Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Пародия, канувшая в лету: как «Самый лучший фильм» пытался переосмыслить «нулевые»

24 января
2021 год
 
 
 
 
2
3
4
6
7
9
10
11
14
15
17
18
19
20
22
24
25
26
27
29
30
1
5
6
7
11
12
13
14
15
16
19
20
22
23
25
26
27
29
5
6
7
10
17
20
21
22
23
24
25
26
27
29
30
 
 
 
1
3
4
5
6
8
9
10
11
12
13
16
17
18
19
20
21
22
23
25
26
29
 
 
 
 
 
7
8
9
10
13
14
15
16
17
20
21
22
24
25
27
28
30
 
3
4
6
7
8
9
10
13
15
16
17
18
19
22
24
25
26
27
 
 
 
1
3
4
6
8
9
10
11
13
14
15
17
19
20
22
23
24
25
26
27
30
 
 
 
 
 
 
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
17
18
19
20
22
23
24
25
26
28
30
31
 
 
3
4
6
7
10
11
12
13
14
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
28
29
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
11
13
15
16
18
19
20
22
23
25
27
29
2
3
4
5
6
7
8
10
11
13
14
15
17
18
19
20
22
23
25
26
27
28
Все рубрики

Мнение >>

Десятая рота, Ленин-вампир и фаллоимитаторы Тимы Милана спустя 10 лет после завершения трилогии

На этой неделе, 20 января, исполнилось 10 лет, как в российский прокат вышел «Самый лучший фильм 3-ДЭ», завершающая часть одиозной трилогии от резидентов «Comedy Club», чьё творчество считается если не вехой, то новым витком российской комедии — той, о которой нелестно отзываются критики и ветераны жанра, но которая на протяжении 15 лет пользуется неизменным успехом у простых зрителей. Несмотря на феноменальные сборы (30 миллионов долларов при бюджете в 5), о народной любви к самóй серии пародий говорить не приходится. Рейтинги всех частей на киносайтах не поднимаются и вряд ли поднимались выше трёх баллов, с каждым новым фильмом становилось всё сложнее отбить затраты на производство. И даже разбирать кино на цитаты, в отличие от культовой «Наша Russia. Яйца судьбы» (тоже не жалуемой интернет-пользователями, но коммерчески успешной и ушедшей в народ), как показало время, зрители не планируют.

Забвения «Самый лучший фильм», впрочем, не заслуживает. Трилогия Харламова-Гаспаряна — первая большая попытка поиронизировать на тему смены поколений, и интересна она прежде всего как главный комедийный слепок эпохи. Эпохи одновременно наступившей (перспективных нулевых) и эпохи нафантазированных десятых, прерванной кризисами. Рассказываем, как революционная идея обернулась, возможно, самым странным экспериментом российской жанровой индустрии и зачем «Самый лучший фильм» старался научить отечественное кино смеяться над собой.


Пародия, канувшая в лету: как «Самый лучший фильм» пытался переосмыслить «нулевые»

Кривое зеркало

Пародия как жанр сложнее, чем кажется. Причина, по которой пародийные произведения пользуются популярностью, восходит аж к древнегреческой культуре. Родовые отношения сменялись государственными, и людям потребовался инструмент для осмысления новых и преодоления старых норм. «Война мышей и лягушек» — эталон античной комедии, высмеивающий эпический стиль Гомера — доводил до абсурда эстетику «Илиады» и «Одиссеи»: главными героями сюжета о грандиозной бойне, сравнимой с Троянской, становятся животные, а функцию ретардации (замедления действия, подробных лирических отступлений) выполняют уже не сцены подготовки ахейцев к сражению, а эпизоды, где грызуны снаряжаются стручками бобов и скорлупой вместо шлемов. Старая пафосность сменилась ехидной насмешкой — так зародилась литературная пародия.

Причём жанр не подразумевал негативного отношения к объекту высмеивания. Взгляд на произведения, попавшие под прицел сатирика, чаще находится на границе между едко-ироничным и пиетическим, полным уважения. Пародистам важно обозначить наступление новых времён, но полное отрицание канонов — фокус, который не смогли провернуть даже модернисты. Проще говоря, хорошая пародия рождается не из одного лишь едкого гримасничанья над всем старым и изжившим себя, а ещё и в конгениальности двух произведений. «Война мышей и лягушек» или «Облака» Аристофана (или, в случае фильмов, «Не грози южному централу...») стали важными представителями жанра, потому что в точности подмечали стили и детали оригиналов, одновременно подражая классике и деконструируя ее.

Пародия, канувшая в лету: как «Самый лучший фильм» пытался переосмыслить «нулевые»


В России феномен кинопародии шёл похожим путём и, что важнее, тоже образовался на рубеже времён: с конца 90-х по 10-е. «ДМБ», «Восемь с половиной долларов» или «Особенности национальной охоты» — картины, не чурающиеся элементов жанра, но от него по-прежнему далёкие. Флагманом же отечественной пародии суждено было стать «Самому лучшему фильму», чуть ли не первой комедии, построенной на цитировании российских кинохитов. Если Качанов или Рогожкин иронично осмысляли нашу действительность в её бытовых проявлениях (армия, охота, рыбалка), проект Харламова и Гаспаряна метил во всю разношёрстную поп-культуру страны, не в жизнь и даже не в представления о ней, а в её подражание.

«Comedy Club», напрямую связанный с американской комедией, из которой резиденты переняли множество фишек, вторит скорее традициям братьев Цукер («Аэроплан», «Голый пистолет»), а потому не ставит перед собой задачу поразмышлять на тему смены эпох и сводит все части «Самого лучшего фильма» к обыкновенной абсурдизации знакомых историй. Но тут важно другое: «Comedy Club» как таковой, как феномен телевидения и культуры, — сам по себе рефлексия о новых рамках (прежде всего — юмора), о вызове, о противопоставлении «тогда» и «сейчас». Их грубая манера подталкивала если не к диалогу, то к едкому монологу о том, как не хватает в России провокации и пошлости, шуток ниже пояса и плевков в сторону общественной морали. И в этом смысле трилогия «Самого лучшего фильма» становится если не манифестом резидентов, то наиболее цельным их высказыванием. Его осознанность — дело десятое, ведь, как известно, процесс творения кино не ограничивается одной лишь съёмочной площадкой и авторским замыслом.

Пародия, канувшая в лету: как «Самый лучший фильм» пытался переосмыслить «нулевые»


«Г*вно должно говорить громче»

Но вернёмся к самой франшизе. После выхода «Самого лучшего фильма» всем причастным к созданию как первой, так и второй картины пришлось извиняться и обещать зрителям, что они исправят все ошибки в сиквеле (спойлер — не вышло). Негативные рецензии и низкие оценки на агрегаторах, однако, резко диссонируют с феноменальными для того времени сборами: бюджет — 4.5 миллионов, бокс-офис — 30. Ни сиквел «Любови-моркови», чья премьера пришлась к Новому году, ни «Гитлер капут!» тогда таких результатов не добились. Во многом дело ещё и в расцвете «Comedy Club», ведь именно к 2008 году передача и её резиденты достигли пика популярности, а значит, могли затянуть аудиторию в кинозалы одним лишь известным брендом.

«Самый лучший фильм», как и «Очень страшное кино», пытается выстроить магистральный сюжет за счёт бесконечного вкрапления интертекста: отсылок к популярным в 00-е фильмам и сериалам — от «Ночного дозора» до «Бригады», от новой трилогии «Звёздных войн» до «9 роты». Причём обращения к западным картинам («Матрица», «Хэллоуин») у резидентов получаются наиболее бесхребетными — повиснувшими среди отечественной действительности, в которой лишь немногие из этих фильмов нашли своё место. А если и нашли, сохранились до нулевых, то в виде каких-то обрывков-эпизодов, сцен вроде Нео, уклоняющегося от пуль, и драк на световых мечах («Звёздные войны») — что едва ли сравнимо с влиянием этих же картин на Западе. Впрочем, за это создатели тоже раскаивались, утверждая, что во втором фильме будет больше пародий на российское кино и вообще, как говорится, эксперимент, очевидно, неудачный.

Пародия, канувшая в лету: как «Самый лучший фильм» пытался переосмыслить «нулевые»

С другой стороны, если уж мы говорим о России, эти отсылки имеют право на жизнь: да, джедаи и Вачовски в контексте здешнего сюжета скорее напоминают неудачные ремарки в и без того стыдном анекдоте, но очень точно характеризуют фрагментированное сознание как самого Вадика (персонажа Харламова, в разговоре с секретарём Бога отрицающего, что его биография состоит из фильмов, которых он когда-то насмотрелся), так и отечественной поп-культуры: из «9 роты» прямиком в «Бумер» и «Бригаду», оттуда — в «Даже не думай», а затем, что символично, сложный путь до врат Рая, в который успел затесаться как «Брюс всемогущий», так и «Дальнобойщики». Словом, абсолютная эклектика.

Интертекстуальность «Самого лучшего фильма» заключается в высмеивании основополагающего кино 00-х, граничащим с пиететом (здесь редко встретишь иронию по отношению к оригинальным лентам и их странностям — этот приём Харламов с Гаспаряном «прощупают» только ко второй части) и попыткой put on a happy (хотя скорее funny) face на отечественную культуру 00-х, которая тем и привлекательна, что неосознанно наивна. Грубо говоря, нет цели посмеяться над продакшеном «Дозоров» или незамысловатостью «Бумера», зато есть другая, более свойственная «Comedy» — извратить все простецкие каноны до идиотичности, до постмодернистской игры, если угодно, пастиша, где главной целью становятся переодевания как героев, так и историй, внедрение сюжетов в другой контекст, заставляющий их выглядеть глупо по причине одного лишь сгущения красок. Вот Вадик и его друзья идут на «стрелку», одевшись не по погоде, вот герой дерётся с Тимой Миланом на фаллоиммитаторах, как на световых мечах, а вот друзья встречают на рынке курящего Чебурашку (!).

Устоявшуюся серьёзность нулевых «Самый лучший фильм» извращает, вынуждает обратиться в фарс. События с 9-й ротой — шутка, болезненные 90-е висят в шкафу, укутавшись в нафталиновую кожанку, а триумфатор-Билан оказывается извращенцем Миланом. Большое кино 00-х, по Харламову и Гаспаряну, не так уж и плохо, чтобы высмеивать его отдельные части — ему просто отчаянно не хватает самоиронии. И в этом смысле их первая попытка исправления серьёзной мины нашей поп-культуры даже революционна. По крайней мере в рамках кинопародии, которая раньше, скажем прямо, была нечастым гостем больших экранов.

Пародия, канувшая в лету: как «Самый лучший фильм» пытался переосмыслить «нулевые»


«Я — алкоголик из Москвы!»

Пришла пора работы над ошибками. «Самый лучший фильм 2», если верить тогдашним заявлениям авторов, должен был реабилитировать комиков, вернуть расположение зрителей и изящнее высмеять отечественный кинопром. Удалось, впрочем, только последнее. Вторая часть «добирает» хиты российского проката, пропущенные оригинальной лентой, но работает с ними немного иначе. Теперь главная претензия к нашей индустрии заключена не в одной лишь наивности. Хотя, конечно, хватает и её. Например, магистральный сюжет о четырёх друзьях из «ЖАRЫ», доведённый до абсурда, завершается реверансом в сторону ленты Гигинеишвили: там тоже слащавый финал заканчивался эдакой одой дружбе, которая сама по себе становилась решением всех проблем. В «Самом лучшем фильме 2», правда, эта мораль выглядит ещё глупее, ведь чтобы помочь Мажору, протагонисты отправляются в прошлое и крадут корону у бородатой Екатерины II.

Подход всё тот же: несколько отечественных хитов компонуются в выборочном порядке и сшиваются в один абсурдный сюжет. Просто вместо осмысления эпохальных тем в российском кинематографе (90-е, война, смерть) — попытка бросить камни в огород конкретных фильмов. В случае бекмамбетовской «Иронии судьбы» — за продакт-плейсмент и издевательство над каноном (кстати, это лучшая пародия во всей серии, потому что именно здесь удалось совместить подражание и деконструкцию). В случае всё той же «ЖАRЫ» — за искусственный флер комедии о друзьях и, разумеется, образ Тимати, воплощающий неуместную адаптацию западных канонов. Сюда же отнесём и пародию на телевизионные шоу: от фантасмагоричного «Малахов крест» (он же — «Малахов плюс») до «Короля ринга». Продолжение «Самого лучшего фильма», в отличие от первой части, лишь добродушно посмеивающейся над наивностью поп-культуры, начинает по-настоящему критиковать российское кино за ремейкизацию, продакт-плейсмент и глупые заимствования. Требования конкретнее, но юмор, к сожалению, проще и пристойнее — сиквел, вступающий в настолько острые противоречия с мастодонтами российского кино, говорит на языке слэпстика из «Кривого зеркала». И в этом, пожалуй, главная его проблема.

Пародия, канувшая в лету: как «Самый лучший фильм» пытался переосмыслить «нулевые»


Перемотка

Как и полагается всякой фундаментальной серии, «Самый лучший фильм» завершился на триквеле. Правда, уйти красиво не удалось: третья часть хотя и была принята зрителями немного позитивнее, споткнулась о парадокс любого продолжения. Идеи развиты, концепты раскрыты, и остаётся лишь повторять себя. Если сиквел избежал этой проблемы экстенсивным, количественным путём (больше пародий, больше разговоров о проблемах российского кино), то последний эпизод с ней разобраться так и не смог.

Прямо перед финальным «Самым лучшим фильмом» эпоха начинает стремительно меняться. Эра интернета приносит новых лидеров мнений, прекрасно иронизирующих над новым кино и без больших бюджетов (ранний BadComedian, например), а сам по себе жанр после тиражирования («Гитлер, капут!», «Ржевский против Наполеона», «Очень русский детектив») становится всё неактуальнее. Даже в 2011 году удивить зрителя скетчами про «Утомлённые солнцем», где солдат просил показать ему «сиськи», или про «Тараса Бульбу» и пишущих письмо казаков, было, скажем прямо, трудно — что уж говорить про нынешнее время, из которого пародии триквела выглядят вдвойне безыдейно. Были, конечно, попытки поиронизировать над неуместным отечественным 3D (периодически в камеру летят всякие предметы) и пиратством, но ничем осмысленным они не обернулись.

Режиссёр-неудачник Макс Утёсов и его друг закончили свою сагу (равно как и всю серию фильмов) по-настоящему немыслимым финалом: на голосовании за лучшую российскую ленту, куда герои привезли переснятые фрагменты (оригиналы были по случайности взорваны), побеждает кино протагониста — лютый треш про Ленина-вампира, пьющего кровь товарищей. Вот уж поистине несбыточный хэппи-энд в мире нагрянувших крупнобюджетных проектов. Макс и Саня — персонажи какого-то далёкого счастливого прошлого, DIY-искусства и парадоксальных 00-х, нетронутых кризисом. В «Самом лучшем фильме 3-ДЭ» они свою войну, может, и выиграют, но, как и всякие герои времени, должны повесить бутсы на гвоздь и уйти в небытие. Такова судьба любого, кто оказался перед лицом суровых 10-х.

Пародия, канувшая в лету: как «Самый лучший фильм» пытался переосмыслить «нулевые»


Закат российской пародии

И тут важно заметить, что в конце нулевых, кроме «Самого лучшего фильма» и уже упомянутого «Гитлер, капут!», выходило немало пародий: «Большая разница», «Очень русский детектив», «Мультличности». Словом, это лишь подтверждает общенациональное предвкушение чего-то нового, нужду в современных формах и отказ от форм старых путем осмеяния, десакрализации или, если угодно, безобидной дискредитации. Это требование висело в воздухе, но осуществиться ему было не суждено. После выхода первого «Лучшего фильма» нагрянул экономический кризис, через несколько лет — ещё один, и несбыточной мечте об экспериментах (по крайней мере на время) был уготован долгий ящик. Трансформировать мейнстримную культуру в рамках экономического коллапса — идея сомнительная. Необходимо вернуть зрителей в кинотеатры, а чтобы это сделать, нужен рабочий шаблон. Например, старый — прямиком из 00-х, который начал безотказно приносить деньги. Наивность, а также прочие грехи, осмеянные резидентами «Comedy», остались как издержки эпохи и индустрии, а вот те, кто их так долго подвергал нападкам в лице «Самого лучшего фильма», исчезли. От этих проблем жанровое кино (в основном комедии) страдает и по сей день.

«Самый лучший фильм» говорил о российской культуре как о явлении, которое найдёт опору не только в лице рафинированного мейнстрима, советских традиций и заимствований у западной индустрии. Его грубый сортирный юмор, думается, не был провокацией ради одной лишь провокации — он работал как повод для диалога о проблемах российского искусства. Правда, говорить о них после экономических потрясений не было никакого смысла. Перечень болячек, нарисованный авторами «Comedy Club Production», так и остался без внимания. Эпоха не наступила (а если это и случилось, то прямиком перед коронавирусом, который оборвал все начинания) — она промчалась мимо нас, а мы, сами того не заметив, застряли в бесконечных 00-х — временной петле, где с каждым днём всё слабее верится в какие угодно изменения. Российской пародии нечего осмыслять, ведь нет никакого обозримого будущего, где могла бы понадобиться её невидимая ироническая рука. Когда-нибудь она, впрочем, покажется на радарах, но едва ли это уже будет заслугой авторов из «Comedy Club», ставших частью такого же заскорузлого ландшафта отечественной поп-культуры.

Влад Шуравин

обсуждение >>

№ 1
Крэг Хэк (Минск)   24.01.2021 - 23:59
Пародии действительно очень неплохи. То, что массовый зритель их заклевал - это странный феномен интернет-толпы, в котором трудно пробить дорогу узкому жанру. А пародия может считаться как раз узким жанром,... читать далее>>

Афиша кино >>

комедия, мелодрама, приключения, фэнтези
Япония, 1992
боевик, комедия, триллер
Великобритания, США, 2024
драма
Бельгия, Италия, Франция, 2024
драма, мистика
Бельгия, Нидерланды, Норвегия, 2024
боевик, приключения, фэнтези, экранизация
Китай, 2024
детектив, драма, криминальный фильм
Гонконг, Китай, 2024
боевик, научная фантастика, приключения
Россия, 2025
комедия, мелодрама
США, 2023
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен