Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

«Ежииик!.. Ааааааааааоооууу…»: Российская анимация в розыске будущего

1 января
2024 год
1
5
6
8
11
12
16
17
19
21
22
23
24
26
27
28
30
 
 
 
2
3
4
5
6
7
8
9
12
13
15
16
17
18
19
21
23
24
25
26
27
29
 
 
 
 
3
5
6
8
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
26
28
29
30
4
5
6
7
8
9
10
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
25
26
28
29
 
 
1
3
5
6
7
8
9
11
13
17
20
22
23
24
26
27
28
30
 
 
 
 
 
3
4
5
8
10
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
27
28
3
5
6
7
9
10
11
12
13
16
17
18
19
20
22
24
25
28
29
 
 
 
1
3
4
6
7
8
9
10
11
13
14
15
17
19
21
23
24
26
27
30
31
 
 
 
 
 
 
3
4
5
6
8
9
10
11
12
13
16
17
19
20
22
23
25
26
27
28
29
 
3
4
5
6
7
9
11
12
13
15
16
17
18
19
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
3
4
6
8
9
10
11
13
15
19
20
21
24
26
27
29
30
 
 
 
 
 
 
3
4
6
9
10
16
17
18
19
20
21
22
25
26
29
30
31
Все рубрики

Мнение >>

Классика отличается от сиюминутных творений тем, что не устаревает и с течением времени лишь прибавляет в лоске интерпретаций. Вот и советский анимационный шедевр «Ёжик в тумане» в очередной раз, кажется, рассказывает не о «приключениях» игольчатого героя, а всей российской анимации, переживающей последствия шквалистого контекста.

«Ежииик!.. Ааааааааааоооууу…»: Российская анимация в розыске будущего

Кажется, что уходящий год стал обычным продолжением предыдущего. Российские студии отрезаны от многих зарубежных рынков – и копродукции, и дистрибуции контента. Многие аниматоры, покинувшие Россию, продолжают находиться за её пределами. При этом суматоха с узелками смыслов и старого опыта, присущая взрывному 2022 году, сменилась как будто апатией и принятием неизбежного. Сгустки то ли дыма, то ли тумана скрывают будущее всей индустрии, но игроки пытаются нащупать его очертания. И активнее всего в прояснении этого образа себя проявляет государство.

Аниматоры привыкли получать государственную финансовую поддержку на свои фильмы. Профильные институции – Минкультуры и Фонд кино – в отношении анимации много лет не проявляли какой-то особенной позиции и стремились поддержать большинство сильных проектов. Наверное, самым громким сбоем старого порядка был отказ в поддержке фильма Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса». Картина, тем не менее, была создана и стала официальным номинантом на премию «Оскар» в категории короткометражной анимации.

Решения в вопросах госфинансирования оказались в этом году более категоричными и в чём-то нарушающими баланс интересов, устоявшийся в индустрии. Сначала Фонд кино решил не поддерживать проект «уникального авторского» полнометражного фильма «Кот Савелий». Режиссёр Антон Дьяков уже неоднократно не получает господдержки: его «Боксбалет», попавший в число номинантов «Оскара», был трижды не поддержан Минкультом, а проект полнометражного фильма «Экспедитор», подававшийся в прошлом году, не получил одобрения у Фонда кино. Эту череду отказов можно трактовать как обычное совпадение, или объяснить ошибками Сергея Сельянова, выступавшего продюсером фильмов Дьякова. В последнюю очередь хочется думать, что это — банальная «чёрная метка» для талантливого российского анимационного режиссёра.

«Ежииик!.. Ааааааааааоооууу…»: Российская анимация в розыске будущего
фото: эскиз к фильму Антона Дьякова "Кот Савелий"

Такая же «развилка» интерпретаций – совпадение, ошибки или чья-то месть – возникает и в случае анализа итогов доселе аполитичного конкурса анимационных проектов, прошедшего в Министерстве культуры. После радикальной ротации профильного совета, символом которой стало введение православного батюшки в число экспертов, оценивающих сценарии новых анимационных фильмов, последствия не заставили себя ждать. Школа-студия ШАР, в последние годы занимающая прочные лидирующие позиции в российской авторской анимации, вдруг оказалась отрезана от новых госгрантов: из 21 проекта, поданного ШАРом, было поддержано лишь два. За бортом оказались многие режиссёры молодого и среднего поколения, уже ставшие лауреатами национальных и международных киносмотров. Как будто этим решением Минкультуры выталкивает потенциально опасных творцов в иные юрисдикции. А ведь этот процесс уже де-факто происходит со многими мастерами российской анимации.

К примеру, главным международным успехом российской анимации в 2023 году стал Гран-при Загребского анимационного фестиваля за фильм Вари Яковлевой «Ванлав» - одну из ярчайших авторских работ последнего времени. Картина была создана на ШАРе, что, как видим, никоим образом не сказалось на позициях студии в чиновных коридорах. А Варя Яковлева тем временем планирует снимать свой новый фильм отнюдь не в России.

Уход под иные, более свободолюбивые флаги происходит не только у вольнодумных режиссёров и прагматичных продюсеров (привет армянским, молдавским, сербским и другим побратимам российских компаний – всех не счесть!), но и даже у завершённых фильмов, в российской принадлежности которых ранее не было сомнений. От российской анимации откалываются творческие айсберги и дрейфуют в лучшем случае в нейтральные воды мировой визуальной культуры.

«Ежииик!.. Ааааааааааоооууу…»: Российская анимация в розыске будущего
фото: кадр из фильма "Ванлав"

Политизации образа анимационного сообщества способствует и активная гражданская позиция части российских аниматоров, особенно тех, кто эмигрировал из России. У этого процесса в 2023 году появился значимый символ: два аниматора – Павел Мунтян, создавший мистера Фримена, и Олег Куваев, придумавший Масяню, — оба внесены Министерством юстиции РФ в реестр иностранных агентов и в конце декабря объявлены в федеральный розыск.

Те продюсеры и студии, в благонадёжности которых у государства пока нет сомнений, в свою очередь продолжают розыск новых точек роста для индустрии. И если безбрежные перспективы рынков Китая, Индии или Латинской Америкой одновременно пахнут безденежьем, то российская зрительская аудитория начала превращаться в настоящую золотоносную жилу. Феноменальный успех игрового «Чебурашки» раскрыл, похоже, портал между доселе независимыми мирами. Из пространства анимации в мир игрового кино хлынул поток героев: нас уже ждут новые истории с героями «Бременских музыкантов», «Летучего корабля», «Домовёнка Кузи», «Простоквашино», «Тайны третьей планеты», и ведь это только начало.

Несмотря на туман неизвестности, анимационная индустрия, как та сказочная лягушка в крынке с молоком, трепыхается и всеми силами пытается нащупать твёрдую поверхность под ногами. Завершение официальных подписок на многие профессиональные программы, используемые в создании мультфильмов, компенсируется началом отечественных разработок в этой области. Потенциальный дефицит рабочих рук и рост затрат на создание анимации подталкивают исследовать возможности искусственного интеллекта и игровых движков, а также развивать профильное образование. Вузы и киношколы становятся цитаделями стабильности, позволяя планировать развитие индустрии.

«Ежииик!.. Ааааааааааоооууу…»: Российская анимация в розыске будущего
фото: кадр из фильма "Летучий корабль"

В момент, казалось бы, усиления автаркии российского анимационного мира происходят и совершенно удивительные метаморфозы. К привычным анимационным фестивалям, продолжающим пытаться показывать кино из разных стран мира, добавились новые региональные киносмотры в Хабаровске и Воронеже – и это в момент охлаждения отношения многих зарубежных создателей анимации к возможности показа их фильмов в России. В любом случае, продолжается тенденция прошлого года: фестивальные программы становятся более детско-семейными, драматургически спокойными, сотканными преимущественно из фильмов так называемых «дружественных» стран.

Тенденция усиления стриминговых платформ, ярко выраженная в мировом масштабе, проявляется и в России. Прошедший год принёс несколько ярких проектов, поддержанных стримингами, среди которых выделяются «Антология русского хоррора: Красный состав» и «Объяснялкины». Последние показали возможность транзита отечественного проекта из Youtube на стриминговый лейбл.

Важность стримингов замечена не только зрителями и индустрией, но и государством. Обилие штрафов на «нетрадиционный» контент ещё пока не связан с анимационными проектами, но, боюсь, всё впереди. Причём, опасаться стоит не только производителям и героям новых авторских проектов, но даже вполне конвенциональным старым персонажам. Волк из «Ну, погоди!», переодевшийся Снегурочкой, может оказаться опасным возбудителем агрессии и провокатором социальной розни. Хаотичная правоприменительная практика в какой-то момент может оказаться губительной и для анимации. Но, будем продолжать смотреть мультфильмы и надеяться на лучшее. «Я в реке, пускай река сама несёт меня», - решил Ëжик, как мог глубоко вздохнул, и его понесло вниз по течению…

«Ежииик!.. Ааааааааааоооууу…»: Российская анимация в розыске будущего
фото: кадр из фильма "Ёжик в тумане"

Павел Шведов

обсуждение >>

№ 4
Yanina Sokolova   15.01.2024 - 04:04
Не самый любимый мультик, однако могу посмотреть, если наткнусь. Шедевром так же не назову. Средненький. читать далее>>
№ 3
Angelika77   11.01.2024 - 15:49
Один из лучших мультиков. Сколько лет смотрю и совершенно не надоедает. Поначалу не особо любила, позже стала смотреть с другой стороны. читать далее>>
№ 2
Виталий Пекарев   4.01.2024 - 02:58
"Ёжик в тумане" реально гениальный мультик. По сей день в нём вижу ту самую Линчевскую загадочность. Так на первый взгляд и не скажешь, что это мульт для детей читать далее>>
№ 1
минорга   1.01.2024 - 13:43
Затронута тема "смелости" режиссера, продюсера. Может просто зрителю надоела такая "смелость", когда смотреть нечего кроме натянутого сарказма киноделов в сторону происходящего. Может... читать далее>>
Ссылки по теме
Сказочное дно: 15 лучших фильмов 2023 года
Без даты: 33 фестивальных хита, не добравшихся до России
Миядзаки и все-все-все в поисках рая: самое любимое аниме 2023 года
Глас народа: Самые популярные и рейтинговые сериалы 2023 года
Загадки, заговоры и немного надежды: 10 лучших иностранных сериалов 2023-го
Лучшие российские сериалы 2023 года. Выбор критиков
«Вызов» обошел «Чебурашку», но «Слово пацана» не победить: самые популярные фильмы и сериалы среди пользователей сайта Кино-Театр.Ру
Лучшими актерами года молодежь назвала Александра Петрова и Павла Прилучного
Док небесный: неигровое кино в 2022 году
Наши демоны и деревянные игрушки: 15 лучших фильмов 2022 года
Глас народа: 30 лучших сериалов 2022 года по версии зрителей
Российская анимация на краю штормового каньона: итоги 2022 года
Критики назвали Марка Эйдельштейна сериальным открытием 2022 года
Одиночество бензопилы на длинной дистанции: самое любимое аниме 2022 года
Лучшие российские сериалы 2022 года. Выбор критиков
Критики назвали лучшие российские сериалы 2022 года
«Сохранить как...» — 2021: поразительные и необычные фильмы, которые вы наверняка пропустили
Думаю, как все бинджвотчить: 10 лучших иностранных сериалов 2021 года
Я с вами решительно согласен: 20 лучших фильмов 2021 года
Рейтинг королей: самое любимое — аниме в 2021 году
Поиск по меткам

Афиша кино >>

комедия, криминальный фильм
Россия, 2024
драма, музыкальный фильм, трагикомедия
Великобритания, США, Франция, 2013
триллер, фильм ужасов
США, 2025
драма, триллер
Великобритания, США, 2025
комедия, фильм ужасов
США, 2025
драма, спортивный фильм
Южная Корея, 2023
детский фильм, приключения, семейное кино, фэнтези
Норвегия, 2025
комедия
Италия, 2024
все фильмы в прокате >>
Алексей Серебряков и Лев Зулькарнаев воплотят образ основателя Новосибирского Академгородка Михаила Лаврентьева
Новости кино
Алексей Серебряков и Лев Зулькарнаев воплотят образ основателя Новосибирского Академгородка Михаила Лаврентьева
Режиссер Иван Вдовин снимает в Москве документально-игровой фильм «Самая умная улица в мире», основанный на истории легендарного советского ученого
6 комментариев
Кино-театр.ру в Telegram