Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Акулы бизнеса: 5 фильмов про гениев, злодеев и их стартапы

19 марта
2022 год
 
 
 
 
 
1
5
6
7
9
13
16
18
19
20
21
23
25
26
 
4
5
6
7
8
9
15
16
17
18
19
22
23
25
27
29
 
1
3
4
5
6
9
11
12
13
14
15
16
17
18
19
21
22
23
24
30
 
 
 
 
1
5
11
14
15
17
18
19
20
23
24
25
26
27
 
 
 
 
 
 
3
5
6
7
8
9
10
11
14
15
16
17
18
20
21
22
24
26
27
28
29
 
 
3
4
5
6
7
8
9
11
12
13
14
15
16
17
19
20
21
24
30
 
 
 
 
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
13
14
15
16
17
18
19
20
22
23
27
28
29
2
4
5
6
7
8
9
13
14
18
20
21
22
23
24
25
27
29
 
 
 
3
4
5
6
7
10
11
13
15
16
18
19
21
24
25
26
28
29
30
 
 
 
 
 
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
 
1
3
4
6
7
8
9
10
11
12
13
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
27
29
 
 
 
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Все рубрики

Мнение >>

На Apple TV+ 18 марта состоялась премьера одного из самых ожидаемых сериалов платформы – «Не сработало», основанного на реальной истории создателей сети коворкингов WeWork с Джаредом Лето и Энн Хэтэуэй в главных ролях. Параллельно с этим другие онлайн-сервисы показывают весьма схожие по тематике проекты – «На взводе: Битва за Uber» (в России вышел в «Амедиатеке») с Джозефом Гордоном-Левиттом и «Выбывшая» (Hulu) с Амандой Сайфред. Все три новинки объединяет попытка их авторов художественно осмыслить истории создания самых громких стартапов последних двух десятилетий, а также личности тех, кто стоял за их созданием. Рассказываем про этих и еще нескольких ставших героями фильмов великих визионеров и не менее грандиозных разрушителей, мошенников и жертв собственных амбиций, гениев и злодеев.

Акулы бизнеса: 5 фильмов про гениев, злодеев и их стартапы
фото: "Не сработало"/Apple TV+

«Не сработало»

Выросший в Израиле, в коммуне-кибуце, Адам Ньюман (Джаред Лето) переехал в США за пресловутой американской мечтой. Роящиеся в его голове бизнес-идеи, впрочем, проваливаются одна за другой – мотаясь по Нью-Йорку с коммивояжерским чемоданчиком, набитым странным хламом, вроде детских ползунков с наколенниками, он все больше чувствует собственное одиночество и в целом разобщенность жителей мегаполиса. В голове крепнет идея создания чего-то наподобие знакомого ему кибуца – сперва коммунального жилья, а потом и построенного по тому же принципу рабочего пространства. Вместе с партнером-архитектором Мигелем МакКелви (Кайл Марвин) – его Ньюман «зацепил» своими речами на одной из встреч с потенциальными инвесторами – и подругой, а впоследствии женой и верной соратницей Ребеккой (Энн Хэтэуэй), которую также завоевал не благодаря, а вопреки, он создает империю WeWork. Со временем она превращается в многомиллиардную корпорацию – и вместе с тем все больше начинает походить на семью-секту с харизматичным лидером-безумцем во главе, одинаково способным поднять бизнес на более высокий уровень и потопить его в одно мгновение.

Акулы бизнеса: 5 фильмов про гениев, злодеев и их стартапы
фото: "Не сработало"/Apple TV+

8-серийный трагикомический байопик Apple, с громким попсовым саундтреком и вайбом вечного летнего лагеря (вечеринкой в таком стиле WeWork однажды отмечал свои успехи), также держится на своих персонажах, точнее на играющих их Лето и Хэтэуэй. Есть, конечно, и остальные, порой не менее выдающиеся действующие лица, но эти двое уникальны. Само их существование во многом объясняет феномен выстрелившего прямиком в стратосферу стартапа, Адам – то ли болтун, то ли оратор от бога, способный наэлектризовывать пространство и заряжать (или заражать?) вменяемых людей своими не всегда адекватными идеями, заставлять их верить в невероятное. Факт в том, что в итоге все получается – почти, так как созидание и саморазрушение идут в этой истории рука об руку. Совсем как Адам и Ребекка – недаром же слоган сериала «любовная история на 47 миллиардов долларов». Параллельно с биографией компании показана хронология развития отношений – запутанных, сложных, временами мистических, наполненных медитативными практиками, конфирмациями и философским хождением без обуви. Это и про становление – как мужское, так и женское, и отвечающего за все абсурдные гэги Джокера-Лето будто заземляет предельно трагическая линия героини Хэтэуэй, отчаянно пытающейся стать из порицаемой обществом вечной музы еще одним волшебником и первопроходцем. Если бы этих двоих не существовало на самом деле, то их все равно было бы необходимо выдумать.

«Не сработало»



«Выбывшая»

Начатый чуть выше разговор о пути женщины в мире большого бизнеса как нельзя лучше продолжает сериал «Выбывшая», созданный сценаристкой Элизабет Меривезер. Еще одна реальная, разворачивающаяся на наших глазах история большого успеха и столь же грандиозного провала. В начале 2000-х 19-летняя Элизабет Холмс (Аманда Сайфред) – отличница-перфекционистка из хорошей разорившейся семьи, студентка Стэнфорда и фанатка Стива Джобса с паническим страхом шприцев и уколов – берется за разработку компактного аппарата, который должен будет анализировать состояние здоровья человека по одной капле крови, взятой из его пальца. Так появляется еще одна бизнес-секта, секретная, таинственная, сулящая научно-технологический переворот, завораживающая фигурой своей создательницы-вундеркинда корпорация Theranos – оказавшаяся в итоге грандиозной аферой. Судебные разбирательства идут и по сей день.

Акулы бизнеса: 5 фильмов про гениев, злодеев и их стартапы
фото: "Выбывшая"/Hulu

«Выбывшая» препарирует биографию Холмс, во многом неотделимую от истории ее компании, в попытках разобраться, в какой момент благие намерения стали дорожкой в самый настоящий ад. Получается психологический триллер, по ходу которого можно наблюдать за внутренней и внешней трансформацией героини в антигероиню. Само собой, не на пустом месте – все те же амбиции, движущая сила любого стартапа, детские комплексы и травмы, борьба с патриархальным укладом общества и оборотная сторона феминизма приводят к торжеству цинизма над здравым смыслом. Нельзя проиграть, нельзя отступить (особенно женщине) – приходится врать. Даже если на кону оказываются жизни людей, причем вполне конкретных – особо стоит отметить линию героя Стивена Фрая, сыгравшего химика, одного из тех ученых, инженеров, опытных специалистов, напрасно поверивших в Холмс. То, что в итоге случается с ним, становится в сериале определенной точкой невозврата – любые сомнения в том, что Элизабет не злодейка, а жертва, отпадают раз и навсегда.

«Выбывшая». Трейлер на английском языке



«FYRE: Величайшая вечеринка, которая не состоялась»

Документальный хит Netflix, как и «Выбывшая», совмещает в себе историю грандиозного стартапа и столь же масштабного мошенничества. Фильм не просто снят по реальным событиями, он фиксирует факты, поверить в которые еще труднее, чем в существование такого человека, как Адам Ньюман в исполнении Джареда Лето. В 2017 году молодой бизнесмен Билли Макфарланд (забавный факт – когда-то с ним делила жилплощадь аферистка Анна Делви, героиня еще одного недавнего сериала Netflix) задумал организовать грандиозный музыкальный вип-фестиваль на Багамах. Благодаря мощной пиар-кампании в соцсетях с привлечением проплаченных звезд и инфлюэнсеров, афише, сулившей выступления популярнейших артистов, обещаниям люксового размещения и ресторанного питания, недешевые билеты на мероприятие разлетелись, как горячие пирожки. На деле же прибывших на FYRE посетителей – некоторые, в том числе и артисты, впрочем, почуяли неладное заранее и отказались от посещения – ждали размытые дождем палатки, мокрые матрасы и бутерброды с колбасой. И, конечно, никакого возврата денег, а уж тем более компенсации.

Акулы бизнеса: 5 фильмов про гениев, злодеев и их стартапы
фото: "FYRE: Величайшая вечеринка, которая не состоялась"/Netflix

Феерическое кино, которое тянет на фантастику, – невозможно поверить в реальность происходящего, одновременно и трагического, и ужасающего, и смешного. Билли Макфарланд, конечно, – прирожденный аферист, в то же время, очевидно, и искренне жаждущий (по крайней мере на первых порах) создать грандиозный проект, оставить след в истории, запустить небывалый развлекательный стартап. Документальное кино, в отличие от художественного, дает больший простор для собственных размышлений зрителя, в то же время – рождает куда больше сомнений и неоднозначных оценок по ходу просмотра. Тут и гений, сумевший продать воздух за сотни миллионов долларов, и абсолютный злодей – по этой же самой причине. С экрана звучат истории тех, кому довелось поработать с Билли над злополучным фестивалем, – они полны боли и безысходности, которые знакомы всем, кто когда-либо пытался организовать мероприятие, разве что чувства эти в данном случае соразмерны грандиозному масштабу события. Тут же – монологи посетителей, «обманутых вкладчиков», ожидавших вечеринку всей своей жизни, а оказавшихся на мели. Множество кадров снято непосредственно на месте событий – и это уже ни много ни мало фильм-катастрофа.

«FYRE: Величайшая вечеринка, которая не состоялась». Трейлер на английском языке



«На взводе: Битва за Uber»

Новый сериал создателей «Миллиардов», сценаристов и продюсеров Брайана Коппельмана и Дэвида Левина должен стать первой частью антологии – начали с Uber, дальше обещают рассказать про Facebook. В отличие от уже описанных в подборке проектов, «На взводе» рассказывает историю стартапа – агрегатора такси – нелинейно, но, как и все прочие, сосредоточен, в первую очередь, на биографии основателя компании, Тревиса Каланика (Джозеф Гордон-Левитт). Его судьба в большом бизнесе во многом схожа с судьбой Ньюмана (да и происходило все плюс-минус в одно и то же время) – к примеру, оба в итоге лишились придуманных ими компаний.

Акулы бизнеса: 5 фильмов про гениев, злодеев и их стартапы
фото: "На взводе: Битва за Uber"/Амедиатека

На этом сходства не заканчиваются. Каланик придумал Uber – точнее, и это важная деталь, реализовал идею своего партнера – после неудачного опыта с другим стартапом. Одержимый трудоголик, странноватый в быту и личных отношениях, бескомпромиссный и в то же время по-детски непостредственный в бизнесе он с легкостью убалтывает инвесторов и чиновников. Заботится о сотрудниках – да-да, и здесь звучат отдающие сектантством слова про семью – и в то же время ловко манипулирует прессой, пускает пыль в глаза закрытыми презентациями (привет, Theranos). Будто бы истово верит в идею о том, что Uber изменит мир к лучшему - а, может быть, просто хочет вписать себя в историю. В итоге, благодаря комбинации всех перечисленных качеств, конечно, сам разрушает все, что строит. «На взводе» использует весьма интересный прием, который дополняет образ Каланика, – герой то и дело погружается в радужные фантазии, которые не соответствуют суровой действительности, и зритель в такие моменты видит, как за спиной Гордона-Левитта материализуется «зеленый экран», он же фон для компьютерных спецэффектов. Что ж, неплохая метафора иллюзорности, а главное хрупкости всех больших идей – и того, что зачастую творится в головах, их генерирующих.

«На взводе: Битва за Uber»



«Основатель»

Можно было ни разу не ездить на Uber, не работать в коворкинге WeWork, не собираться на фестиваль FYRE и ничего не слышать об Элизабет Холмс и Theranos, но уж в «Макдональдсе» разок ели, пожалуй, все. Так что напоследок – уже в каком-то смысле классика, фильм 2016 года, снятый Джоном Лэ Хэнкоком по мотивам биографии Рэя Крока. Человека, придумавшего «Макдональдс», – хотя не все так однозначно.

Акулы бизнеса: 5 фильмов про гениев, злодеев и их стартапы

В главной роли – Майкл Китон, сперва играющий торговца миксерами (до этого были складные стулья и пластиковые стаканчики), который разъезжает по стране в поисках клиентов. Питаться приходится в придорожных кафе, где Крока раздражает все – от качества обслуживания до качества еды, но альтернативы все равно нет. До тех пор, пока однажды маленькая забегаловка в одном из калифорнийских городков не покупает у компании, на которую работает Рэй, одновременно несколько миксеров. Удивленный – зачем одному кафе столько – мужчина доезжает до этого самого ресторанчика. И обнаруживает невероятное – два брата, Дик (Ник Офферман) и Мак (Джон Кэрролл Линч) МакДональды, придумали систему быстрого питания, которая позволяет готовить бургеры и картошку фри за полторы минуты. По сути – изобрели фастфуд, отказавшись от столиков и официантов, реорганизовав кухню, установив стандарты качества и контроля. Рэй Крок предлагает им создать франшизу – Америка начинает «обрастать» «Макдональдсами», а сам он не намерен оставаться наемным работником.

Рэй Крок – еще один пример того, что харизма в мире большого бизнеса зачастую оказывается важнее изобретательности. Почувствовав «золотую жилу», увидев большое будущее у маленького семейного бизнеса, он, пользуясь в том числе собственным красноречием, энергией и не всегда честной предприимчивостью, сумел «отжать» компанию у ее создателей. Конечно, вклад самого Крока нельзя преуменьшать, все-таки именно он превратил «Макдональдс» в глобальную сеть, сумев сохранить изначальное качество, – и остался в истории основателем.

«Основатель»

Наталия Григорьева

обсуждение >>

№ 3
kriv_co   22.03.2022 - 08:58
Лично мне всегда были интересны истории не просто взлета, но и падения таких больших компаний - все-таки не в мире приторно сладкое, бывает и такое читать далее>>
№ 2
Lusia Happy   21.03.2022 - 08:23
вообще всегда было интересно узнать про людей, которые создают многомиллионные корпорации. как вообще им приходит ткое в голову, как это начинает работать и развиваться читать далее>>
№ 1
Дашустик   20.03.2022 - 11:05
Ну, кстати, давно хотела посмотреть "Выбывшую" - звучит очень интересно, история реальная, но не слишком популярная, да и актеры хорошие читать далее>>
Лучшие фильмы о тюрьме
Лучшие фильмы о тюрьме
От «Побега из Шоушенка» до «Зеленой мили»: подборка о жестокости и надежде на выживание в замкнутом мире тюремной системы

Афиша кино >>

триллер, фильм ужасов
Новая Зеландия, 2024
фильм ужасов
Индонезия, 2024
драма, исторический фильм
Италия, Франция, 2024
комедия
Россия, 2025
комедия, фильм ужасов, фэнтези
Венгрия, США, 2025
комедия
Россия, 2024
Россия, 2024
мелодрама
Россия, 2023
все фильмы в прокате >>
Илья Учитель: «Папа мне никогда никакие мудрости конкретными фразами не доносил»
Интервью
Илья Учитель: «Папа мне никогда никакие мудрости конкретными фразами не доносил»
Режиссер фильма «Батя 2. Дед» – о работе на «домашней студии», богатой мимике Евгения Цыганова даже в пластическом гриме и любви, которая идет из детства и не зависит от поколений
1 комментарий
Кино-театр.ру в Telegram