В стародавние доковидные времена осень была горячей порой: и для кинопроката, и для сериалов. И, кажется, эту традицию 2021 год возвращает. Редакция Кино-Театр.Ру продолжает рассказывать о тех фильмах и сериалах, которые нам полюбились за последний месяц — и сентябрь предлагает рекордное число произведений. Некоторые проекты были в наших списках ожиданий, некоторые ворвались сюда неожиданно, о чем-то мы подробно писали, а что-то — прошло под радаром или показывали на фестивалях, поэтому делимся, чтобы о проектах не забыли. «Спасибо, посмотрю» — это редакционный пазл вкусов и интересов, которые могут оказаться полезны зрителям, столкнувшимся с проклятым вопросом современности: что посмотреть вечером? Или — о ужас — на выходных. Большая часть сеансов доступны для просмотра дома — на цифровых платформах: пандемия все-таки.
ОНЛАЙН
«Основание» (Apple TV+)
Вышли две первых серии долгожданной экранизации одноименного цикла романов
Айзека Азимова — экспозиция грандиозного мира Галактической Империи. Империю ждет неизбежный крах и долгая агония, которую может смягчить ученый Гэри Селдон (
Джаред Харрис). Вместе с учениками он создал Галактическую энциклопедию культуры, например, отправляясь на отдаленную планету Терминус. История преимущественно показана глазами юной ученицы Гаал (
Лу Ллобел), но многочисленные флэшбеки намекают, что точек зрения может стать больше. Пока же не хватает глаз, чтобы разглядеть космические красоты различных планет и дивную столицу Империи — сплав невиданных технологий и языческих верований. В центре истории — противостояние ученого и живого божества: триумвирата клонированных Императоров, самый яркий из которых — Брат День (
Ли Пейс), словно возникший из развалин Римской империи во всей бронзовой красе. Поклонники книги могут быть разочарованы вольным обращением с сюжетом, а остальных, похоже, ждет отличная экранизация.
(А.К.)
«Общага» (KION, Premier, КиноПоиск HD)
▶ Смотреть онлайн
Режиссерский дебют оператора
Романа Васьянова по роману
Алексея Иванова, где герметичное общежитие копирует тяжеловесное тоталитарное государство, в котором насилие — не табу, а часть общественного договора. И студенты, примеряя ролевые модели человека советского, готовы обменять чувства на водку, а правду — на койку.
(М.Б.)
Если у вас нету дома: рецензия на фильм
«Великий» (КиноПоиск HD, IVI, Okko, iTunes, Wink)
▶ Смотреть онлайн
Успех «
Пиратов Карибского моря» сыграл с
Джонни Деппом злую шутку: с начала нулевых он застрял в образе Джека Воробья, который нещадно эксплуатировали и артист, и режиссеры. В «Великом» Джека практически нет: реальный фотограф Юджин Смит из потерявшего вкус и смысл жизни человека перерождается в героя, способного пойти на поступок. И этот поступок совершается не ради себя, но ради спасения других — жертв экологической катастрофы в японском городе Минамата. Жуткие кадры с больными людьми, переживания, эмоции семей с инвалидами, безразличие и корысть власть имущих... Острая социальная повестка, связанная с проблемами экологии, актуальна сейчас как никогда раньше. Обидно, что даже такая пронзительная история не сможет ничего глобально изменить. Пока.
(С.Е.)
Джонни Депп между жизнью и смертью: рецензия на фильм
«Большая секунда» (Start, wink)
▶ Смотреть онлайн
Бывшие любовники приступают к работе над сценарием сериала про учителей музыкальной школы, чья личная жизнь проходит под аккомпанемент популярной у пользователей ВКонтакте композиции
«Все сложно». Стряпая откровенно вторичный продукт, в котором угадываются «отсылки» к десятку-другому известных фильмов, авторы попутно выясняют отношения и спорят о вечном: о любви и сексе, мужском и женском, стяжательстве и творчестве, амбициях и разочаровании. В то время как их герои начинают жить своей жизнью, постепенно вытесняя создателей с экрана и перетягивая одеяло зрительского внимания на себя. Эту камерную разговорную комедию с налетом грусти и печали, написанную
Ольгой Мотиной-Супоневой и
Виктором Шамировым (они же сыграли сценаристов-любовников), уместно было бы назвать «Старые песни о главном»: сериал не предлагает ровным счетом ничего нового, но что может быть прекраснее, чем старое нытье на новый лад?
(Ж.Ш.)
«Зритель не обязан помнить фамилию актера»: интервью с Людмилой Артемьевой
Читать рецензию
«Кликбейт» (Netflix)
На первый взгляд, совершенно необязательный сериал о том, как соцсети влияют на всю нашу жизнь. Однако при всей тривиальности темы «Кликбейт» может похвастаться по-настоящему лихо закрученной детективной линией, что сейчас вообще большая редкость. В семье Брюеров — несчастье: неожиданно исчезает глава семейства — любящий муж, брат, коллега и отец (
Адриан Гренье из «
Антуража»). Через некоторое время в интернете появляется провокационное видео, на которых он сильно обижал женщин. Если это видео наберет пять миллионов просмотров, Ник умрет. Полицейские, за исключением одного следователя, предчувствуют очередной «висяк», а у семьи, как полагается в сериалах с такой завязкой, обнаружатся скелеты в шкафу. Затягивающее очарование «Кликбейта» не только в том, что эти скелеты высыпаются в совершенно неожиданных местах, но и в трогательной роли
Зои Казан. Она играет отчаянную сестру Брюера, чья сила — в безоговорочной любви к брату, а еще — к правде, представления о которой успели претерпеть существенные изменения во времена интернет-хейта.
(М.Т.)
«Викторина» (КиноПоиск HD)
Небольшая, всего на две серии, история реального английского скандала с телешоу «Кто хочет стать миллионером?». Обещанный денежный приз выиграл бывший майор британской армии, но чек не нашел героя — мужчину обвинили в мошенничестве. Увы, сомнения в правоте обеих сторон останутся и после просмотра фильма — как и в том, возможно ли обыграть казино и стоит ли верить в везение. Блестящая работа режиссера
Стивена Фрирза в очередной раз укрупняет страсти «маленьких людей», показывает их ярко, с юмором и не без сочувствия. Вишенка на торте — неузнаваемый
Майкл Шин в роли телеведущего.
(А.К.)
«Мифический квест» [2 сезон] (AppleTV+)
Логичный финал истории о разработке ММОРПГ Mythic Quest и ее создателях — креативном директоре Иэне Гримме (
Роб Макэлхенни) и программистке Поппи Ли (
Шарлотта Никдао), ставшей в финале первого сезона полноправным партнером Иэна. Весь сезон полюбившиеся герои ищут, как оживить и обновить свое детище, пока не понимают, что «ребенок» вырос и вполне может обойтись без «родителей». Создатели сериала вновь порадовали эпизодами, отвлеченными от основной сюжетной линии: на первый план вышел пожилой сценарист Си Дабл Ю Лонгботтом в исполнении
Фарида Мюррея Абрахама. Будучи писателем, Лонгботтом предсказал бурное развитие игровой индустрии, но это целая история, как он туда попал и почему разругался с двумя друзьями, одного из которых сыграл
Уильям Хёрт. Кроме того, второй сезон предваряют два великолепных спецэпизода: карантинный скринлайф про вынужденных сидеть дома разработчиков и серия про живую ролевую игру, с помощью которой Иэн и Поппи постарались поднять всем настроение после продолжительного локдауна.
(М.М.)
Смеяться после «лопаты»: рецензия на первый сезон
«Дежурство» (КиноПоиск HD)
На борту подводной лодки совершено убийство, расследовать которое прибывает женщина — инспектор Эми Силва (
Сюранн Джоунс). Эми страдает паническими атаками и боится воды, но ее трехдневная командировка на борт затягивается. Команда помогать в расследовании не спешит, но «на земле» следствием занимается Кирстен (
Роуз Лесли) — коллега (и бывшая девушка) Эми. Она и обнаруживает, что дело включает шпионаж и план по военной диверсии. Сериал затягивает с первого эпизода, словно субмарина, уходящая в пучину Северного моря, и с каждой серией напряжение нарастает. Линия Кирстен уравновешивают мрачную клаустрофобию камерного расследования Эми, которой с каждой серией приходится все труднее: вместе с подлодкой она погружается — в воды собственных чувств. Построенный на острых противопоставлениях (мужское-женское, военное-гражданское, общественное-личное), детектив немного слабеет к финалу, но совсем уж хватки не теряет.
(А.К.)
«Монстры внутри: 24 лица Билли Миллигана» (Netflix)
Интерес к противоречивой истории Билли Миллигана — одного из самых известных людей с множественным расстройством личности — не угасает. Пока Apple TV+ готовит художественный сериал с
Томом Холландом, Netflix выпускает документалку, где неудобными вопросами в том числе ставит под сомнение его диагноз. В 1970-х Билли Миллигана обвиняли в изнасиловании нескольких девушек, но суд поверил, что преступления совершала одна из личностей Билли (лесбиянка Адалана) и оправдал его. Подсудимого отправили на лечение, и довольно быстро опасный преступник с ментальными проблемами превратился в медицинский феномен и медийную звезду. В сериале показывают, как Миллиган становится для психиатров эдакой цирковой обезьянкой. Врачи (некоторые — даже без образования) с наслаждением знакомятся с личностями Билли и с не меньшей охотой, по сути, продают его прессе. Впрочем, и сам уникальный пациент не без греха: эксперты не исключают, что Миллиган купался в этом внимании, давая людям желаемое. Именно в больнице количество личностей увеличилось до 24. В истории Билли будет несколько чудовищных лет в лечебнице строгого режима, горы ненужных медикаментов и полное отсутствие адекватной терапии. Будут и вечеринки в Голливуде, знакомство с Джеймсом Кэмероном и даже тихая и спокойная жизнь на ферме. Не обойдется и без новых преступлений: ФБР до сих пор считает, что Миллиган замешан как минимум в двух убийствах. Как рассказывают его близкие (к ним, кстати тоже очень много вопросов), сам Билли однажды заявил: «Я могу делать все, что захочу. Меня никогда не посадят». Netflix старается максимально отстраненно (что, к сожалению, приводит к некоторой затянутости) рассмотреть эту историю под разными углами. Кто же такой Билли Миллиган? Жертва абьюза, больной человек или хитроумный социопат и манипулятор? Почему Миллигана так толком и не лечили? Почему разрешали ему делать то, что вздумается? Почему никто так и не вспомнил о его жертвах? И главное — кто виноват в том, что преступления продолжились: монстры внутри Билли Миллигана — или монстры, которые его окружали?
(М.Я.)
От Билли Эллиота до Человека-паука и, возможно, Бонда: за что мы любим Тома Холланда
ПРОКАТ
«Дюна»
С первыми кадрами и нотами происходит полное погружение в неизведанный мир Арракиса. Это медленная и размеренная фантастическая сага, с которой зритель знакомится через замочную скважину: с каждой минутой узнает героев, их мотивы и как вообще устроен этот мир. История творится под точно подобранный саундтрек
Ханса Циммера, от которого, говорят, кто-то ждал большего, но мне кажется, что все звуки в картине на своем месте. Все, что происходит на экране, радует глаз. Для тех, кто привык к блокбастерам, фильм будет медленным и, возможно, неинтересным, но мечтателям, романтикам и созерцателям хватит времени на сонастройку с видеорядом. В пространстве, созданном «Дюной», хочется находиться, даже — быть участником, проживать с героями их путь, дойти до конца... Жду продолжения.
(С.Е.)
Коммунальная пустыня: рецензия на фильм
Репликант-хамелеон: о творческом пути Дени Вильнева
И еще шесть канадских фильмов — от земляков Вильнева (и Кроненберга)
«Холодный расчет»
Легендарный
Пол Шредер — человек, который нам все объяснил про нуар и написал лучшие фильмы
Мартина Скорсезе («
Таксист», «
Бешеный бык»), — продолжает искать справедливости для тех, кто разуверился в том, что казалось правильным. Уильям (
Оскар Айзек) — покерный ас, который привык довольствоваться малым, чтобы не привлекать лишнего внимания. Однако перед ним встает выбор: забыть прошлое и начать новую жизнь — или попробовать искупить грехи. Шредер, как и в «
Дневнике пастыря», продолжает диалог с
Робером Брессоном, в этот раз — достигая какого-то формального совершенства в рамках выбранной манеры.
(А.Ф.)
«Визуальная тюрьма»: рецензия на фильм
Смотреть онлайн: «Дневник пастыря» — предыдущий фильм Шредера
Давно не слышали про Мартина Скорсезе? Послушайте целый подкаст
Успокоить ртуть: а вот 20 отличных американских фильмов из 1970-х, в том числе — «Таксист»
ФЕСТИВАЛИ
«Купе номер шесть» («Кинотавр»)
Лучший фильм российского фестиваля «Кинотавр» снял финский режиссер
Юхо Куосманен, несколько лет назад дебютировавший прекрасной картиной «
Самый счастливый день в жизни Олли Мяки», получившей гран-при каннской программы «Особый взгляд». Нынешняя работа, сделанная, кстати, с большим российским участием, получила в Каннах уже гран-при основного конкурса. Вполне заслуженно: Куосманен вновь трогательно отправляется в романтические путешествие — теперь не в финские 1960-е, а по безвременью, застывшему в российских поездах. Именно в такой обычной купешке едет из Москвы в Мурманск смотреть петроглифы финская студентка (
Сейди Хаарла), очаровательная в своем простодушии. Позади богемная столичная жизнь с университетской профессоршей (
Динара Друкарова), не готовой отказаться ради путешествия на север от философских посиделок (открывающую сцену как раз такой «вечеринки» снимали, кстати, в квартире победителя «Кинотавра»
Николая Хомерики). Впереди — долгое путешествие с незнакомцем, шахтером горно-обогатительного комбината (действительно лучшая роль
Юры Борисова). С барсеткой, самогоном и такой родной безысходностью во взгляде, растопить которую, возможно, и призвана загадочная финская душа. Куосманен ни в коем случае не спекулирует на разнице менталитетов и приметах эпохи, которую в фильме выдает разве что оброненная героем Борисова фраза «Титаник смотрела?». Он вообще снимает не только про любовь, но и с любовью. И такой обширной картины родной страны — а для Куосманена, кажется, Россия стала именно такой — и знакомых характеров не увидеть, пожалуй, ни в одном отечественном фильме. В прокат «Купе номер шесть» выйдет 28 октября — и это, уверена, самое подходящее и теплое (несмотря на суровые условия севера) кино, которое можно посмотреть в промозглый осенний вечер.
(М.Т.)
«Грязный Рай» (Торонто)
Второй фильм
Бертрана Мандико, прославившегося среди синефилов экспериментальными короткометражками, а в 2018-м Cahier du cinema назвали его полнометражный дебют «
Дикие мальчишки» фильмом года — и засуетились даже кинокритики. В «Грязном Раю» француз продолжает параллельно размывать гендерные и жанровые границы: это история про будущее и постапокалиптический ландшафт, населенный героинями и образами, выдернутыми из знакомых сюжетов — от вестернов и сказок до фэнтези и сай-фая.
(А.Ф.)
Отвал башки: подробнее о «Грязном Рае»
«Медея» («Кинотавр»)
Фильмы
Александра Зельдовича выходят раз в десятилетие — неудивительно, что «Медея» попала в конкурс «Кинотавра». Масштаб задумки и исполнения как бы говорит, что этого стоило ждать. Вынесенный в заглавие античный миф примеряет на себя девушка (
Тинатин Далакишвили), полюбившая московского бизнесмена (
Евгений Цыганов). Она родила ему двоих детей, погубила ради него родного брата и последовала за ним в Израиль, на его историческую родину. Чтобы там заявить (не без оснований), что он ее больше не любит, и пуститься во все тяжкие — в объятья мифических существ. С помощью кремов собственного производства (истинной Медее полагается быть волшебницей) и старого еврея-часовщика девушка пытается буквально повернуть время вспять. Финал, как и у
Еврипида, — весьма трагичен. Зато видеоряд — красив, немного подражает греческому кинематографу во главе с
Йоргосом Лантимосом и озвучен греком
Теодором Курентзисом с его оркестром MusicAeterna. Зельдович, будучи уж точно мэтром, а то и в каком-то смысле живым классиков, чурается трендов, так что «Медея» — несомненно, способна покоробить, мягко говоря, устаревшим, сексистским взглядом на героиню. Из всех трактовок образа Медеи Зельдович выбирает тот, который про «душную» женщину. Зато своего зрителя кино точно найдет: каждый второй (если не первый в случае с Россией) мужчина, выходя с сеанса, трагично скажет — «Знаю такую».
(Н.Г.)
«Падение» (Торонто)
Проникновенная и слегка абсурдистская трагикомедия из Тайваня о переменах в жизни матери и дочери, оказавшихся на самоизоляции. Обеим есть, что в жизни переосмыслить, но главное в «Падении» — преодолении границ, которые отделяют людей разных возрастов, гендеров и уровня дохода. Наиболее ярко этот образ выражает высотка, покрытая строительной сеткой, напоминающей медицинскую маску. Кино, которое наверняка понравится тем, кто симпатизирует «
Паразитам» и/или «
Елене», но хочет более мирную — в наше неспокойное время — версию.
(А.Ф.)
Природа настолько очистилась: подробнее о «Падении»
«
Пространство Лобачевского» (
ФАНК)
В Москве рамках фестиваля научного кино ФАНК показали фильм
Екатерины Еременко — выпускницы мехмата МГУ и мастерской
Марлена Хуциева во ВГИКе. «Пространство Лобачевского» продолжает ее серию увлекательных фильмов о математике и математиках, начатую «
Чувственной математикой» и «
Буквальной геометрией». Герой «Пространства Лобачевского» — великий российский математик, создатель неевклидовой и гиперболической геометрии. Речь в фильме идет не только о научных открытиях, а вынесенное в заглавие «пространство» — не только плод воображения и предмет исследования Николая Лобачевского. Это еще и мир, в котором он жил и работал, общался, творил и не находил отклика. Фильм наполнен потрясающе живыми историями, тесно связанными с сегодняшним днем. Лобачевский жил в Казани и возглавлял первый в России университет, поэтому в фильме появляется и нынешний ректор — довольно колоритный мужчина, демонстрирующий сознание современного управленца, во многом противоположное свободному уму ученого XIX века. Обаятельнейшие эксперты из Берлина и Гёттингена с улыбкой демонстрируют, как открытия нашего математика влияют на современную науку, и даже если не всегда понятно, о чем они толкуют, удивительно приятно смотреть на увлеченность этих редких обаятельных людей.
(Е.В.)
Что всему голова: 5 интереснейших научно-популярных фильмов сериала ФАНК
«Самое безопасное место» («Пилот»)
Сериал
Таисии Игуменцевой посвящен расстройству пищевого поведения (РПП) — распространенной болезни, которую часто не воспринимают всерьез. Для режиссерки это еще и личная история, случившаяся с ней два года назад. Действие драмы разворачивается в мрачной клинике, куда девушки обычно приходят не по своей воле — кроме 15-летней Вари, сбежавшей от матери-монстра. У каждой пациентки — своя история, касающаяся не столько проблем с едой, сколько их причин — абьюза со стороны родных, желания соответствовать идеальным образам из Интернета. Первый эпизод Игуменцева представила в конкурсе фестиваля «Пилот», где актриса
Варвара Володина получила от КиноПоиска приз за лучший дебют. И хочется верить, что видеосервис START даст сериалу зеленый свет, чтобы мы в ближайшее время узнали продолжение истории.
(М.Б.)
Пять ожидаемых сериалов с фестиваля «Пилот»
обсуждение >>