С каждым годом подводить итоги отчетного периода становится все сложнее. Попытка вспомнить лучшие картины, например, 2019-го упирается в обилие нюансов: одни фильмы показывали на фестивалях в прошлом (или даже позапрошлом) году, но увидеть их не представлялось возможным; другие уже показаны или доступны, но выйдут в прокат в 2020-м; третьи возникли ниоткуда, хотя были готовы уже несколько лет назад. Две большие условности – «год» и «прокат» – претерпевают большие изменения, как в свое время стало сложно называть картины исключительно, скажем, испанскими, а также строго делить на жанры. Сегодня Netflix это не роскошь, а средство передвижения, где не только появляются гремевшие где-то хиты, но и выпускают новые работы Мартин Скорсезе и Ноа Баумбах. А год становится какой-то совсем символической условностью, 365 днями, которые были в той или иной степени посвящены кино. Эта смазанность, вероятно, сказывается и на традиционном списке фильмов, которые до российского проката в этом году не добрались и, вероятно, не доберутся. Теперь мы учитываем проекты Netflix в общем зачете, а потому из проектов стримингового сервиса сюда попали только те, кто рискует стать статистической погрешностью большого подведения итогов. Как и было задумано, «Сохранить как…» остается списком исключительных изгоев, которые способны порадовать и поразить истосковавшегося зрителя.
10. «
Кино эпохи перемен», реж.
Алексей Федорченко
Документальная трагикомедия о Свердловской киностудии, которая 20 лет назад превратилась в торговый центр. По нему и ходит вооруженный операторами, воспоминаниями и свидетелями прекрасной эпохи режиссер Федорченко, рассказывая, как вдали от Москвы сформировалась небольшая, но самобытная кинематография. Со своими адептами (например,
Ярополк Лапшин, которому посвящена мемориальная доска на ТЦ), лихими 90-ми (стрелки, попытки отжать здание) и новациями (вроде отдела спецэффектов). На небольшом клочке земли пересеклись история страны, история локального кино и история самого Федорченко, который начинал на студии директором, а покинул ее уже в статусе режиссера, успев снять дебютное мокьюментари «Первые на Луне».
Интервью с Алексеем Федорченко
9. «
Соловей», реж.
Дженнифер Кент
Постановщица резонансного хоррора «
Бабадук» (2014), Кент сняла еще более радикальную картину, чем ее дебют, после которого ее ставили в один ряд с амбициозными хоррормейкерами вроде
Джордана Пила и
Ари Астера. Если «Бабадук» был графичной страшилкой, где можно проигнорировать страх молодой матери перед давящими ее социальными ролями, то в «Соловье» оптика Кент не вызывает сомнений. 1825 год, в Земле Ван-Димена (Тасмания) орудуют британские колонисты, которые не только третируют чернокожих аборигенов в рамках Черной войны. Лейтенант Хокинс (
Сэм Клафлин) таскает за собой некогда осужденную ирландку Клэр (
Эшлинг Франчози), чтобы она пела солдатам и удовлетворяла его похоть. Клэр уже отбыла свое наказание, обзавелась мужем и новорожденным ребенком, но плохой лейтенант не спешит ее отпускать, а в порыве ярости даже убивает ее супруга и дитя. Тогда Клэр, вооружившись ружьем и помощью тасманца-проводника Билли (
Байкали Ганамбарр) отправляется в погоню, чтобы совершить месть. «Соловей» – жестокое и довольно бескомпромиссное кино о многоуровневом насилии, которое несет в себе европейская цивилизация: мужчины – над женщиной, белого – над черным, старшего по званию – над подчиненным, британца – над ирландцем. Кент последовательно демонстрирует, как затягивается эта многолетняя петля жестокости, напоминая, что злодеи все же должны быть наказаны.
Лучшие хорроры 2010-х
Короткие метры, ставшие полными
8. «
Государственные похороны», реж.
Сергей Лозница
Документальная фреска Лозницы, вновь мастерски собранная из бездушной и в чем-то заискивающей кинохроники, на которой показаны торжественные всегосударственные похороны вождя, а на самом деле – то ли конец света, то ли гибель одной идеи, то ли попытка через смерть утвердить бессмертие (товарищ Сталин умер, но дело его живет). Смысловые акценты и мини-высказывания режиссера запрятаны в монтаже и выбранных сценах: как весть о похоронах пронзила весь СССР, как повторяются казенные речи в устах номенклатуры и рабочих, как советская система пропитана всевозможными – довольно иррациональными – ритуалами, апофеозом которых стали пышные похороны вождя. Наконец, принципиально и название картины; в прокат она выйдет с обманчиво патриотическим заголовком «Прощание со Сталиным». Однако государственные похороны это не только официальные почести, но и своего рода конец некоей системы, от которой уже скоро в частности отречется Никита Хрущев.
Рецензия на «Процесс»
Рецензия на «День Победы»
7. «
Сувенир», реж.
Джоанна Хогг
Двухчасовая автобиографическая картина британской постановщицы Хогг напоминает смесь костюмной драмы и инди про интеллектуалов в большом городе (в США центральный представитель этого поствудиалленовского жанра -
Ноа Баумбах). Много разговоров, много задумчивых и томных взглядов, поэзия и старые кружева. Рефреном в кадре мелькает картина «Сувенир» (1778) Фрагонара Жана Оноре, на котором девушка с розовой лентой в волосах вырезает на коре дерева имя возлюбленного, чье письмо она только что прочла. В той же эстетике рококо решена и лента Хогг, которая не только позаимствовала имя героини картины Оноре, но и придала видеоряду хрупко-мечтательную меланхоличность.
Читать рецензию
6. «
Мир полон тайн», реж.
Грэм Свон
В 1996 году пять старшеклассниц собираются дома у одной из них, чтобы в рамках традиционной подростковой ночевки порадовать друг друга страшными историями для рассказа в темноте. Одна вспоминает сюжет из истории фашистской Германии, другая – как истязали раннюю последовательницу Христа в Древнем Риме, третья находит в томике Джона Донна вырезку о недавней гибели их ровесницы, а еще одна – подробно рассказывает, как старшеклассницы жестоко убили школьницу, которую считали распутницей. Сама эта встреча – тоже предмет рассказа: голос пожилой женщины за кадром вспоминает тот роковой вечер 1996-го, который закончился убийством трех подруг. Дебютант Свон рассказывает все эти истории в формате фактически сеанса гипноза: простые жесты, кадры и слова принимают характер ритуала, а смысловые акценты расставляются в зависимости от того, кого и как мы слушаем. «Мир полон тайн» – описывает разномастные ситуации насилия над женщинами, воспроизводит антураж большого травматичного опыта (исторического, религиозного, мистического, подросткового) и демонстрирует, как по-разному люди реагируют на жестокость: принимают ее в формате рассказа за забавную байку, по-настоящему ужасаются даже вымышленным сюжетам, солидизируются с убийцей как движущей силой нарратива – быть может, невольно. Наконец, в мареве убаюкивающего видеоряда остается ключевой вопрос: кто рассказчик и как он влияет на восприятие истории. Нет ли манипуляции и насилия в самой привычке кинематографа рассказывать и показывать историю. Свон не дает однозначного ответа, но от всех кровавых аттракционов демонстративно отказывается. Кто умер, кто убийца и как происходило насилие мы не узнаем. Мир полон тайн.
5. «
Раны», реж.
Бабак Анвари
Иранский режиссер Анвари три года назад снял резонансный хоррор «
В тени», рассказывавший об ожившем кошмаре женщины в Тегеране 1980-х (времен Ирано-иракской кампании). Шиде (
Наргес Рашиди) борется в рушащемся доме со страхом смерти, беспокойством от проблем с самореализацией, а также ужасом, что она может оказаться плохой матерью. Все эти страхи воплощает загадочная фигура джиннири, которая преследует Шиде и ее дочь. Недавно Анвари снял второй фильм – уже об американских реалиях: бросивший учебу бармен Уилл (
Арми Хаммер) потихоньку профукивает свою жизнь, пока его девушка Кэрри (
Дакота Джонсон) изучает Томаса Элиота, а бывшая Алишиа (
Зази Битц) – находит себе бойфренда с амбициями. Тоннелем в экзистенциальное недовольство сложившейся жизнью оказывается оставленный школьниками телефон, по которому Уилл выходит на контакт с неопознанным, а на самом деле – впервые прислушивается к себе, а не делает вид, что все хорошо. Второй фильм Анвари, может быть, не столь оригинален, как дебют на иранской фактуре, но тоже некомфортен и тревожен, а также порой дьявольски изобретателен.
Подкаст про Бабака Анвари
4. «
Монстры.», реж.
Мариус Олтеану
Фильм сконструирован из сценок человеческой неуживчивости: здесь есть и вредный сосед, которому мерещится запах мяса в ванной, и требующая внуков бабушка - вдобавок к своенравному таксисту, пьяной женщине и властному IT-шнику. Из этих неблизких контактов непонятной степени и складывается двухчасовой румынский дебют - кино, в сущности, о том, что человек человеку - монстр. Это не какая-то специфическая румынская хохма: монстр в том смысле, что другой, непохожий, недосягаемый. И вместе с тем - бесконечно ранимый, прячущийся за многочисленными масками, паттернами поведения и кусками панциря безразличия.
Читать рецензию
3. «
Наживка», реж.
Марк Дженкин
Экспериментальный побратим «Маяка» Эггерса – корнуоллский триллер о рыбаке (
Эдвард Роу), который продолжает дело отца, пока на родное побережье прибывают туристы и зажиточные зеваки из Лондона. Дженкин сталкивает современность и традиции не только на уровне сюжета (конфликт рыбака с пришлыми приводит к трагедии), но и визуально: черно-белый кадр с хрустящим звуком первых звуковых фильмов и припадочным монтажом ночного кошмара сочетается с современными автомобилями, макбуками и прочими артефактами нового времени. Корнуоллская идентичность терпит поражение в борьбе с тотальной унификацией, но, быть может, еще возьмет свое.
2. «
Я потерял свое тело», реж.
Жереми Клапен
Пронзительный мультфильм о юноше Науфеле, которому при загадочных обстоятельствах отрезало руку (точнее – ладонь). Пока его пятерня путешествует по парижским задворкам, паренек вспоминает детство и трагедию, которая заставила его переехать из Марокко в столицу Франции, расстаться с детскими фантазиями и столкнуться со взрослой жизнью, где приходится зарабатывать доставкой пиццы. «Я потерял свое тело» напоминает сразу несколько замечательных пластов французской культуры: национальные комиксы, экспериментальное кино и отчаянно романтические сюжеты, ассоциирующиеся в частности с
Жан-Пьером Жёне (сценарий мультфильма писал соавтор «
Амели»). Дебют Клапена едва ли не лучший мультфильм этого года – во всяком случае из тех, что покинули крышу фестиваля Анси (спасибо, Netflix).
1. «
Груз», реж.
Огнен Главонич
Дальнобойщик (
Леон Лючев) в 1999 году в самый разгар бомбардировок НАТО везет из Косово тайный груз. Подробности – скупые: диалоги со встречными и попутчиками, виды за окном да недобрый стук за спиной, который, естественно, заглушает осознание национальной трагедии. «Груз» Главонича второй год катается по фестивалям и в этом году добрался до ММКФ; справедливости ради — в 2018-м его показали на «Краю света» на Сахалине, но свидетелей все равно ничтожно мало. Сам фильм тоже, по сути, о свидетелях: о наблюдателях истории, о тяжком грузе прошлого, распадающейся стране и множественном выборе – между национальной идентичностью или западничеством. Однако Главонич, взявший для первого игрового фильма документальную фактуру (о тех же событиях он снял «
Глубину два»), надеется, что сербская земля способна снова заплодоносить. Напоминание об этом – орешник, выросший из семян, оставшихся в кармане солдата, умершего во время Второй мировой.
***
Специальное упоминание: «
Маяк»
Роберта Эггерса и «
Свистуны»
Корнелиу Порумбойю.
Оба фильма выйдут в российский прокат в следующем году, поэтому полноценный разговор о них можно и отложить. Эггерс тем не менее снял уже второй (после «
Ведьмы») завораживающий хоррор о разложении личности в удалении от цивилизации, снабдив повествование морской мифологией и маскулинными страхами. Порумбойю – большая фигура румынской новой волны – сочинил абсурдистский нуар, в котором важная роль отведена свисту как некоему универсальному языку, а главной темой выступает не пресловутое преступление и наказание, но поиск коммуникации между людьми.
обсуждение >>