никаких правок с их стороны. Уэллс обращается за помощью к Герману Манкевичу (
Гэри Олдман) — в тот самый момент, когда президент гильдии острословов лежит в больнице, куда попал после нелепейшей автокатастрофы. В таком состоянии Манк мучительно что-то сочиняет, параллельно вспоминая последние десять лет в Голливуде, вокруг него и во дворце Уильяма Рэндольфа Херста (
Чарльз Дэнс), с которого во многом и будет списан будущий герой — Чарльз Фостер Кейн. Предпоследний (уже вышел «
Убийца»!) фильм
Дэвида Финчера основан на сценарии покойного отца режиссера и, кажется, не столько зарисовка о Голливуде и феномене «
Гражданина Кейна», сколько ода словесному кружеву, в котором вырисовываются и прототипы, и пародии на них, и фантазии, и упущенные возможности, и подслушанные разговоры, и удачно подвернувшиеся колкости, и шутки, пришедшие опосля. Для «Манка» важнее показать, сколько факторов — от Великой депрессии до огурчика — влияет на создание истории.
Альтернатива: «
Черный медведь»
Лоренса Майкла Левина — остроумный диптих с
Обри Плазой о соприкосновении вымысла и реальности, посвященный переводу личного опыта в плоскость сценария и рифмующий манипуляции на съемках и в отношениях.
Читать
Подробный обзор «Манка»
Актеры: «Мадлен Мадлен» (2018)
Страдающая загадочным психологическим недугом Мадлен (
Хелена Ховард) проходит стандартный водоворот взросления. Параллельно она посещает театральный кружок под руководством беременной постановщицы Евангелины (
Молли Паркер), где слишком глубоко погружается в предлагаемые обстоятельства. Компактная инди-драма
Жозефин Декер тоже предлагает максимально погрузиться в переживания Мадлен: блики, расфокусы, завораживающий аудио- и визуальные ритмы — что-то среднее между сеансом гипноза, психотерапии, древнего ритуала и актом художественного сопереживания. В эдаком кавере на «
Персону»
Ингмара Бергмана можно углядеть и игру, и метафору, и кассаветиевский полароид жизни, и опасную прогулку по лабиринту манипуляций, которым подвержены девушки-и-актрисы. Конфликты «Мадлен Мадлен» складываются в архетипические дуэты: мать-дочь, наставница-ученица, реальность-вымысел, кошка-черепаха. Энергичное упражнение на эмпатию и умение отличить идею предмета от него самого.
Альтернатива: «
Корпорация "Святые моторы"» — magnum opus
Леоса Каракса о том, как кино позволяет прожить сотни жизней и — через соло
Дени Лавана — смириться с хотя бы одной.
Читать
«Звездное дитя» — аниме о неврозах современных знаменитостей
Оператор: «Нет» (2022)
Упавшая с неба монета убивает отца О Джея (
Дэниел Калуя из «
Прочь») и Эмеральды (
Кеке Палмер). Фамильное ранчо, когда-то востребованное в кинопроизводстве, отходит им — вместе с загадкой подозрительного облака, которое, кажется, опасный НЛО. Чтобы убедиться в этом доподлинно — и заработать денег на сенсации — брат с сестрой покупают камеры видеонаблюдения, а потом и вовсе обращаются к маститому оператору с художественной фамилией Холст (
Майкл Уинкотт), который еще снимает на пленку. Третий фильм
Джордана Пила — режиссера «Прочь» и «
Мы» — настоящий праздник на ранчо тех, кто любит высокую плотность цитат, замаскированные связи и конспирологические фанатские теории. Вместе с тем — экскурс по истории оптики и взгляда в кино, построенный вокруг присказки Ницше про бездну.
Альтернатива: «
Человек с камерой» — автобиографическое попурри, снятое в разное время и в разных странах
Керстен Джонсон («
Риск» и «
Правда Сноудена»), фильм-эссе о том, как видят мир операторы.
Читать
Подробный обзор «Нет» Джордана Пила
Монтаж: «Киноманка Помпо» (2021)
Помпо — девушка из продюсерской династии, чья хватка позволяет удерживать фамильную студию на плаву в городе-грезе Нялливуде. Она предпочитает вкладываться в фильмы категории Б, чей хронометраж не должен превышать 90 минут, но однажды пишет драматический сценарий «Маэстро» — проект, рискованный от первой до последней буквы. Режиссер — робкий ассистент-киноман Джин Фини, в главных ролях — гениальный артист Мартин Браддок, который уже десять лет не снимается, и дебютантка Натали Вудворт, семь дней в неделю занятая на дорожных работах. Производственная комедия «Киноманка Помпо» основана на одноименной манге, для молодой студии
Clap это второй большой проект. С одной стороны, это концентрированная греза с соответствующей фабрики, где вчерашние школьники преодолевают трудности и вдохновляют друг друга, с другой — добродушный ликбез об особенностях и философии кинопроизводства. Упрощенный и не такой подробный, как анимационный мастер-класс в «
Руки прочь от кинокружка!», зато популярно объясняющий магию монтажа: в кино и повседневности, где тоже приходится отсекать всё лишнее, проживая лишь один из возможных дублей. Режиссер и автор сценария
Такаюки Хирао снял по эпизоду культовых сериалов «
Агента Паранойи» и «
Тетради смерти», был раскадровщиком нескольких эпизодов «
Атаки титанов», а также экранизировал жуткую мангу «
Рыбы»
Дзюндзи Ито. Как и главные герои, он, очевидно, хотел подбодрить зрителей по всему миру — и пандемия стала для «Киноманки Помпо» лучшим мигом.
Альтернатива: «
Зеленый туман»
Гая Мэддина — гомерическая нарезка из разных фильмов, где персонажи только кряхтят, покашливают и причмокивают.
Читать
«Руки прочь от кинокружка!» — ода творчеству и рутине
Звукорежиссер: «Студия звукозаписи "Берберян"» (2012)
1970-е, британский звуковик Гилдерой (
Тоби Джонс) приезжает в Италию, чтобы записать саунд-дизайн для джалло про ведьм. Застенчивый мужчина, живущий, кажется, с мамой, к таким откровенным изображениям не привык, а потому довольно быстро отправляется в путешествие по уголкам подсознания и потаенных страхов. Находчивый и атмосферный фильм
Питера Стриклэнда — фаната техники и материи, телесности и искаженных звуков, а также сюжетов о том, как кто-то выпадает из реальности, соприкоснувшись с чем-то столь же заурядным, сколько и манящим: будь то
красное платье, или
редкие бабочки.
Альтернатива: «
Бескрайняя ночь» — камерный сай-фай
Эндрю Паттерсон о радиоведущем, поймавшем сигнал НЛО.
Слушать
Подкаст о «Бескрайней ночи»
Каскадеры: «Однажды в… Голливуде» (2019)
▶ Смотреть онлайн
1969 год. В городе ангелов намечаются большие перемены. Звезда популярного в 1950-е ковбойского сериала Рик Далтон (
Леонардо ДиКаприо) вот-вот выйдет в тираж, а то и хуже — начнет сниматься в итальянских спагетти-вестернах. Несмотря на тугие времена, звезде все еще хватает денег, чтобы жить в роскошном доме на голливудских холмах и содержать друга-каскадера Клиффа Бута (
Брэд Питт), у которого трудности с работой, а потому он возит Далтона по пробам, наводит дома порядок и еще по мелочи. Двум сбитым летчикам предстоит сыграть важную роль в жизни новых соседей — Романа Полански (
Рафаль Заверуха) и Шэрон Тейт (
Марго Робби), на которых уже положил зловещий глаз Чарльз Мэнсон (
Дэймон Херримэн) с его сектантами из «Семьи». Девятый фильм
Квентина Тарантино населен не просто копиями реальных людей или собирательными образами, но в каком-то смысле их каскадерами-двойниками, то есть «Однажды в… Голливуде» — еще один дубль для истории, которая не знает сослагательного наклонения. Так Тарантино
снова демонстрирует, что кинематограф способен победить всё и вся.
Альтернатива: «
Драйв»
Николаса Виндинга Рёфна — брутальный неон-нуар с
Райаном Гослингом, который днем рискует собой на съемках, а ночью — в криминальном мире, где, конечно, никакого дублера нет.
Смотреть онлайн.
«Студия». Тизер на английском языке
обсуждение >>