Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Человеческие границы на войне в «Летят журавли» и «Мост через реку Квай»

10 мая
2020 год
 
 
1
3
5
6
7
8
9
10
11
13
16
20
21
24
26
27
28
30
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
9
10
11
12
15
17
18
19
21
22
24
25
26
28
 
 
 
 
 
 
3
6
7
9
11
12
13
14
15
16
19
20
21
22
23
24
25
26
29
30
31
 
 
1
2
3
11
13
14
15
16
21
22
23
25
26
27
28
29
30
 
 
 
 
2
3
4
5
7
9
10
11
13
14
15
17
19
20
21
23
24
25
27
28
30
3
4
5
6
8
10
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
26
27
28
29
30
 
 
2
3
4
5
6
7
8
12
14
15
16
17
19
20
22
23
25
26
27
28
 
 
 
 
 
1
3
4
9
10
11
12
14
17
18
19
20
23
24
27
28
29
31
 
3
4
5
7
8
11
12
14
15
16
17
18
19
20
21
23
25
26
27
28
29
 
 
 
1
2
3
4
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
18
19
20
23
24
25
26
29
 
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
8
9
11
12
13
14
15
16
19
20
21
23
24
25
28
29
30
 
2
3
6
7
8
9
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
23
24
25
26
27
30
31
Все рубрики

Мнение >>

Продолжаем рубрику «Сдвоенный сеанс», в которой редактор Кино-Театр.Ру Алексей Филиппов объединяет в пару и сравнивает два фильма одного года – отечественный и зарубежный. «Сеанс» носит не только рекомендательный характер, но это еще и попытка увидеть занятные параллели между отечественной и мировой культурой одного момента – хорошая альтернатива постоянным противопоставлениям «нашего» и «зарубежного». Герои пятого выпуска – вышедшие в 1957 году «Летят журавли» Михаила Калатозова и «Мост через реку Квай» Дэвида Лина. Оба предлагают взгляд на войну через 12 лет после ее окончания.

Человеческие границы на войне в «Летят журавли» и «Мост через реку Квай»

Есть мантра, что каждый хороший фильм о войне – антивоенный. Но в чем именно заключается зерно войны – только ли в убийствах и разбомбленных городах? Ведь вооруженные баталии — это и фиаско политического диалога, и примат силы, и бесчеловечная строгость уклада («по законам военного времени»), и сохраняющаяся в культурной памяти нетерпимость, и двойственное явление героизма, которое состоит из защиты «своего», но и убийства «другого».

Даже если сошкурить патриотический глянец, проще не становится: разве не документален кошмар «Иди и смотри» (1985) Элема Климова? Легко ли поверить — таковы «правила игры» и духота момента, что одни простые люди, надев мундир, выполняют бесчеловечные приказы по отношению к другим таким же людям. Война – это во многих смыслах черное зеркало, в котором видны отрицательные возможности человечества. В противнике возможно разглядеть не туманный символ угрозы, не взбесившуюся собаку, а собственный отрицательный потенциал, который по ту сторону окопа выглядит таким же оскалом.

Человеческие границы на войне в «Летят журавли» и «Мост через реку Квай»

Феномен «тумана войны» на экране и в жизни требует основательного анализа и нередко дистанции с событием – хотя порой и 75 лет как будто бы недостаточно. Тем не менее неожиданное родство обнаруживается в двух картинах 1957 года – снятых о разных полюсах одной войны и в разных странах. И вновь общего у них больше, чем может показаться.

События фильма «Мост через реку Квай» происходят в 1943 году в бирманских джунглях. В японский лагерь для военнопленных прибывает английская рота под предводительством чопорного подполковника Николсона (Алек Гиннесс, который за эту роль получил «Оскар», а через 20 лет сыграл неоднозначного мудреца Оби-Вана Кеноби). Упорный и жестокий полковник Сайто (Сэссю Хаякава) хочет любой ценой построить мост через реку Квай к назначенному сроку, но Николсон с порога начинает ему возражать: пленные офицеры согласно Женевской конвенции не могут быть подвержены физическому труду. В итоге Сайто все же уступает британцу (тому, правда, пришлось посидеть в «одиночке»), а Николсон, одержимый правилами, так увлекается строительством моста, что начинает третировать собственных солдат и офицеров, даже тяжело больных.

Человеческие границы на войне в «Летят журавли» и «Мост через реку Квай»

Мост есть и в первом кадре «Летят журавли»: к нему вдоль Москвы-реки бегут влюбленные Вероника по прозвищу «Белка» (Татьяна Самойлова) и Борис (Алексей Баталов), которые планируют пожениться. Их встреча заканчивается в четыре утра 22 июня 1941 года: вскоре объявят о начале войны, Борис уйдет добровольцем на фронт, оставив девушке в подарок игрушечную белку с золотыми орешками и трогательной запиской. Он умрет где-то западнее Смоленска от невесть откуда взявшейся пули – хватаясь за березы окровавленной ладонью: в предсмертном сознании вихрем промчится альтернативная реальность, в которой они с Белкой играют свадьбу, мирно и счастливо. Своенравная Вероника, которая не хотела отпускать жениха на фронт, потеряет родителей, станет медсестрой и выйдет замуж за Марка (Александр Шворин), оставшегося в тылу пианиста, который вскоре начнет изменять ей.

