В этом году исполняется 30 лет
«Ночному сторожу» - дебютному кинофильму датского режиссера
Оле Борнедаля, где первую большую роль сыграл
Николай Костер-Вальдау. Ранее молодой постановщик снял для телевидения две картины хронометражем меньше часа, а будущая звезда «
Игры престолов» в одном подобном проекте засветилась. Ансамбль у триллера про датский морг вообще загляденье: и
Ким Бодния, и
Софи Гробель, и
Лотте Андерсен, и
Ульрих Томсен. Да и Борнедаль отнесся к фильму с большим трепетом, решив
переснять его, когда поехал покорять Америку через какие-то три года. Круглую дату он также не стал пропускать: 17 мая на хоррор-стриминге Shudder выходит нежданное продолжение — «
Ночной сторож: Демоны передаются по наследству», где с городской легендой о маньяке столкнется дочь главного героя Эмма (
Фанни Борнедаль). Мы решили вспомнить с чего начинался путь талантливых датчан (и нашу почившую рубрику «
Как, ты не смотрел это кино?!»).
24-летний студент Мартин (
Николай Костер-Вальдау) решает, что работать ночным сторожем в морге - неплохой способ подзаработать. На этом посту он сменяет пожилого маэстро ночных бдений (
Гюрд Лёфквист), у которого две профессиональные проблемы: плохо пахнет изо рта и какая-то странная фиксация на радиоприемниках. Пенсионер рассказывает Мартину то ли быль, то ли легенду: мол, несколько лет назад один ночной сторож решил, что мертвая любовница - лучшая любовница, и превратил морг в «гарем». Когда в городе объявляется маньяк, специализирующийся на молодых женщинах, памятуя о той истории, все начинают подозревать нового сторожа - Мартина. Впрочем, подозрительно в этом фильме выглядят абсолютно все — даже местный инспектор (
Ульф Пилгаард).
Смотреть онлайн
«Шкатулка проклятий» Оле Борнедаля
Дебют Борнедаля посвящен не столько эволюции беззаботной юношеской придури во взрослую умеренность, сколько интересу человека к ситуациям на грани (и даже за ней). Два великовозрастных баламута - Мартин и Йенс (не менее замечательный датчанин
Ким Бодния) - проверяют друг друга на прочность, заключив двухнедельное пари: они по очереди будут исполнять самые дикие задания, а кто проиграет - женится на нынешней пассии.
Этот спор «на свободу», как определяет его Йенс, показателен в координатах фильма: Борнедаль демонстрирует, что персонажей сковывает бесконечное число условностей. Правила поведения в институте, католические догмы, строгий и не всегда справедливый закон, маячащие впереди узы брака с постулатами семейной жизни и, разумеется, конечность жизни, самым очевидным образом ограничивающая человека. Пари в каком-то смысле позволяет друзьям на время вырваться из этой цепи предписаний: Йенс оскорбляет задиристого парня из клуба (эпизодическое появление
Ульриха Томсена) и не вкушает причастие в церкви, а Мартин встречается с малолетней секс-работницей.
Читать
7 интересных датских режиссеров
Сценарий Борнедаля не лишен иронии: например, он вкладывает в уста героев рассуждения о том, что плохие фильмы испортили такую чудесную фразу, как «
Я люблю тебя», а история с пари - отличный сюжет для кино. Одновременно датчанин оставляет интересный комментарий к происходящему в виде знаменитой фотографии
Александра Гарднера —
портрет Льюиса Пейна, приговоренного к смертной казни (1865 год), которая висит в комнатушке ночного сторожа. Французский философ
Ролан Барт описал снимок фразой «
Он уже мертв и ему предстоит умереть». Подобный дуализм, который обнаруживает чуть ли не единственный вариант полной свободы, для человека по понятным причинам невероятен.
Бессмысленность собственного бунта в финале осознают и закадычные друзья. «
Все наши поступки предсказуемы. Мы похожи на своих родителей. Ты напоминаешь мне отца», - говорит Йенс Мартину. «
А ты похож на мою маму», - парирует тот. Впрочем, всё должно было быть наоборот: это Йенс больше напоминает грубую фигуру отца - анимус, а Мартин - аниму; мужское и женское начало в человеке соответственно.
Смотреть онлайн
Еще 10 фильмов и сериалов с Костер-Вальдау
Все эти размышления о свободе и преемственности органично вписаны в яркую жанровую оболочку. В «Ночном стороже» некоторые правила и табу нарушаются с юношеским задором, Йенс и Мартин, ведомые лозунгом «
Если выживешь - станешь сильнее», отрываются на полную катушку, а параллельно развивается сюжетная линия с маньяком. Здесь Борнедаль демонстрирует умение нагнетать саспенс и играть с цветами, чередуя насыщенные пятна красного, желтого, зеленого и синего. Примечательно, что во втором фильме - англоязычном дебюте и авторемейке под названием «
Ночное дежурство» с
Ивэном МакГегором и
Джошем Бролином - датчанин вывел на первый план красный цвет (его содержат все самые запоминающиеся сцены).
Уже первый фильм Борнедаля — серьезная заявка, что режиссер будет специализироваться на разного рода фильмах ужасов с социальным подтекстом. Правда, в его фильмографии «Ночной сторож», кажется, так и остается лучшей работой в жанре.
«Ночной сторож». Трейлер с английскими субтитрами
обсуждение >>