Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Как тебе такое, Илон Маск: Кристоферу Нолану – 50

30 июля
2020 год
 
 
1
3
5
6
7
8
9
10
11
13
16
20
21
24
26
27
28
30
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
9
10
11
12
15
17
18
19
21
22
24
25
26
28
 
 
 
 
 
 
3
6
7
9
11
12
13
14
15
16
19
20
21
22
23
24
25
26
29
30
31
 
 
1
2
3
4
11
13
14
15
16
21
22
23
25
26
27
28
29
30
 
 
 
 
2
3
4
5
7
9
11
13
14
15
17
19
20
21
23
24
25
27
28
30
3
4
5
6
8
10
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
26
27
28
29
30
 
 
2
3
4
5
6
7
8
12
14
15
16
17
19
20
22
23
25
26
27
28
30
 
 
 
 
 
1
3
4
9
10
11
12
14
17
18
19
20
23
24
27
28
29
31
 
3
4
5
7
8
11
12
14
15
16
17
18
19
20
21
23
25
26
27
28
29
 
 
 
1
2
3
4
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
18
19
20
23
24
25
26
29
 
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
8
9
11
12
13
14
15
16
19
20
21
23
24
25
28
29
30
 
2
3
6
7
8
9
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
23
24
25
26
27
30
31
Все рубрики

Мнение >>

Иллюзионист или баловень судьбы?

Как тебе такое, Илон Маск: Кристоферу Нолану – 50

Слова «Нолан – гений» давно из ироничного мема превратились в правду, которую неприлично оспаривать. Регалии визионера и наследника Кубрика давно висят на плечах режиссера, и, кажется, они ему к лицу. Впрочем, биография Нолана удивительно «негениальна», даже, наоборот, чрезвычайно скучна и предсказуема: английский мальчик из хорошей семьи по имени Кристофер с юности грезил о космосе и кино. И у него все получилось. Судьба Нолана – судьба отличника, который сумел воспользоваться всеми своими талантами и привилегиями для осуществления дела жизни.

Читайте также: каких режиссеров и почему записывают в «новые Кубрики»

И широкая улыбка голубоглазого блондина подчеркивает этот статус баловня судьбы. В Нолане как будто нет никакой загадки, изъяна или внутреннего конфликта. Он поражает какой-то сияющей наивностью, детской увлеченностью, с которыми он берется за новые проекты. Принято считать, что художник должен голодать, и труд его в основе бескорыстен. Нолан же показывает совершенно противоположный тип творца – успешного, популярного и при этом чертовски талантливого. Можно сказать, Илон Маск от мира кинематографа. Но это лишь фокус, «престиж». С той же ловкостью Нолан заворачивает в жанровые формы (кинокомикс, сайфай, кино о войне) личные размышления о человеке, теории об устройстве мироздания. Считается, что в этом и состоит его подлинная «гениальность» – он примирил зрителей и критиков, подарив одним впечатляющее зрелище, а другим пищу для домыслов и интерпретаций.

Как тебе такое, Илон Маск: Кристоферу Нолану – 50

Впрочем, внутри режиссера эти два начала вечно соперничают, подобно героям его, пожалуй, самого личного фильма «Престиж». Изобретатель и шоумен, гений и злодей: этот дуализм играет определяющую роль в творчестве Нолана. Двойничество вообще распространенный конфликт в его фильмах: Бэтмен и Джокер в «Темном рыцаре», маньяк и детектив в «Бессоннице», Великий Дантон и Профессор в «Престиже». В «Мементо» забывчивый главный герой вынужден бороться со своим альтер эго, а в «Интерстелларе» персонаж Мэттью МакКонахи и вовсе встречается с собой из разных временных эпох.

Читайте также: рецензия на «Интерстеллар»

Нолан обожает игры со временем и пространством по понятной причине. Заимствуя приемы из литературы модернизма (Пруст и Джойс проворачивали трюки из «Начала» и «Дюнкерка» задолго до него), режиссер намерено усложняет композицию фильма, чтобы показать героя с разных ракурсов, во всем многообразии явлений жизни. Поэтому супергерой Бэтмен в трилогии о «Темном рыцаре» так отличается от привычных его киноинкарнаций. Нолан бросает его в водоворот воспоминаний, травм и поражений, которые лишают его атрибутов героизма и демонстрируют его обнаженную человечность, уязвимость.

Как тебе такое, Илон Маск: Кристоферу Нолану – 50
фото: vertigo.com

Также и герой Леонардо ДиКаприо в «Начале» приходит к самому себе через путешествия по разломленным снам и фальшивым грезам, будто на приеме у психоаналитика. Добро и зло, хаос и порядок, в нолановском мире эти категории вынуждены сосуществовать друг с другом, найти примирение. И это возможно только тогда, когда все переворачивается с ног на голову, и года безвозвратно пролетают со скоростью шага. По мысли Нолана, линейный сюжет никогда не сможет раскрыть персонажа или отдельную ситуацию (как в случае с «Дюнкерком») во всей их глубине, как это возможно при монтажной комбинации. Разве сама жизнь, в сущности, линейна?

Читайте также: портрет Орсона Уэллса

Нолан верит в магию языка кино, в необходимость манипуляции сознанием зрителя. И в этом смысле, он наследник не Кубрика, а Орсона Уэллса. Тот неоднократно сравнивал кино с иллюзией, красивой ложью и видел в природе кинозрелища романтический идеал подлинного эскапизма. Композиционные дорожки, по которым Нолан ведет публику в своих фильмах, подобны уловкам фокусника. Он прекрасно умеет переключать внимание, фиксировать его на предметах-макгаффинах (красный мячик в «Престиже», вертушка-юла в «Начале»), для него сюжетный твист работает не столько эмоционально, сколько интеллектуально, поскольку подчинен всей сложной конструкции ленты. При этом трудно назвать Нолана формалистом, ведь в центре его произведений неизменно оказывается маленький человек (даже если он супергерой), пораженный осознанием своей малозначительности в глобальном процессе Истории.

Как тебе такое, Илон Маск: Кристоферу Нолану – 50

Неслучайно, именно Нолану выпала честь вывести человечество из карантина. Его новый фильм «Довод» ознаменует собой возвращение изголодавшейся по зрелищам публики в кинотеатры, а вместе с тем перезагрузку целой индустрии, оказавшейся на полгода в анабиозе. Символично, что Нолан – один из апологетов классического формата кинопросмотра, свысока глядящий на стриминговые сервисы, на которые плотно подсели зрители в период пандемии. На маленьком экране магия кино слишком хрупка, может рассыпаться по одному нажатию кнопки «пауза». И «гений» здесь бессилен. Иллюзионисту нужна сцена, массы, фильмы Нолана немыслимы без этого, в этом состоит их главный пафос. И публика с радостью готова забыть о вирусе и других невзгодах, ради пары часов волшебства, в исполнении которого Нолану сегодня нет равных.

Кирилл Горячок
Поиск по меткам

Афиша кино >>

комедия, мелодрама, приключения, фэнтези
Япония, 1992
боевик, комедия, триллер
Великобритания, США, 2024
драма
Бельгия, Италия, Франция, 2024
драма, мистика
Бельгия, Нидерланды, Норвегия, 2024
боевик, научная фантастика, приключения
Россия, 2025
боевик, приключения, фэнтези, экранизация
Китай, 2024
детектив, драма, криминальный фильм
Гонконг, Китай, 2024
комедия, мелодрама
США, 2023
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram