Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Бог и мое право: киномифы о Елизавете II

9 сентября
2022 год
 
 
 
 
 
1
5
6
7
9
13
16
18
19
20
21
23
25
26
 
4
5
6
7
8
9
15
16
17
18
19
22
23
25
27
29
 
1
3
4
5
6
9
11
12
13
14
15
16
17
18
21
22
23
24
30
 
 
 
 
1
5
11
14
15
17
18
19
20
23
24
25
26
27
 
 
 
 
 
 
3
5
6
7
8
9
10
11
14
15
16
17
18
20
21
22
24
26
27
28
29
 
 
3
4
5
6
7
8
9
11
12
13
14
15
16
17
19
20
21
24
30
 
 
 
 
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
13
14
15
16
17
18
19
20
22
23
27
28
29
2
4
5
6
7
8
9
13
14
18
20
21
22
23
24
25
27
29
 
 
 
3
4
5
6
7
9
10
11
13
15
16
18
19
21
24
25
26
28
29
30
 
 
 
 
 
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
 
1
3
4
6
7
8
9
10
11
12
13
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
27
29
 
 
 
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Все рубрики

Мнение >>

8 сентября 2022 года рухнул Лондонский мост — умерла королева Великобритании Елизавета II. Она была самой долгоправящей главой государства в мире, приняла трон при величайшем британце в истории (по версии BBC) Уинстоне Черчилле. Покинула этот мир в непростое время, успев встретиться с пятнадцатым за свое правление премьер-министром. Все прекрасно знали: королева царствует, но не правит. Она была отстранена от политики, сохраняя себя только в качестве гаранта существования национальной идентичности. Церемониал и титул, фарфоровые чашечки и собаки породы корги — это большой национальный миф, поп-культурная единица нашей эпохи. Вспоминаем, как кинематограф конструировал образ Елизаветы II, сакрализировал его, а потом сам же и развенчивал.

Бог и мое право: киномифы о Елизавете II

Владычица сказочной страны: «Королева коронована» (1953)

Династии Виндзоров, бывшим Саксен-Кобург-Готам (имя династии сменили на волне антигерманских настроений Первой Мировой), пришлось править в самую трудную для монархии эпоху. XX век — это не только войны и распад империи. Это время галопирующего развития технологий, с каждым годом все сильнее отдаляющих Великобританию от викторианского чопорного образа — того самого, который монарх и представляет. Георг VI стал первым королем, коронацию которого транслировали по радио — связанные с этим трудности подсветила драма Тома Хупера «Король говорит!». Его дочь Элизабет восходила на трон уже под взором камер. В 1953 году, впервые в истории, коронация в Вестминстерском аббатстве транслировалось на весь мир по телевидению — ее посмотрели около 27 миллионов домохозяйств. В то же время в кинотеатрах вышел документальный фильм «Королева коронована» (A Queen is Crowned).

Ни больше ни меньше — исторический кинодокумент, продемонстрировавший блеск английской традиции. Все самое модное было применено ради фиксации ритуала. Цветное изображение по технологии Technicolor: прямо как в Голливуде. Патриотические комментарии к ленте написал драматург Кристофер Фрай (позднее он поработает над сценарием к экранизации Библии за авторством режиссера Джона Хьюстона). Монолог произнес легендарный британский актер, барон и рыцарь Лоуренс Оливье. Лента станет первым в истории лауреатом «Золотого глобуса» в категории «Лучший документальный фильм» (номинацию, впрочем, упразднят уже в 1976 году).

Королева коронована

Пожалуй, никогда более пленка не запечатлит эту архаику: парад колониальных армий, золоченую королевскую карету и бравурные марши. Уже в год релиза «Королева коронована» представлялась исторической реконструкцией, чем-то наравне съемки коронации Николая II, сделанной оператором Камиллом Серфом в 1896 году. Но в пятидесятых, когда Европа все еще не оправилась от последствий войны, картина несла явный успокоительный эффект. Общество было очаровано этим прекрасным атавизмом — почти сказочным царством-государством и его молодой правительницей. Хотя бы что-то в этом изменчивом мире оставалось стабильным и преисполненным достоинства.



Принцесса под горой: «Лондонские каникулы» (2013)

Корона и дворец — уже не политическая реальность, а всего лишь атрибут красивой сказки. А в каждой сказке должна быть как минимум одна прекрасная принцесса. Таковой Елизавета и предстает в комедии «Лондонские каникулы» (A Royal Night Out). Отечественная локализация названия, как ни странно, передает суть фильма Джулиана Джаррольда полнее оригинала. Это маленькая, ни к чему не обязывающая легенда о двух венценосных сестрах, оказавшихся без присмотра в большом праздничном городе.

Лондонские каникулы

Сценаристы Кевин Худ и Тревор Де Силва взяли за основу своей истории реальное событие — выход принцесс Элизабет и Маргарет «в люди» в ночь с 8 на 9 мая 1945 года. В жизни все было, конечно, намного скучнее: дети короля действительно были на праздновании окончания войны, но вряд ли имели удовольствие познать все прелести ночного Лондона. Их киноверсиям повезло сильнее. Будущая королева (Сара Гадон) и ее сестра-оторва (Бел Паули) за ночь успевают потеряться, найтись, пронестись вихрем по улицам, пабам и вертепам, и в конце концов вернуться за ворота Букингемского дворца, немного повзрослев. У Элизабет появится представление о своем народе, а главное — она переживет мимолетную, как вспышка, влюбленность. Зритель, конечно, знает, что невинный роман с летчиком британских ВВС останется тайной рода Виндзоров. Еще одной и в кои-то веки человечной: не только скелеты спрятаны в королевском шкафу.

Смотреть онлайн Фильм «Лондонские каникулы»

Обремененная титулом: «Королева» (2006)

Десятилетиями образ Елизаветы II, равно как и ее достопочтенного семейства, оставался в большой кинематографии практически неприкосновенным. Критика и тем более насмешка над монархом была уделом отвязных шутников («Голый пистолет» Дэвида Цукера). Институт самоцензуры рухнет в 1997 году — вместе со смертью принцессы Дианы. Мировые таблоиды перезапустят интерес к Виндзорам, превратив их жизнь в реалити-шоу: с тех пор не проходит и года без очередного скандального кейса. Идея королевы, векового стержня общества, будет уничтожена в тоннеле близ парижского моста Альма. С тех пор Елизавета II, ее мятежные дети и внуки — постоянный объект деконструкции, поиска человеческих слабостей у божьих помазанников.

Королева

В 2006 году Стивен Фрирз поставит драму «Королева», главную роль в ней исполнит Хелен Миррен. Многозначительный теглайн — «Ее подготовили традиции. Ее определят перемены» — резонирует с главными запросами британского общества. Елизавете предстоит пройти через два больших испытания: принятие лейбористского премьер-министра Тони Блэра (Майкл Шин) и семейную катастрофу, вызванную гибелью бывшей жены сына. Действие происходит в годину, когда кризис веры в монархию уже дал свои плоды: Виндзоры отказываются от преференций, личных самолетов, платят налоги — делают все, чтобы умиротворить недовольство подданных. Гибель народно любимой принцессы Дианы грозит расколом в обществе и новыми трудностями. Уже немолодой королеве предстоит пойти на сделку с собой и удержать ситуацию в русле привычного порядка вещей.

Дуализм судьбы монарха — приходится жить у всех на виду, нет права ни на ошибку, ни на свой собственный голос. Миррен, вот уж демонстрация подлинно британского (с примесью русской крови) таланта, играет одновременно двух людей: формально вежливую королеву и уставшую женщину, которой приходится нести на себе слишком много. Резиденция — все-таки золотая клетка, и можно только восхититься тому, как Елизавета II с честью преодолевает семейную бурю.

Смотреть онлайн Сериал «Королева»

Королева-деспот: «Спенсер» (2021)

У медали всегда две стороны: если «Королева» смотрела на мир с точки зрения Виндзоров (семейства трудного, но все же достойного), то «Спенсер» Пабло Ларраина явно относится к королеве критически. Она и в кадре-то почти не появляется — сгорбленной старухой бродит по комнатам Сандрингемского дворца. Физическое присутствие Елизаветы II для саспенса и не требуется: достаточно ее духа, витающего призраком в каждой сцене. Королева ревностно охраняет свой древний мир, руководя поведением слуг и родни.

Спенсер

Старушка (Стелла Гонет) сидит у телевизора в окружении домочадцев и любимых собак, смотрит сама себя по телевизору. Встает — и вслед за ней почтенно поднимаются дети. Даже свободолюбивая Диана робеет перед королевой-глыбой. «Единственный портрет, имеющий значение — тот, что на банкноте в десять фунтов», — изрекает женщина и удаляется. Конечно, она не виновата в том, что брак Дианы и принца Чарльза трещит по швам. Но она никогда не допустит, чтобы опрометчивость ее сына нанесла ущерб короне. Если ради стабильности дома потребуется превратить жизнь невестки в ад — зашить шторы в ее покоях, стращать обычаями — это будет сделано, королева не остановит безумие. В финальной сцене освобождения Дианы из династического плена монарх занимает позицию холодного наблюдателя. Но что-то подсказывает, что на этом битва не окончена. Ларраин не говорит прямо, но тревожная интонация явно намекает: грядет что-то страшное, и королева об этом осведомлена.

Читать Надо взвеситься - это весело: рецензия на фильм «Спенсер»

Больше никаких легенд: «Корона» (2016 - …)

Большие биографическое сериалы — это все-таки про подведение итогов и людей, которые стали историей. К 2016 году, когда на Netflix стартовал первый сезон «Короны», Елизавета II уже была прижизненным памятником. Не только себе, но и тому веку, который пронесся перед глазами британцев и навсегда все изменил. Пришло время развенчивать старые мифы, открывать настежь окна пыльных дворцов. Виндзорам больше не удастся ничего скрыть — в век информации династия лишилась сакральной позолоты и теперь стала (в сериале и в жизни) костюмным телешоу: очень дорогим, красивым и безжалостным.

Корона

Теперь можно говорить о том, как брак королевы и герцога Эдинбургского Филиппа планомерно и с чувством разбивался о быт. Как сестрица Маргарет годами погружалась в пучину саморазрушения, а дети отбивались от рук. Можно смаковать душный характер Елизаветы II, не видевшей ничего дальше протоколов. И как страна при ней прошла через несколько кризисов, а политики все чаще стали сомневаться в необходимости британской монархии. Проходят годы: Клер Фой сменяет Оливия Колман, на место Колман приходит Имелда Стонтон — как на подбор, лучшие британские актрисы современности. Все они играют одного и очень несчастного человека, чьи промахи и недостатки рассматриваются буквально под лупой. В этом плане «Корона» недалеко уходит от тех самых таблоидов, смакующих очередной демарш принца Гарри или новую подробность смерти принцессы Дианы. В ноябре этого года новый сезон сериала как раз охватит события 1997 года. И это, скорее всего, будет довольно жестоко.

Читать «Корона» и еще шесть самых популярных сериалов Netflix
Лилибет, британская королева века, застала тот момент, когда ее корона перестала вселять почтенное благоговение — теперь царствование не божий промысел, а продукт масс-маркета. Недорогой сувенирчик, привезенный из Лондона. За семьдесят лет правления никто так и не узнал, чем на самом деле жила эта женщина. Были официальная хроника, мифы, скандалы и грязное белье. Но вряд ли за всем этим шумом мы заметили обремененного странной властью человека. Того, кто принадлежал британской нации, а себе, выходит, не принадлежал. Незавидна судьба героя, чью голову сдавил венец.

Максим Гревцев

обсуждение >>

№ 3
Lusia Happy   15.09.2022 - 19:36
Очень здорово, что королева стала настоящим идолом эпохи. Она как будто прожила целый век и достаточно много видела. Здорово! Светлая ей память читать далее>>
№ 2
Yegor 55   14.09.2022 - 23:44
Не сильно понятен смысл такого правления. Живёт семья за счёт налогов, но никакого смысла в этом нет, кроме как символа читать далее>>
№ 1
Киноман1985   12.09.2022 - 12:35
Клер Фой в сериале Корона была слишком красива для того что бы играть реальную королеву, на мой взгляд. Хотя общего много и при гриме выглядело очень правдоподобно. читать далее>>
Ссылки по теме
«Одиннадцать молчаливых мужчин»: Лондон ис зе кэпитал оф грейт футбал
«Спенсер»: Надо взвеситься — это весело
Принца Уильяма и Кейт Миддлтон в шестом сезоне «Короны» сыграют дебютанты
Эндрю Скотт, Клэр Фой и Пол Мескал сыграют «Незнакомцев»
Среди ублюдков шел артист: Дэнни Бойл – о золотом веке Sex Pistols
Маколей Калкин и Даниэль Брюль подхватят «Грипп богатых»
Чисто английский напиток: 7 самых важных чаепитий в кино
«Оскар» за лучший фильм получила «CODA: ребенок глухих родителей»
Некоторые — уже, другие — ещё: 30 фильмов Оскара-2022, которые можно посмотреть онлайн
Зендая поработает с Лукой Гуаданьино
Тобиас Мензис устроит охоту на Джона Уилкса Бута
Культура отмены, зомби-апокалипсис и дети пандемии: Тренды и страхи 2021 года
Ванесса Кирби станет Жозефиной Хоакина Феникса
Митрополит Иларион рассказал о любимых проектах на Netflix
«Дюна», «Вестсайдская история» и «Игра в кальмара» претендуют на «Золотой глобус»
В стиле: Любовь Толкалина, Анна Невская и Владимир Яглыч
Сильные и независимые: Кристен Стюарт, Дакота Джонсон и Руни Мара
«Корона». 4 сезон: Ход королевы против Тэтчер и Дианы
Нет преград: 15 знаменитых женщин, ставших героинями фильмов
Хью Грант и Бен Уишоу сыграют любовников
Лучшие фильмы о тюрьме
Лучшие фильмы о тюрьме
От «Побега из Шоушенка» до «Зеленой мили»: подборка о жестокости и надежде на выживание в замкнутом мире тюремной системы

Афиша кино >>

комедия, семейное кино
Россия, 2025
триллер, фильм ужасов
Новая Зеландия, 2024
фильм ужасов
Индонезия, 2024
драма, исторический фильм
Италия, Франция, 2024
комедия
Россия, 2025
комедия, фильм ужасов, фэнтези
Венгрия, США, 2025
комедия
Россия, 2024
Россия, 2024
все фильмы в прокате >>
Илья Учитель: «Папа мне никогда никакие мудрости конкретными фразами не доносил»
Интервью
Илья Учитель: «Папа мне никогда никакие мудрости конкретными фразами не доносил»
Режиссер фильма «Батя 2. Дед» – о работе на «домашней студии», богатой мимике Евгения Цыганова даже в пластическом гриме и любви, которая идет из детства и не зависит от поколений
2 комментария
Кино-театр.ру в Telegram