В обеих картинах остра тема «долга».

Николсон-Гинесс беспрекословно следует уставу, но в стремлении играть по правилам все же увлекается соревнованием с японским командиром. Его задача не просто построить мост, но показать неприятелю, что англичане делают это лучше, чем «дикари». В этом имперском жесте просматривается, как территорией войны может стать что угодно – даже выполнение строительного задания в сотрудничестве с человеком близких строгих установок. Получается эдакий «бесконечный футбол», где дипломатия сменяется ненужным и даже вредным соревнованием. Тем временем в игру вмешивается другая миссия: британские коммандос вместе с американским беглецом Ширзом (Уильям Холден), которому удалось покинуть японский лагерь, направляются взорвать мост и помешать движению боевого поезда.

«Летят журавли»


В «Летят журавли» Веронике приходится пройти через метель осуждения – и за то, что она не разделяла порыв Бориса, и за то, что не осталась ему верна, сломленная свалившимися на нее потерями (и не заметила злосчастную записку). Ее человеческие реакции вступают в конфликт с мобилизацией момента – с бытовыми тяготами и риторикой военного времени, которой начинает оперировать и отец Бориса, хирург Федор Иванович (Василий Меркурьев), изначально высказывавший определенный скепсис по поводу героической отправки на фронт. К «искуплению» ее подталкивает поведение Марка, купившего себе «бронь» и нарушившего брачный «устав», и встреча с потерявшимся мальчиком – таким же неприкаянным, как она.

Фильм Калатозова будто бы заключен в скобки двух массовых сцен: отправки на фронт и возвращения с войны. И если в первой сцене Вероника фигурирует как частное лицо, пытающееся прорваться через толчею, то в финале она становится белоснежной фигурой с плаката – раздающей выжившим невостребованные цветы для Бориса. «Пусть она останется там, в ликующем майском дне 45-го, в своем белом платье Вечной Невесты и Сестры, со своими страдальческими глазами и своим единственным на мировом экране Ликом», – писала в 1995 году Нея Зоркая в «Искусстве кино».

Человеческие границы на войне в «Летят журавли» и «Мост через реку Квай»

Тот миражный мост из открывающей сцены в итоге становится тропинкой из прошлого/настоящего – в будущее. Во всяком случае – надеждой на победу мирной жизни над последствиями урагана войны. Не случайно фильм успевает выхватить из пяти военных лет все четыре времени года. И его визуальная манера – экспрессивная, полная энергичных операторских находок Сергея Урусевского – созвучна внутренней жизни персонажей, их громко бьющимся сердцам и не желающим оставаться в грязных лужах фронта надеждам. Пускай Калатозова – в оппозицию похвалам фильму и главному призу Венецианского кинофестиваля – нередко упрекают в том, что режиссер пошел на поводу у оператора, желавшего испробовать как можно больше оптических приемов.

Фильм Дэвида Лина устроен строже, его внутрикадровые композиции и тяготение к умеренно портретной (но не такой крупной, как у Калатозова) съемке не допускает лишних эмоций – и в этом тоже видится невольничество чувств. Пять лет спустя Лин в «Лоуренсе Аравийском» не только продемонстрирует подлинный эпичный размах, но и выйдет из клетки британской колониальной чопорности, которая идет трещинами в «Мосте», основанном на романе француза Пьера Буля (другая его известная книга – «Планета обезьян»).



Несмотря на трагичный оптимизм «Летят журавли» и прискорбное многоточие «Моста через реку Квай», оба они задаются вопросом, возможно ли строить связи между странами и эпохами, когда трещину дает уверенность в собственных чувствах. В их уместности – вообще или в обстоятельствах. Потому спустя 12 лет после войны – в условиях «малокартинья» или британо-американской копродукции, соперничающей в масштабе с отвоевывающим внимание телевидением, – истории войны принимают символический или эпический характер. Как ни крути, к добру или худу, человеку на войне не место.

Поиск по меткам

Афиша кино >>

триллер, фильм ужасов
Новая Зеландия, 2024
фильм ужасов
Индонезия, 2024
драма, исторический фильм
Италия, Франция, 2024
комедия
Россия, 2025
комедия, фильм ужасов, фэнтези
Венгрия, США, 2025
комедия
Россия, 2024
Россия, 2024
романтическая комедия
Россия, 2025
все фильмы в прокате >>
Илья Учитель: «Папа мне никогда никакие мудрости конкретными фразами не доносил»
Интервью
Илья Учитель: «Папа мне никогда никакие мудрости конкретными фразами не доносил»
Режиссер фильма «Батя 2. Дед» – о работе на «домашней студии», богатой мимике Евгения Цыганова даже в пластическом гриме и любви, которая идет из детства и не зависит от поколений
1 комментарий
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен