Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

И свет во тьме светит: к юбилею Федерико Феллини

Мнение >>

20 января исполнилось 105 лет со дня рождения великого Федерико Феллини, человека, который жил ради кино. Итальянский кинематограф всегда был полон выдающихся личностей, признанных во всем мире и представляющих неисчерпаемый источник гордости самих итальянцев. Но имя Феллини — вообще первое, что приходит на ум, если начать перебирать в голове имена режиссеров. Вспоминаем яркий поэтичный текст, написанный Екатериной Барабаш ровно 10 лет назад.

И свет во тьме светит: к юбилею Федерико Феллини

Представьте, что вам сказали: а напиши-ка нам про Вселенную. Про что??? Ну про Вселенную – все, что думаешь про нее, напиши. И что делать? Как написать про Вселенную? С чего начать? Написать про Феллини на одной странице – это как? Ну хорошо, не про Вселенную – про одну-единственную планету. «Напиши нам про планету». Феллини – планета. Отдельная планета Вселенной. На этой планете есть неизмеримые океанские глубины и сухие пустыни, вольные ветры и стоячий зной, ангелы и демоны.

Но главное – там всегда день. На планете Феллини не бывает ночи – у него просто нет времени для темноты. На этой планете всегда солнце. Оно ласковое, не обжигающее – как улыбка Кабирии. Фильмы Феллини – как эта улыбка в знаменитой финальной сцене «Ночей Кабирии», когда рыдающая героиня постепенно утирает слезы, ее улыбка встречным становится все шире, и вот уже она улыбается миру, а мир улыбается ей.

И свет во тьме светит: к юбилею Федерико Феллини

Картины Феллини тоже обнимают мир своей улыбкой – ведь в его фильмах есть все, кроме злости и ненависти. Есть сатира, есть досада, есть насмешка, но злобы нет. Мы смотрим на мир глазами Гвидо и Марчелло из «8 1/2» и «Сладкой жизни», и этот мир нам скучен, он, кажется, давно уже сожрал себя сам, мы недоумеваем – почему, кроме нас, этого никто не видит? Но вдруг Гвидо или Марчелло улыбнется краешком рта, мелькнет из-под печальных глаз усмешка – и возвращается улыбка Кабирии.

Как и полагается планете, Феллини был рожден в результате Большого взрыва. Этим взрывом стала неожиданная встреча Роберто Росселлини с юным Федерико – буквально на улице, где юноша продавал свои карикатуры. Так сходятся звезды, наверное, раз в миллион лет – и в космосе рождается что-то новое. Результатом встречи никому не известного Феллини и уже маститого Росселлини стал совместный сценарий к новому фильму, который потом получил название «Рим, открытый город» и провозгласил новую эру в кино – эру неореализма.

И свет во тьме светит: к юбилею Федерико Феллини

Попробуйте представить себе, чем был бы нынешний кинематограф, не зайди в 1945-ом Росселлини случайно в лавку, где будущий автор «Амаркорда» торговал своими шаржами. Нет, конечно, прорыв кино в реальность случился бы рано или поздно – особенно если учесть тот факт, что у Росселлини совсем не было денег, «Cinecitta» разрушена, все равно пришлось бы снимать на улице да в основном с непрофессионалами. Но как знать – через что бы пришлось пройти новому кино, в каком виде и когда добрело бы оно до нас и получили бы мы новую планету – Феллини. Как не зайди Станиславский и Немировичем-Данченко пообедать в «Славянский базар» — крутилась бы сейчас во Вселенной планета «русский театр»?

Да, на планете Феллини есть и зло – оно есть и в «Дороге», и в «Амаркорде», и в «Казанове», - но нигде нет зла абсолютного, как не бывает его в природе. А природа для него, природа человека – это свет. Он видел и чувствовал зло, но никогда не разливал его по экрану, полагая, что тьма – внутри каждого. И, будучи неисправимым романтиком, Феллини знал, что достаточно направить на тьму свет – и тьмы не станет. Он направлял свет всюду – эта могла быть улыбка Кабирии, или музыка в «Репетиции оркестра», или просто жизнь как она есть в «Сладкой жизни».

И свет во тьме светит: к юбилею Федерико Феллини

Мало кто знает, но у Феллини было хобби – он рисовал эротические рисунки. Как всякий итальянец, он был поклонником крупных женских форм и в изобилии покрывал листочки бумаги огромными женскими грудями, громадными попами, не чурался откровенно сексуальных сценок. Говорят, Джульетта Мазина, его вечная спутница и муза, немного ревновала (сама-то всю жизнь прожила с комплекцией подростка), но хохотала, разглядывая эти бумажки. Мазина пережила мужа на пять месяцев. Какой смысл жить без света? Но просила похоронить ее с фотографией Федерико в руках. Кусочек света она унесла с собой. Ей хватит. А у нас осталась вся планета.

Екатерина Барабаш
20.01.2015

обсуждение >>

№ 7
Vladislav [XzedX] (Москва)   30.01.2025 - 19:19
... Присоединяюсь, материал отличный, емкий и крайне интересный для легкого прочтения и поверхностного ознакомления с творчеством Федерико Феллини, точка отсчета так сказать, чтобы после прочтения данной... читать далее>>
№ 6
Матвей Брикун   24.01.2025 - 20:22
Иногда рождаются талантливые люди. Для съемок шедевров не надо выворачиваьтся наизнанку. Феллини родился как раз таким профи. читать далее>>
№ 5
Yanina Sokolova   21.01.2025 - 18:50
Как охарактеризовать встречу Росселлини и Феллини - повезло молодому таланту, попал в нужное время и в в нужное место. читать далее>>
№ 4
Киноман1985   21.01.2025 - 16:20
Замечательный материал. Небольшой и очень интересный. Последний абзац стал открытием, не знал о любви к рисованию. читать далее>>
№ 3
ЛинаМисс   20.01.2025 - 21:45
Я так поняла любовь до гроба это про Федерико и Мазину. Очень трогательная история любви, никогда не слышала, чтобы кого то похоронили с фотографией мужа. читать далее>>
Ссылки по теме
Мастера ужасов: 13 режиссеров, изменивших облик хоррора
Лидеры и аутсайдеры кинопроката Франции (среди французских фильмов): 1945-2023. Часть III
«Я ошеломлён»: Пол Шредер заявил, что chatGPT пишет хорошие оригинальные сценарии
Лидеры и аутсайдеры кинопроката Франции (среди французских фильмов): 1945-2023. Часть II
Эротическое кинопутешествие с «Эммануэль»: 10 фильмов о страсти и сексе
Лидеры и аутсайдеры кинопроката Франции (среди французских фильмов): 1945-2023. Часть I
Черно-белый синьор, которого любила жизнь и преследовали мифы: к 100-летию Марчелло Мастроянни
Вечер с Соловьевым: трилогии под настроение – от «Ассы» до «Анны Карениной»
Ушла из жизни итальянская актриса и муза Феллини Сандра Мило
Исполнилось 100 лет со дня рождения Джульетты Мазины
Выставка к 100-летию со дня рождения Федерико Феллини откроется в Музее кино
Исполнилось 100 лет со дня рождения Федерико Феллини
Стихи от Высоцкого, объятия с Аленом Делоном: Наталья Белохвостикова поделилась воспоминаниями о коллегах
Женщина-шофёр, женщина-сварщик и другие: Профессий много, но...
Из грязи в князи: 12 фильмов на сюжет «Золушки»
Тьерри Фремо: «Люмьеры были не только изобретателями кино, но еще и настоящими режиссерами»
Параджанову посвящается...
«Кино между прошлым и будущим» - в Санкт-Петербурге
«1675 километров – это расстояние от Турина до Палермо»
Музей кино приглашает

Афиша кино >>

Россия, 2024
триллер
Великобритания, США, 2024
триллер, фильм ужасов
Австралия, Великобритания, США, 2024
фильм ужасов
Индонезия, 2024
комедия, нуар (черный фильм), фэнтези
Франция, 2024
драма, музыкальный фильм, фэнтези
Италия, Франция, 2024
триллер, фильм ужасов
Индонезия, 2024
биография, драма, мелодрама
Бельгия, Франция, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен